Много лет назад сердце Надежды Дзюбы покорила сложная техника гобелена, где магия рисунка сочетается с магией ткачества
Тканевые полотна заслуженного художника России Надежды ДЗЮБЫ Великий Новгород не изображают, они о нём рассказывают. Её картины, сплетённые из множества нитей, словно тексты, к которым в отличие от обычных можно прикоснуться. Тактильные ощущения раскрывают дополнительные смыслы.
Известный новгородский мастер не относит себя ни к одной школе текстильного искусства. У неё — свой стиль, почерк. Её работы — уникальны и удивительны.
Дочь офицера
Фамилия Дзюба, связанная с украинским словом, означающим «клюв», ей досталась от супруга. В загсе двадцатилетняя Надежда, ещё не имевшая определённых творческих планов, от мужа услышала, мол, теперь тебя ни с кем не перепутают. И ведь как он оказался прав! Хотя и её девичья фамилия — Криницына — тоже запоминается.
— Она — уральская, — говорит Надежда Викторовна. — Мой папа — из Перми, после окончания машиностроительного техникума по распределению был направлен на Донбасс. На Украине поступил в Харьковское военное училище связи. Воевал в Финскую войну. Во время Великой Отечественной служил в авиационном полку. А мама в этой же части работала шофёром, возила на полуторке к самолётам боеприпасы. На фронте и случился их военно-полевой роман.
На свет Надя появилась в 1948 году в Луцке. И через полтора месяца после её рождения семья переехала на Дальний Восток — туда для укрепления границы массово перебрасывали военные части. В одном из гарнизонов девочка пошла в первый класс, но проучилась там недолго. Семья вновь переехала: сначала — под Ленинград, а потом, в 1960 году, — под Новгород, в Кречевицы. Её отца назначили комбатом авиабазы, с этой должности он и ушёл в отставку.
— Моя особенная тяга к текстилю — от мамы. Это она мне показывала, как шить, вязать. В Доме офицеров я посещала кружки по лепке, рисованию, — вспоминает Надежда Дзюба. — Я окончила 11 классов, поскольку в то время школа участвовала в программе по профориентации. Мальчики учились водить грузовик, а девочки — шитью. Мне очень нравились эти уроки. Хотела даже стать художником-модельером.
Поступила Надежда на художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена, на котором готовили педагогов дополнительного образования по рисованию и черчению. Правда, на преподавательскую стезю она попала лишь в начале 1990‑х годов, когда её пригласили на кафедру изобразительных искусств НовГУ.
Закалка от технарей
После вуза Дзюба устроилась в бюро эстетики Новгородского телевизионного завода художником-оформителем. Сегодня уже можно спокойно рассказывать о том, что производство телевизоров и прочего электронного ширпотреба было хорошим прикрытием для предприятия оборонно-промышленного комплекса.
— Опыт работы на заводе мне очень пригодился, когда я попала в среду художников, — признаётся Надежда Викторовна. — Технари — а к нам приезжали целыми группами выпускники московских и ленинградских технических институтов — отличаются своей обязательностью, дисциплинированностью.
Изготовление гобеленов — помимо фантазии, умения разбираться в цветах и композиции, озарения — требует ещё большого труда, выдержки, терпения, концентрации внимания. Впрочем, большой вопрос: это ручное ткачество формирует характер или, напротив, его выбирают люди определённого склада?
— Некоторые мастера любят показывать незаконченные работы, а я пока не дойду до последнего ряда, картину не срежу с рамы. Если художники быстро выплёскивают свои эмоции на холст, то мой труд — монотонный, кропотливый. На работу размером метр на метр уходит более полутора месяцев. И это не учитывая времени, которое тратится на подготовку пряжи, продумывание эскиза. Возможно, и гобелен меня изменил. Я стараюсь реализовать замысел в заданные сроки. Когда поставлена цель, то мелочи уже не волнуют. Во всяком случае, на них уже не так сильно реагируешь.
«Я — из другой страны, другого века и строя»
В отличие от классической шпалеры, которая ткётся целиком из шерстяной или шелковой пряжи, современный гобелен не ставит перед художником жёстких ограничений. Автор волен выбирать для достижения своего замысла любой, даже нетекстильный материал, используя всевозможные техники ткачества разных народов и стран. А сами нити могут быть различной структуры и толщины.
— Гобелен как новый вид декоративно-прикладного искусства появился в 1940-х годах ХХ века во Франции. В 1970-е годы он получил распространение в Прибалтике, — поясняет Надежда Викторовна. — Моя первая выставка, посвящённая 8 Марта, состоялась в середине 1980-х годов в бывшем Дворце культуры профсоюзов. А получилась она случайно — увидели, как я заказываю рамки для своих работ. Стали выяснять, зачем они мне, и предложили картины оформить в экспозицию. Потом в газете была опубликована статья, где меня похвалили, так и пошло-поехало. Только в этой технике я почувствовала близкое мне.
Тогда-то Дзюба и определилась, что будет создавать выставочные работы, а показывать проходные — не имеет морального права. Быстро выяснилось, что брать заказы и заниматься продажей своих картин — это не её. Коммерческую жилку в себе за все годы так и не обнаружила.
— Совмещать творчество и бизнес мне тяжело. Я — из другой страны, другого века и строя. Чтобы торговать, надо перестроить сознание. Если ткать специально работу для интерьера, нужно учитывать особенности помещения, где она будет потом висеть. Нужно подчиняться заказчику, а я хочу работать для себя, — объясняет художница.
Новгород и лён
Её любимая тема — Древняя Русь и средневековый Новгород. Русь святая, Русь православная. С помощью подбора нитей ей удаётся передать мерцание и переливы золотых куполов, перезвоны колоколов, строгость старинных монастырей и сдержанность природы. Её любимый материал — лён, пожалуй, самый новгородский из всех, что она применяет:
— Первоначально думала, что он хорошо подойдёт для основы, поскольку не растягивается. Но решила всё-таки соткать из него картину и обнаружила, что лён точно передает своеобразие северной природы, красоту полей и лугового разнотравья. Я получаю удовольствие, работая с ним. У него даже энергетика другая.
Этот год для Надежды Дзюбы выдался насыщенным на выставки. Недавно в Музее художественной культуры Новгородской земли завершилась её персональная выставка «Тканевая мозаика». В настоящее время её картины можно увидеть в библиотеке в посёлке Панковка Новгородского района. Потом они отправятся в Хвойную, что-то из собрания Дзюбы будет показано в Коростыни, в Путевом дворце. Но главное событие для художницы намечено на июль. В государственном музее-заповеднике «Царицыно» состоится Триеннале текстильного искусства, которое объединит работы 70 художников из 17 городов России и 9 стран.
Организаторы фестиваля для экспозиционного пространства в «Царицыно» отобрали 5 работ новгородской художницы из серии «Государева дорога».
— У меня не было традиционного обучения: мастер — ученик. Освоив определённые технические навыки, я сама стала развиваться. Плюс этого в том, что надо мною ничего не довлело. Поэтому такие художники, как я, и интересны, что могут разбавить представленные на триеннале школы текстиля. Единственное, о чём я сожалею, что не нашёлся пока человек, которому я могла бы передать знания, секреты, собственные приёмы технологии.