Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Русский меридиан

Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский. Рисунок В. Моисеева

Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский. Рисунок В. Моисеева

Был ли первый новгородский епископ нашим первым летописцем?

28 июля будет отмечаться День крещения Руси — как государственная памятная дата. Накануне в третью неделю по Пятидесятнице, 14 июля, православная церковь поминала Иоакима Корсунянина, первого новгородского епископа. 

Из летописных источников известно, что это был «муж добродетельный и знающий язык и нравы славян». По происхождению — грек из таврического Херсонеса (Корсуни). Один из тех пастырей, которых Константинополь по просьбе новообращённого христианина киевского князя Владимира прислал для духовного просвещения Руси. 

Первый пастырь — тот, кто эту паству и создаёт. Поэтому можно говорить об Иоакиме как о человеке, крестившем Новгород. Хотя, возможно, лучше так: при нём крестился Новгород. Он не святой, но святитель. Исторический деятель, но не увековечен на памятнике «Тысячелетие России».

Кротостью и… огнём

Первым русским летописцем называл его историк Василий Татищев. Однако сведения об Иоакимовской летописи восходят к нему самому. Якобы Татищев частично переписал её содержание, а оригинал, увы, исчез. К огорчению историка и нас, потомков. Нигде более не говорилось о крещении Новгорода, что «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём». 

Сам же Иоаким, согласно принятой православной интерпретации, «действовал исключительно мерами кротости и благоразумия», объясняя «заблуждающимся всю нелепость их служения бездушным истуканам («Ангелы апокалипсиса. Собрание житий миссионеров и мучеников»).

«Заблуждающиеся» с Софийской стороны, об этом нам опять же сообщают Татищев с Иоакимом, не просто упорствовали, а разобрали Великий мост и со своего берега принялись обстреливать камнями войско Добрыни. Увидев такое, он пошёл на хитрость, приказав устроить поджог. Новгородцы бросились спасать свои семьи и дома, забыв и про Перуна, и про сечу. Правда, по дороге на оную воинственно настроенные горожане разметали деревянную церковь Преображения и «домы христиан грабляху». О чём это говорит? Христиане в Новгороде уже были. Но всё-таки была ли летопись?..

Два крещения

Ещё в 1983 году академик Валентин Янин опубликовал в журнале «Наука и религия» статью «Как и когда крестили новгородцев», в которой приводил некоторые данные, полученные при раскопках. Оловянный крестик, датированный 989 годом. Следы пожаров, относящиеся к тому же периоду. «При этом выяснилось, что восстановление застройки после пожара здесь было предпринято в 991 году», — отмечал Валентин Лаврентьевич. Напомним, Киев крестился в 988-м, Новгород — следом.

Свой вклад в копилку доказательств достоверности событий, описанных в летописи, уже в новом тысячелетии внесли исследования нашего подводного археолога Айвара Степанова. Речь о найденных им на дне Волхова остатках Великого моста в форме сруба. Этот мост был построен ещё до крещения. В дальнейшем возводились мосты уже другой конструкции. 

Подсказка Авраамки

В Иоакимовской летописи есть также весьма любопытное сообщение, позволяющее по-иному взглянуть на происхождение Десятинного монастыря. Там упоминается Летопись Авраамки, где говорилось, что в 989 году Иоаким устроил себе монастырь на Десятине. Между тем руины церкви Рождества Богородицы на территории монастыря датируются 1397 годом…

Все мы привыкли думать, что центр и символ Новгорода — Софийский собор. Но сначала это могло быть не так. И, видимо, было не так. Скорее всего, древняя улица Пискупля была продолжением Великого моста, от которого шла по направлению к Десятинному монастырю. А вот почему потом вдруг центр тяжести религиозной жизни перенесли и появился культ Святой Софии?..

Десятинный монастырь. Вид с юго-востока после строительства новой колокольни. Фото начала ХХ века

Князь и пастырь

В 1015 году отходит ко Господу князь Владимир. Один из его сыновей Святополк, чтобы утвердиться во власти, начинает охоту на братьев — убивает Бориса и Глеба, за что навечно получает прозвище Окаянный. Княживший в Новгороде Ярослав совершает успешный поход на Киев, но затем Святополк, призвав на помощь своего тестя, польского короля Болеслава, наносит Ярославу поражение. Новгородцы, изрубив ладьи, не дозволяют своему князю бежать в Швецию к родне. Ярослав, собравшись с духом и силами, изгоняет Святополка из Киева. Но вот что интересно: вместе с Окаянным бежит Корсунянин. Не наш, конечно, предстоятель, а киевский. По имени Анастас. В отличие от князя, нашедшего на Западе образца XI века не убежище, а смерть, епископ довольно комфортно устраивается в Риме. Вроде бы даже в статусе кардинала. Конечно, это был удар по престижу молодой русской церкви. Но, возможно, именно тогда у Ярослава возникнет намерение распространить культ Премудрости Божией. В 1037 году он строит Софийский собор в Киеве, потом — в Новгороде, затем — в Полоцке. 

Иоаким этого величия уже не увидит. А год его кончины — 1030-й — отмечен тем, что Ярослав собрал 300 детей и отдал их в учение пресвитерам. Прообраз первой школы. Правда, матери детишек оплакивали. Им же миссионерами быть — до самых отдалённых мест земли новгородской идти. Вернутся ли? 

Мы не знаем, было ли что-то в начинаниях Мудрого князя от советов новгородского архипастыря. Встречались ли? Наверняка. О чём были их беседы? Ведь 20 лет Иоаким Корсунянин служил на духовном поприще в Новгороде при князе Ярославе. А всего посвятил этому северному краю, утверждению в нём Слова Божьего, почти 40 лет жизни. Быть первым нелегко…

* * *

Десятинный монастырь, где, возможно, был Владычный двор первого епископа, где подвизались почитаемые православными Прасковья-сибирячка и Мария-старица, пока не в лучшем состоянии. Но благодаря участию губернатора Андрея Никитина восстановлена колокольня. Дела наши уж точно получше киевских. Не так давно там в ночи была разобрана часовня на месте Десятинной церкви, разорённой ещё ордой. Что Батый, что нынешний их правитель — те ещё созидатели.

На протяжении нескольких веков Иоаким Корсунянин покоился в построенной им церкви Иоакима и Анны. В 1699 году состоялось обретение и перенесение его мощей в Софийский собор. Здесь, в небольшом приделе, они пребывают и поныне.

Василий Дубовский: 

С горечью сердечной должен сказать, что это — последний материал, который мне довелось подготовить при участии нашего новгородского историка Сергея Трояновского. Утром в понедельник собирался позвонить: «Сергей Викторович, как будем иллюстрировать?» И вдруг — известие о безвременной его кончине. 

Низкий прощальный поклон, искренние соболезнования близким. Многие сейчас печалятся о нём как о родном. Большой, красивый, талантливый, энциклопедист с даром слова, влюблённый в свой город — от великого прошлого и до сих пор, он нёс эту любовь всем нам. Не про него было вот это библейское: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч». Не про него…

Вот и эта публикация, она оттуда же — от знания и любви, от вызванного ими большого желания восстановить историческую справедливость. Да, он считал, что «имя нашего первого епископа как будто на тысячу лет оказалось в тени». И стоило бы подумать, чтобы увековечить память об Иоакиме Корсунянине и о крещении Новгорода. И осуществить этот проект на территории Десятинного монастыря. 

По словам Андрея Никитина, Сергей Трояновский был одним из инициаторов «приближения» археологии к людям.
Фотография: личная страница Сергея Трояновского в ВКонтакте

Это его гипотеза в нашем тексте, что изначально приоритет был у Десятинки и что культ Софии в Новгороде возник немногим позже. Он был полон идей, рассказывал об экскурсиях в формате 3D: Добрыня, Детинец, Десятина — как исходная точка христианизации, и о своей мечте — осуществить проект «Русский меридиан»: «Корсунь — Севастополь; Новгород с самого начала христианизации Руси связан пуповиной с ним. Если прочертить на карте линию между нашими городами, то это будет параллель географическому меридиану. То есть мы, Новгород, — северный полюс Руси, а Крым, Севастополь, — южный». 

Не успел. Может быть, это вдохновит кого-то другого? Кто другой завершит его большой труд «Великий Новгород. Седмицы истории»? Кто, встретив случайно на улице, с улыбкой устремится навстречу: «Привет, дружище!»? 

Прощай, дружище. Какими меридианами и на какие полюса ты ушёл? Ещё не так давно я видел тебя в сельской церкви на клиросе. Сначала удивился. Только сначала. Хочется верить, нет, я верю: ты ушёл победителем.

Теги: Иоаким Корсунянин, Новгород, крещения Руси

РЕКЛАМА

Еще статьи

Выезд с проводником на охоту. Фото из книги великого князя Николая Михайловича «Наблюдения по охоте на диких гусей»

Их сиятельства, а гуси наши

В начале прошлого столетия Взвад был излюбленным местом охоты для благородных особ

17.07.2024 | История

Сергей Торопов — за реставрацией берестяных грамот.

Ябедник в гостях у Хромого жука,

А также почему у НовГУ на неделе семь Пятниц и столько же Троиц

10.07.2024 | История

Сергей Митин: «Благодаря Орловым (и таким, как они) 34-летнее правление императрицы стало по праву называться «Екатерининской эпохой» в истории России».

«Орловы на службе Отечеству»

Сергей Митин посвятил свою книгу дворянскому роду, сыгравшему значительную роль в судьбе России

10.07.2024 | История

Большие дела вершатся общими усилиями и к общей радости. На открытии выставки — Максим Орешкин, владыка Лев и Андрей Никитин.

Чудо обретения

В Великий Новгород вернулась святыня, похищенная во время оккупации немецким капелланом

19.06.2024 | История

Новые издания НГОМЗ расскажут, как Пушкин относился к Новгороду.

Ненаписанное путешествие

Каким был Новгород для Пушкина

11.06.2024 | История

Часть предметов крестьянской одежды для выставки предоставил российский художник Иван Глазунов.

Ситцевый рай

В Новгородском музее открылась выставка праздничных крестьянских костюмов

11.06.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА