Воскресенье, 28 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Классика — это не скучно

Благодаря проекту «О России — музыкой Рахманинова» дети из провинции знакомятся с качественным исполнением классической музыки.

Благодаря проекту «О России — музыкой Рахманинова» дети из провинции знакомятся с качественным исполнением классической музыки.

Фото: из архива проекта «О России — музыкой Рахманинова»

Как развить способности и воспитать музыкального вундеркинда

В эту пятницу, 16 марта, в детской школе искусств посёлка Парфино состоится концерт студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории. На следующей неделе у них запланированы выступления перед детской аудиторией в Старой Руссе и Чудове. Знакомство юных музыкантов и педагогов с высочайшим качеством фортепианного исполнительства станет возможным благодаря проекту «О России — музыкой Рахманинова», поддержанному Фондом культурных инициатив. 

Проект помимо Новгородской охватил Псковскую, Ленинградскую, Московскую области, а также Республику Карелию. Один из его авторов — 24-летний музыкант, новгородец Юрий ПРЫТКОВ. Ещё в совсем юном возрасте он становился лауреатом детско-юношеских фестивалей-конкурсов. «НВ» поговорили с ним о результатах и миссии проекта, о музыкальном воспитании и о том, как развить в ребёнке музыкальные способности. 

Юрий, а как вообще возникла идея проекта? 

— На уровне ощущения она появилась у меня, когда я ещё учился в Новгородском колледже искусств имени Рахманинова. Тогда мы, его студенты, давали концерты классической музыки в музыкальных школах Великого Новгорода. Там нас всегда тепло встречали и благодарили, просили выступить ещё. Их воспитанникам и педагогам не хватало подобных мероприятий, а также мастер-классов более опытных музыкантов. Став студентом Санкт-Петербургской государственной консерватории, я рассказал об идее просветительских концертов своему другу Григорию Юшину. Ему она понравилась, и мы начали думать, как нечто подобное можно реализовать в имеющихся условиях. Постепенно у нас сложилась команда, в которой Григорий стал техническим директором проекта. 

И кто ещё в неё вошёл? 

— Мои однокурсники Юлия Сотула, Семён Марков, председатель Новгородского отделения международного общественного фонда «Российский фонд мира» Лариса Фоменко, мой педагог, профессор кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ Игорь Викторович Лебедев. Наша команда получилась идеальной, каждый участник — профессионал своего дела. И в ней есть эмерджентность — это когда в системе возникают новые свойства, которые не характерны для отдельных её компонентов.

А были ли переживания, связанные с реализацией проекта? 

— Главные опасения были связаны с тем, что людям будет скучно на наших концертах. Поэтому в программе предусмотрен информационный блок, чтобы публика ещё и узнавала что-то новое о композиторах и музыкальных сочинениях, присутствует мультимедийное сопровождение. Наши концерты длятся по два часа. Но, как говорят слушатели, время на них пролетает мгновенно. Мы давали концерт в музыкальной школе, где в зале вместо стульев стояли скамейки. Я переживал: как же дети просидят? Но всё прошло на одном дыхании. 

Какого результата вы ждёте от проекта? 

— Самое важное — вызвать у детей интерес к классической музыке, изучению нового. Помимо просветительской миссии проект ориентирован на проведение мастер-классов. Занятия ведёт Игорь Викторович Лебедев, обладающий огромным педагогическим и исполнительским опытом. Как правило, дети начинают бояться, когда слышат про мастер-класс. Воспринимают его как контроль, экзамен. Но Игорь Викторович проводит урок так, что им хочется и после него продолжать заниматься, улучшать свои навыки. Цель — показать ребёнку, что у него всё получится, только надо над чем-то хорошо поработать. Кроме того, часто у детей из провинции нет возможности посещать качественные концерты классической музыки. А именно благодаря им у ребёнка формируются музыкальные вкус и чуткость. 

А кто в вашей семье был инициатором того, чтобы вы получили музыкальное образование?

— Папа очень хотел, чтобы я стал музыкантом. Когда я был ещё совсем маленьким, он разглядел во мне потенциал для развития способностей пианиста. Он — самоучка, самостоятельно научился играть на гармошке, аккордеоне, фортепиано. В первые годы обучения папа ходил на уроки вместе со мной, внимательно слушал, что говорил преподаватель, и записывал её слова в специальную тетрадочку. И потом дома мы по тетрадочке всё повторяли. Я, как и многие дети, рос непоседливым. Бывали ситуации, когда мне хотелось заняться чем-то другим. А папа убеждал, чтобы я не отвлекался от музыки. Случались иногда ссоры. Но сейчас я ему благодарен, что он был настойчив, поскольку именно в детстве закладывается необходимая база для навыков профессионального музыканта. 

Какую музыкальную школу в Новгороде вы окончили?

— Я учился все 13 лет в стенах Новгородского колледжа искусств. У меня не было музыкальной школы в привычном смысле этого слова. При колледже действует сектор педагогической практики, созданный для того, чтобы студенты могли повышать свои профессиональные навыки. А это возможно, если они будут заниматься с детьми. По сути, сектор и был музыкальной школой. Туда меня отвёл папа. Мне повезло, что все эти годы меня учила замечательный педагог Светлана Ивановна Лебедева, которая и развила во мне такое необходимое для музыканта умение, как владение музыкальным интонированием. Когда я окончил общеобразовательную школу, у меня не возникло сомнений, куда поступать. Только колледж, и я был рад, что теперь могу всё время посвящать занятиям музыкой — тому, что мне нравится. 

В консерваторию вы легко поступили? 

— Нередко только из-за робости потенциальные абитуриенты консерватории не делают никаких шагов, чтобы поступить в неё: мол, консерватория — это что-то далёкое, высокое, в общем, «не для меня». А на самом деле ситуацию можно описать: «У страха глаза велики». И всё-таки желательно за несколько месяцев перед поступлением съездить на консультацию к преподавателям вуза, чтобы они оценили уровень подготовки и дали советы, что следует улучшить. Для меня как раз самым сложным оказался этап подготовки, когда педагоги колледжа намеренно завышали сложность задач. А уже потом на экзамене по специальности я отыграл легко и сам остался доволен своим исполнением. 

Что можете порекомендовать родителям, чтобы их дети с удовольствием ходили на занятия в музыкальную школу? И как сформировать у них мотивацию?

— На этот вопрос не будет какого-то одного ответа, поскольку к каждому ребёнку надо искать индивидуальный подход. Но в любом случае следует стремиться к тому, чтобы ребёнку комфортно было заниматься. Так, игра на фортепиано требует правильно настроенного инструмента, поскольку при этом условии будет формироваться абсолютный слух. Нотная учебная литература должна быть в печатном варианте. Если использовать экран планшета (я, кстати, его тоже пробовал), то непонятно будет, в каком месте музыкального произведения находится исполнитель. Для достижения качественного результата необходимы регулярность занятий и поддержка родителей. Немаловажно посещать концерты классической музыки, на которых выступают действительно талантливые музыканты. Детям очень важно слышать качественное исполнение музыки, чтобы они сами понимали, к чему следует стремиться.

Что касается мотивации, когда я учился ещё на секции, то к нам, юным музыкантам, приезжали с мастер-классами профессора Московской, Петербургской консерваторий. Мы участвовали в различных конкурсах. И, например, я как победитель ездил в Москву с концертом, который устроили в музее Оружейной палаты. Такой насыщенности музыкальными мероприятиями, какая была в моём детстве, уже нет. И проект «О России — музыкой Рахманинова» как раз и направлен на то, чтобы её вернуть. 

Уже думали над следующим проектом? 

— Он у нас почти готов. Хотим, чтобы благодаря ему появилось единое культурно-творческое пространство, включающее музыкальные школы, колледжи и вузы. В советские годы существовала практика кураторства, а сейчас она практически прекратилась. Необходимо возрождать утраченные связи между разными уровнями музыкального образования. В рамках нашего нового проекта в музыкальных школах будут проводиться локальные конкурсы для выявления наиболее талантливых учащихся. И в качестве поощрения они примут участие в концерте, когда наша команда приедет с новой программой в их школу.

Теги: О России — музыкой Рахманинова, проект, музыка, Новгородская область

РЕКЛАМА

Еще статьи

Между Мышкиным и Чёртом

Как обычный человек устраивает «взрыв» на сцене

24.04.2024 | Собеседник

Оставаться активным профессору Вяземскому помогает общение с молодёжью. Скриншот НТ

«Мне хорошо здесь»

Бессменный ведущий «Умниц и умников» поговорил с новгородской молодёжью о таланте и гениальности

17.04.2024 | Собеседник

Живой, игровой, яркий

О деле своей жизни рассказывает актриса с 45-летним стажем работы

10.04.2024 | Собеседник

Если будешь просто сидеть и учить роль, то дело пойдёт медленно. Гораздо лучше роль запоминается, когда она укладывается в действие: здесь — поворот, на монологе — взять в руки стакан и выпить воды.

Волнение — это топливо

О первых шагах в профессии, лёгкости на сцене и тяжёлом зале рассказывает молодой актёр Дмитрий Брейкин

27.03.2024 | Собеседник

Михаил Турбин: «Чтобы книгу хотелось читать, нам нужны интерес, сюжет, захватывающая история».

Литература — это всегда про человека

Почему автор рассказов Михаил Турбин снова будет писать роман

20.03.2024 | Собеседник

Оля и компания

О сложном, но красивом ремесле рассказывает новгородский кукольный мастер

13.03.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года