{thumbimage 150px 1}После визита экс-­президента Украины остаются вопросы
Традиционный визит экс-президента Украины Леонида КУЧМЫ 9 Мая в Новгородскую область на могилу отца и в этом году состоялся. Причем несмотря на то, что в марте украинская генпрокуратура возбудила в отношении него уголовное дело. Второй президент самостийного украинского государства подозревается в превышении власти, предоставлении незаконных распоряжений руководству МВД, что привело к убийству журналиста Георгия Гонгадзе. Леониду Даниловичу пришлось писать прошение, чтобы ему разрешили посетить могилу отца за границей
В День Победы на воинском мемориале в деревне Новоселицы Новгородского района все прошло, как и в прежние годы, на высоком уровне. Цветы к братской могиле вместе с украинским экс-президентом, прибывшим с супругой, возложили губернатор Сергей МИТИН, председатель областной думы Сергей ФАБРИЧНЫЙ, главный федеральный инспектор по Новгородской области Олег ОНИЩЕНКО, другие официальные лица.
Была теплая встреча с новгородскими ветеранами войны, многих из которых Леонид Кучма уже узнает в лицо. На смотровой площадке на берегу Мсты, которая в этом году разлилась к Дню Победы особенно широко, Леонид Данилович ответил на вопросы журналистов о своем участии в войне, об отце, нелегкой доле президента и современной обстановке на Украине. Отвечая на острые политические вопросы, он был дипломатичен и осторожен в высказываниях.
Словом, все как всегда. Но опытный взгляд не мог не заметить перемен: на КПП воинской части не проверяли документов, въезд стал свободным, а последние хвойные иголочки на парадной лестнице подметал не служивый, а бабушка-уборщица.
Учебная часть в Новоселицах, как известно, расформирована. Оставшееся после неё имущество пока остается за Министерством обороны. И вот тут-то возникают вопросы, которые неудобно было задавать в присутствии высокого гостя из ближнего зарубежья. Кто будет впоследствии поддерживать порядок на мемориальном комплексе, построенном при активном участии украинской стороны?
Глава администрации Новоселицкого сельского поселения Лидия ПРОКОФЬЕВА рассказала корреспонденту «НВ», что этой весной мемориал в надлежащий вид удалось привести ценой двух ветеранских субботников. На мемориальных плитах, оказывается, появились белые разводы, и их было непросто оттереть. Войсковая часть занимала территорию в 63 га. Убирать мусор, косить траву - непростая задача, требующая и рабочей силы, и техники, и средств.
- Мы не имеем права тратить деньги на чужой объект, это будет финансовым нарушением, - замечает Лидия Прокофьева. - А потом, в наследство нам достается не один мемориал. Раненых, которые лежали в годы войны в военном госпитале, хоронили в разных местах. Всего на территории поселения восемь воинских захоронений: в Плашкине, Костове, других деревнях. Мы не совсем представляем себе, как в будущем справимся с ними без солдатиков. И только на то, чтобы оформить документацию на все хозяйственные объекты, которые могут нам перейти по наследству, требуются немалые деньги.
Жители поселка ждут, когда Министерство обороны согласится на передачу хотя бы жилого фонда в муниципалитет. Тогда проживающие на территории бывшей воинской части в десяти многоквартирных домах жители, а их около 900, смогут приватизировать жилье. Новые собственники пополнят квартплатой бюджет сельской администрации. Ну а пока вопросы остаются.
Владимир МАЛЫГИН (фото)