Вот уже 30 лет Людмила ГАРИЧЕВА дарит новгородцам «Веру. Надежду. Любовь»
Именно дарит. Ведь газета распространяется бесплатно. Но главное — это от сердца. Каждая строчка.
Выпуск за март, тема номера — выставка портретов участников СВО и концерт в областной филармонии. «Самое главное в человеке — способность подняться на высоту подвига». И вот ещё: «Я попросила автограф у бойца».
«Вера. Надежда. Любовь» как печатное СМИ была зарегистрирована в мае 1995-го. А вообще в журналистике Людмила Михайловна — два раза по 30. Если брать за точку отсчёта 1966 год, когда она получила диплом ЛГУ. Окончила вуз с отличием. Впрочем, первые её публикации — они ещё доуниверситетские.
— Я юная совсем была. Прочитала рассказ, тронувший меня до слёз, и написала отзыв. «Сами написали?» — спросили в редакции. И я в ладошке принесла маме свой первый гонорар.
Мало нам доброты
Скромная квартира на Десятинке. Картины — супруг хорошо рисовал. Фотографии, газеты, книги — её жизнь.
— Сейчас делаю сразу две газеты! Счастлива, когда пишу.
У ноги трётся Васяка. Второй. Первый был при жизни мужа.
«Ещё жива твоя газета,
Ещё ты борешься за это (…)»
Посвящение жене Геннадий тогда подписал: «Я и Васяка».
— Безумно люблю его стихи.
Встаёт со стула:
— Не могу читать его сидя.
«Не забыть бы то, что было
Истиной из века в век.
Чтобы сердце бережно хранило,
И оно всегда мне говорило:
Не забудь, ты — русский человек».
Геннадий Гаричев — профессиональный певец, лирический тенор. Как-то после концерта его нагнали товарищи из ансамбля песни и пляски: «Генка, тебя Козловский зовёт!» Иван Семёнович прямо на нотах написал: «Геннадию Гаричеву. Радости в искусстве!»
Вот так же для Людмилы Михайловны дорога запись, оставленная поэтом Матусовским. Михаил Львович похвалил её очерк в «Новгородской правде»: «В наше торопливое время мало нам доброты, щедрость душевную нужно ценить в людях».
Награды судьбы
Она брала интервью у Людмилы Зыкиной, Ильи Глазунова, Валентина Распутина.
— Распутин говорил жёсткие вещи. Почти не разжимая губ. О том, как важно беречь наш родной язык. Что первичен не прогресс, а духовность.
И написал ей в блокнот: «Людмила Михайловна, у вас душа светится!»
Переписывалась с Даниилом Граниным. После опубликования рецензии на фильм, снятый по произведениям писателя.
Дружила с певицей Тамарой Самсоновой — удивительной женщиной, в одиночку спасавшей рахманиновский «Онег».
— Мы с нею шли туда пешком из Захарьина. И застали мужчин, готовивших пикник. Тамара Александровна направилась прямо к ним: «Это нельзя делать!» В ней была сила убеждения. А на памятнике — следы от пуль. Забава охотников после выпивки.
Перу Людмилы Гаричевой принадлежит огромное количество очерков о новгородских деятелях культуры.
— Наградой судьбы я считаю письма художника-фронтовика Пустовойтова. Он называл меня снайпером. Просил написать о Рябове: «Он — жар-птица!» Меня всегда поражало, какие слова находят художники.
Привет от Нины Фёдоровны!
— Перед встречей с академиком Яниным меня предупредили: «Только три вопроса!» Иду к нему и встречаю свою героиню Нину Филиппову, которая видела Янина ещё двадцатилетним. Она была девчонкой с косичками, и он ей говорил на раскопе: «Нина, не высовывайтесь! Ждите, когда тележка будет». «Благословите, — говорю, — иду на интервью к Валентину Лаврентьевичу». «Обязательно передайте ему привет!» Янин сидел, призадумавшись, во дворе Знаменского собора. Он будто слушал тишину. «Вам привет от Нины Фёдоровны!» Какой властью обладает прошлое! Его лицо омыла юность. «А, Нина!..» И заговорил. И как! «Если хотите спросить про любовь, спрашивайте». Вспомнил до детсада. Вспомнил ушедших друзей и коллег. Он говорил чарующим слогом. Спустя много лет я слышу его голос, его интонацию: «Я чувствую дыхание вольного города!»
Белые крылья
И вдруг всё стало не нужным. Ельцин распорядился закрыть коммунистическую прессу. Значит, и «Новгородскую правду».
— Деревянными пальцами я расшифровывала последнее интервью, чтобы сдать казённый диктофон, а в дверях терпеливо ждали двое мужчин, чтобы опечатать кабинет. А я так любила журналистику!
Газеты появлялись и исчезали. Немножко поработала в профсоюзной газете.
— Вся наша «Позиция» умещалась на диванчике в домике у гребного канала. Однажды чиновник нёс мне диплом и заплутал в лопухах.
При таких обстоятельствах и возникла идея новой газеты — своей. Взять и согласиться, что ты на улице — со всем своим опытом, — ну уж нет! Людмила Михайловна — стойкий солдатик. Её журналистская молодость — газета «Знамя Победы», Северная группа войск, Польша. К слову, выучила там польский. Уже будучи редактором своей газеты, получила приглашение на Всепольский конгресс. Тогда это было возможно...
«Вера. Надежда. Любовь» — это её кредо. Жить и писать, не умножая зла.
— Стараюсь, заглянув в душу, помочь. А чем я могу помочь кому-то другому? Только словом. Так, чтобы человек расправил крылышки. В людях был, есть и будет богатейший пласт подлинных чувств. И талант преодолевать трудности. По мере сил смогла проявить его и я.
Красота должна жить долго
— Людмила Михайловна, вы можете написать что-нибудь сердитое?
— Ещё как! В «Знамёнке» боролась с дедовщиной. Когда я видела несправедливость, всегда хотелось защитить. Помню, как корреспондентом «Новгородской правды» приехала в Борки. В семье — десять детей. В школе — вопрос: «Зачем столько нарожала?» А у мамы — лицо доброе. И детишки хорошие. И все голубоглазые. И мне хотелось так написать об этой семье, чтобы со всей страны пошли посылочки…
— Ваш любимый жанр?
— Рецензия и монолог.
У меня 150 монологов, весь Новгород с его величинами. Пропадала в театре, потом писала портреты устами актёров. Там Марфа-посадница говорит, что мы богаты, потому что свободны.
— Или мы не свободны, потому что бедны?
— Мы с Геной жили и на 50 рублей в день. А газета всегда существовала на пожертвования. Огромное спасибо всем, кто в разное время меня поддерживал. Просить нелегко, иногда это — закусить губы до крови. И всё равно я счастлива. И в творчестве свободна.
— Как вы находите темы?
— Иногда на улице. Взглянула на красивый брелок. А женщина перехватила взгляд: «Это я сама сделала!» Слово за слово. Она девчонкой видела, как по Волхову сплавляли лес. И тут же создала передо мной чарующий образ довоенного Новгорода. Оказалось, дочь Героя Советского Союза. И я о ней написала, конечно.
— Что такое успех?
— Доброе слово. Случайная встреча на остановке, когда незнакомый человек вдруг говорит тебе: «А мы читали первой — Ханову». Это моя девичья фамилия.
— А если скажут что-то наоборот?
— Лишь раз мне бросили в лицо: «Кому она нужна, ваша вера, надежда, любовь?» Она всегда будет нужна. Это вечные, спасительные чувства.
— Ваше любимое место в Новгороде?
— Островок надежды — библиотека. Там было много встреч, был даже праздник, посвящённый моей газете. Мне хорошо в доме Поветкина. Так получилось, что я одна из первых написала о нём. Очень люблю бывать в типографии — в те часы, когда рождается газета, когда будто из ничего возникает пространство, наполненное голосами. Это мой трудный ребёнок, которого я безумно люблю.
— Вы пишете высоким стилем.
— Я делаю это искренне.
— И словно поднимаете человека на пьедестал.
— Я считаю главным героем простого человека. Человек велик не только в достижениях. Для меня он велик прежде всего сердцем.
— Почему вы считаете свою газету международной?
— Потому что язык сердца — планетарный язык.
— Вы снова работаете над книгой?
— Уже сдала её в набор, это мои дневники, я вела их ещё с университетской поры. И газетные публикации — некоторых из них нет ни в каких библиотечных указателях, но мне они дороги. Прошлое никуда не ушло, оно рядом, помогает.
— Смотрите, — она показывает мне кувшин в шкафу, — моя областная награда как человеку года в культуре. Там были розы. И я просила мужа: «Геночка, напиши, они же завянут». Он написал, и эти розы всегда со мной. Я хочу вместе с книгой выпустить диск с записями арий в его исполнении, подарив это людям. Красота должна жить долго.
Людмила ГАРИЧЕВА — лауреат областного профессионального конкурса «Феникс», обладатель «Диплома за весомый вклад в работу медиасообщества Новгородской области» (награду вручил председатель СЖР Владимир Соловьёв), дипломант Всероссийского конкурса на лучший журналистский материал, автор книг «Мелодии ваших сердец», «Свет слова», «На алтарь Отечества», «Кино. Театр. Музыка: рецензии с 1985 по 2016 год», награждена почётным знаком Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом».
Газета «Вера. Надежда. Любовь» — лауреат I Национального фестиваля печатных СМИ для женщин и семьи «Женский фактор» в номинациях: «За мужество и профессионализм», «Лучший женский портрет».