В последние несколько недель обитатели хозяйственного двора музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» Новгородского музея-заповедника принимают поздравления с пополнением в семействе — здесь в марте у кобылы Белки родился жеребёнок. Официально по лошадиным традициям ему дали очень красивое имя героя древнегреческих мифов Борея, олицетворения сильного северного ветра, превращающегося в жеребца. Но по-домашнему мальца зовут Бубликом. И признаемся, это прозвище ему пока идёт гораздо больше — он и впрямь очень резво, как бублик, скачет по манежу, играя с матерью.
Под присмотром видеоняни
Хозяйственному двору в «Витославлицах» уже 12 лет, вместе с Бубликом здесь уже пять лошадей, и это не первый случай, когда тут родился жеребёнок. У хозяйки, Ольги ГРИГОРЬЕВОЙ, зоотехника по образованию, уже есть опыт приёма выжребки — так у лошадей называется процесс рождения жеребят. К первой встрече с Бубликом здесь подготовились.
В деннике Белки поставили видеокамеру, изображение с которой выводилось на телефоны Ольги и её мужа. С помощью видеоняни они могли следить за поведением животного даже ночью. Поэтому главный момент не пропустили.
Поздним мартовским вечером, заметив, что лошадь начала готовиться к появлению малыша на свет — беспокоиться, вставать и ложиться, они быстро приехали в музей. Всё необходимое на этот случай Ольга приготовила.
— Когда приехали, половина туловища жеребёнка уже появилась — голова и ноги, — рассказала она. — Но не обошлось без трудностей.
Задние ноги новорожденного запутались в материнской плаценте, и, если бы Ольга не помогла Белке и не придержала появлявшегося на свет жеребёнка, он мог упасть и повредить себе что-нибудь. К счастью, всё прошло благополучно. Бублик почти сразу встал на все свои четыре ноги, а Белка заботливо его облизала.
— Вела себя очень хорошо — подпускала нас, пока мы помогали, дала обрезать пуповину, — вспоминает хозяйка.
Под дружеское ржание
За процессом из соседнего денника наблюдал старожил «Витославлиц» — Уголёк, отпрыск орловского рысака и тяжеловоза. Конь находится уже в почтенном возрасте — ему 23 года. Он и в сериалах снимался, и людей катал, и в фольклорных праздниках участвовал — все 12 лет, по словам Ольги, служил музею верой и правдой. Многое повидал, но вот лошадиные роды увидел впервые.
Когда Бублик издал своё первое в жизни ржание, Уголька это привело в неистовство — он громко заржал в ответ.
— Он жеребят очень любит, заботится о них, защищает. И с Бубликом сейчас очень дружит, — говорит Ольга Григорьева. — Относится к нему как дедушка к внуку.
Роды у Белки закончились, но главные переживания были ещё впереди. У кобылы выявили небольшую и довольно редкую патологию — послед отошёл не сразу, и микроскопическая часть плаценты так и не вышла. Это стало причиной воспаления, с которым лошадь успешно справилась, — помог сильный иммунитет. Но через материнское молоко инфекция перешла к Бублику, и у малыша начались проблемы с пищеварением и суставами. Вместо того чтобы ходить, он начал ложиться. Вдобавок ко всему у Белки из-за воспаления пропало молоко.
— Нам помогали всем миром — и руководство музея, и конный клуб «Гардарика», и ветврач с конюшни ПАО «Акрон», и городская ветстанция. Даже мой давний товарищ из Ленинградской области очень помогал советами, — перечисляет Ольга Григорьева. — Кобыле сделали укол, жеребёнку поставили капельницу. Чтобы было легче передвигаться, даже надевали ему особые ботинки на копыта — так опора на землю больше. Подруга дала козу, мы её доили и несколько дней поили Бублика козьим молоком. Потом молоко пошло и у Белки. Подняли жеребёнка на ноги! Всё обошлось без последствий. Такое редко, но бывает.

Дай копыто
Теперь новорожденный растёт не по дням, а по часам. Ольга считает, что из Бублика получится рослый и сильный конь. Гены у него хорошие — мать относится к породе белорусских упряжных. Её зарегистрировали в Белоруссии и начали выводить в советские годы. Для этого использовали русских тяжеловозов и европейских лошадей, чтобы получить настоящих рабочих лошадок, красивых и мощных, способных возить грузы — телегу с сеном или дровами, скажем. Очень часто у белорусской упряжной встречается соловая масть.
Предки белорусских упряжных — лесные европейские, так называемые рыцарские лошади, которые могли нести на себе воина в тяжёлых доспехах.
— Жеребёнок тоже родился соловый, но они могут потом менять масть, — уточняет Ольга Григорьева. — Как ещё одна наша лошадь Карменсита, например. Она сейчас серая, почти белая, но родилась, скорее всего, гнедой или рыжей. Бублик тоже уже начал линять. Светлый жеребячий пушок сходит в течение полугода, так что, каким он потом будет, пока неясно.
Но уже ясно, что Бублик растёт весьма общительным парнем. Из-за того, что с младых копыт жеребёнок постоянно в окружении заботящихся о нём людей, к человеку он почти привык. И сам не пугается, и гостей хозяйственного двора не пугает.
— Никого даже не лягнул, — похвалила озорного подопечного Ольга.
В первые месяцы жизни жеребят называют подсосными: они пьют мамино молоко, начинают щипать свежую весеннюю травку — обычно лошади разрешаются от бремени именно к её появлению. Есть в рационе Бублика и питательные корма с полезными добавками.
Примерно в полгода жеребёнка отсаживают от матери в соседнее стойло, чтобы отучить от молока. Молокоотдача у кобылы прекращается, и через две недели мама и ребёнок снова вместе. В этот период хвостатый подросток переходит на взрослое питание.
Со временем Бублик займёт место Уголька, и его уже готовят к службе. Жеребёнка начали оповаживать — приучать к выполнению команд человека. Пока на него надевают маленький недоуздок и учат давать копыто — Ольга его поглаживает и легонько постукивает. Потом, когда предстоит поставить первую подкову, это очень пригодится. И, само собой, малыша регулярно чистят и вычёсывают. Вместе с кормлением, прогулками по манежу и на лугу это ещё одно его любимое занятие.