Пятница, 19 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Надежда Маркова

Вокруг света за 5 дней

XV Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» показал в Великом Новгороде 16 разных спектаклей из 9 стран мира

Россия, Швеция, Дания, Франция, Германия, Латвия, Эстония, Италия, Нидерланды. Театр кукол, объекта, театрально-цирковые постановки, спектакли с субтитрами и без, современный танец, хип-хоп, русские народные сказки, не балет...

В афише «Царь-Сказки» лауреаты Национальной премии «Золотая Маска» и премии «Арлекин», новые театральные имена и яркие спектакли для всех возрастов. Спектакли на английском и немецком, лекции театральных критиков, блогеров, издателей и актеров...

Сын-медведь из Карелии творил на сцене настоящие чудеса

— Программа настолько плотная, что, зайдя в театр в десять часов утра, вы, если захотите посмотреть все постановки дня, можете выйти оттуда после десяти часов вечера, — говорит худрук Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый», являющегося организатором фестиваля, Надежда АЛЕКСЕЕВА. — А ведь в афише, помимо спектаклей, ещё есть и лекции, и мастер-классы, которые мы тоже рекомендуем посетить.

И смех, и слёзы, и любовь

Международная театрально-фестивальная волна накрывает Великий Новгород раз в два года. Кого-то она касается лишь слегка, а иных надолго уносит в водоворот впечатлений. Посетить все мероприятия фестиваля очень сложно, но можно. Если отложить все дела в сторону и… взять отпуск на работе или учёбе. И что восхищает, некоторые новгородцы так и сделали. Мы похвастаться тем, что посмотрели всю афишу «Царь-Сказки», не можем, но впечатлениями от того, что успели увидеть, поделимся охотно.

Официально международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» в Великом Новгороде открыл 12 апреля «Упсала-Цирк» из Санкт-Петербурга со спектаклем «Я-Басё».

«Я-Басё» — экспериментальный инклюзивный спектакль Яны Туминой, Александра Балсанова и артистов «Упсала-Цирка». В нём вместе с профессиональными артистами участвуют дети и подростки с трудной судьбой, с особенностями развития и без них — каждый рассказывает о красоте, которую он видит вокруг и внутри себя, открывая в себе будущего поэта — ученика Мацуо Басё.

Спектакль без слов и сложного сюжета наполнен восточной красотой и поэзией, где жизнь можно уместить в три строчки.

— Когда я увидела, что здесь наравне с другими работают и солнечные дети — с синдромом Дауна, я не могла сдержать слёз, — делилась впечатлениями одна из зрительниц, пришедшая на открытие «Царь-Сказки». — Это большой труд — научить детей не бояться сцены, работать в рамках сценария.

После спектакля ребятишки, конечно, дали волю своим эмоциям: рассказали в микрофон немного о себе, танцевали и от души радовались аплодисментам. В ответ зрители кричали: «Браво!».

А в спектакле «Красный шарик» театральной компании Balle Rouge (Тур, Франция) роли играют... геометрические фигуры из поролона. Они живут своей жизнью, общаются, влюбляются, женятся, рожают детей, расходятся и очень эмоционально делят имущество. В этих на первый взгляд кажущихся безликими формах, которыми на тростях виртуозно управляют два актёра, в определенной ситуации каждый может узнать себя. И от этого порой становится то безудержно смешно, то щемяще грустно...

А вот «Гамлет» в исполнении двух клоунов от Piip and Tuut Theatre из Таллина — это вам не какие-то пластичные полоски, которые играют людей, считает спортивный обозреватель «НВ» Елена Кузьмина. Тут всё похлеще: попытка рассказать трагедию языком комедии, а точнее — клоунады.

У актёров — их два (с музыкантом — три) — клоунские носы и весь полагающийся в таких случаях джентльменский набор. Они хохмят, поют, играют в Шекспира и смеются над всем святым, что есть в великом литературном произведении, и над нашими традиционными представлениями об одном из главных страдальцев литературы, у которого, оказывается, было прозвище Омлет, нежной Офелией, подлым Клавдием, лицемерным Полонием, королевой Гертрудой и прочими, в том числе бедным Йориком.

Всё это продолжается в течение двух актов, и примерно в середине начинаешь задумываться: а действительно, чего Гамлет так разошёлся? Жизнь ведь весела и прекрасна. Но, с другой стороны, как тут не разойтись? Ну действительно! Отца убили, мать — в постели с его убийцей и твоим же дядей! Действовать или смириться? Быть или не быть? Короче, опять эти вопросы, которым уже несколько веков.

— Впрочем, — резюмирует Елена, — я могу что-то путать. Спектакль закончился после 23.00, и очень хотелось спать. Но актёры тут ни при чём...

Вы — в сад, а вы — во двор!

Фестиваль — сложный механизм. И без помощи волонтёров здесь не обойтись. Они помогают во всех направлениях: от раздачи листовок и работы на гардеробе до монтажа сценических площадок и работы переводчиками. В этом году «Царь-Сказке» помогают 50 человек.

— Обычно мы проводили специальную ярмарку волонтерских вакансий, но в этом году у нас уже есть тренированная команда, которая прошла предыдущие призывы, — говорит шеф-координатор Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» Татьяна БОБРОВА. — Так что мы лишь дополнительно набрали переводчиков, и очень радуемся, что у нас уже есть списки надежных волонтеров-переводчиков прошлых фестивалей, многие из них уже не студенты, но готовы с нами работать.

Одна из них — учитель французского языка Ксения Базайкина, пришедшая на «Царь-Сказку» ещё студенткой 1 курса Гуманитарного института НовГУ. Нынешняя «Царь-Сказка» — уже четвертая в её языковой практике.

— Проблем с пониманием, что говорят французы, у меня не возникало, но вот что конкретно они имеют в виду, я поначалу не всегда понимала, — говорит Ксения. — Например, что это за «лягушка», которую нужно установить именно здесь, или какие такие «вот те плечики». Зато теперь я знаю, что все эти «одинаковые светильники» имеют свои специальные названия — софиты, профильники, задники и тому подобное. Тут, конечно, нужно отдать должное нашим техникам и режиссерам по свету, которые с ходу понимали мои любительские термины.

Но, пожалуй, самое интересное с лингвистической точки зрения началось, когда французы стали отправлять одних «в сад», а других «во двор»... Здесь даже наши техники развели руками.

— Тогда французы объяснили мне, что так и только так они называют левую и правую сторону сцены (если смотреть из зала), — продолжает Ксения. — Оказывается, до революции по этим сторонам располагались ложи королевы и короля, поэтому они так и назывались — сторона королевы и сторона короля. Но после революции их переименовали, и они стали садом и двором соответственно. Вот такая история.

«Каштанка» и мигранты

Нынешний фестиваль был наполнен музыкой как никогда: во многих спектаклях были активно задействованы инструменты — аккордеон, контрабас. А в постановке «Каштанка» немецкого театра Mummpitz и вовсе небольшой оркестр. Артисты этого одного из старейших независимых театров для молодёжи виртуозно используют гитару, виолончель, кларнет, барабаны для передачи характеров животных.

Сюжет чеховской «Каштанки» знаком нам с детства. Во время прогулки Каштанка, молодая собака, потеряла хозяина, пьющего столяра Луку Александрыча, и не смогла найти дорогу домой. На улице ее подбирает Жорж, цирковой клоун и дрессировщик, и Каштанка становится частью необыкновенной цирковой труппы. Вместе с гусем, котом и свиньей они живут сытой жизнью, полной приключений, острых ощущений и славы. Новый хозяин учит Каштанку, которую он называет Тёткой, трюкам и готовит к выступлению. Но дебют не удался: во время выступления в зрительном зале Каштанка видит своего хозяина и с радостным лаем бросается к нему…

Кстати, декорации к этому спектаклю готовили новгородские специалисты.

— Так иногда бывает, — говорит Татьяна Боброва. — Для упрощения таможенных процедур. В этом году мы таким образом готовили по чертежам театра декорации для спектакля «Каштанка». Но связано это с тем, что настоящие декорации спектакля уже улетели в Канаду на фестиваль, а актеры театра приезжают сначала в Россию, а потом уезжают на фестиваль в Канаду. Так что нам пришлось делать цирковое пространство для Каштанки с фонарным столбом, готовить мебель для спектакля, изготавливать специальное гримерное зеркало и искать некоторые музыкальные инструменты — например, контрабас. Наши специалисты готовили и бумажный снег, который необходим для спектакля, а также напечатали газету, которую читал актер во время спектакля. Все это происходило под техническим контролем театра-участника, так что новгородские зрители увидели всё именно так, как это происходит на немецкой площадке театра в Германии. Но могу сказать, что наши немецкие коллеги были восхищены работой новгородских технических служб театра!

Интересен и тот факт, что немцы долгое время не решались поставить «Каштанку» Антона Павловича. Потому что, как сами признались после спектакля в Великом Новгороде, они не очень понимали её финал: почему собака от сытой, счастливой жизни у циркового артиста вернулась к своему прежнему хозяину.

— Но времена меняются. С тех пор в мире многое изменилось, и мы переосмыслили эту историю, — говорит Сабине ЦИЗЕР, исполнительница роли Каштанки. — Сегодня в Германии проживает очень много людей из других стран, которые потеряли дом. И мы хотели показать историю, где рассказывается, что не имеет значения, какой твой дом, как он выглядит.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Фото на память после яркой юбилейной программы «Театр добрых сердец».

Музыка роз

Театру безграничных возможностей «Жест» — 40

10.04.2024 | Репортер

Каменный арочный мост через реку Ярынью был открыт в 1916 году.

Последний машинист

Бывший железнодорожник ещё надеется услышать в Крестцах гудок тепловоза

03.04.2024 | Репортер

На избирательном участке было многолюдно. Стоп-кадр НТ

Быть вместе

В день выборов в микрорайоне «Северный» сильно потеплело

20.03.2024 | Репортер

Для директора Елены Степановой (слева) и главного рыбовода Ирины Чаричанской Никольское – родное село, а завод – родное предприятие.

Три кита у озера

Никольский рыборазводный завод имени В.П. Врасского станет базовым центром аквакультуры в России

20.03.2024 | Репортер

Памятник Героям Советского Союза, чья жизнь и подвиги были связаны с новгородской землёй, установлен рядом со стелой «Город Воинской славы».

Город древний, город свободный!

883 дня Новгород находился под оккупацией. В январе 1944 года навстречу освободителям вышли всего несколько десятков местных жителей

24.01.2024 | Репортер

Анатолий Павлов (слева) с боевым товарищем Сергеем Петровым.

Под небом голубым

Из ненаписанной книги поисковика Анатолия ПАВЛОВА

17.01.2024 | Репортер

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года