«Пошла дробушечка!» — и весь первый этаж ДК содрогнулся от перестука каблуков. «Русская широкая!» — и в зале стало тесно от взмахов рук и ног. Следующий танец «Плясовая с двойным поворотом» завела самого баяниста, пальцы которого все быстрее и быстрее бегали по кнопкам инструмента. Шаг, подскок, поворот — лица танцоров разрумянились, лейку то и дело пускали в ход, и мне было уже не уследить за теми немыслимыми па, которые в бешеном темпе выделывали девушки и парни. А руководитель все подгоняла и подгоняла: «Темпа, темпа не хватает!». Танцоры слушались ее и уже практически летали по залу, да еще с подскоками, крутясь и делая «блинчики», вновь и вновь отрабатывая, оттачивая каждое движение и рисунок танца.
Наконец-то, да и то, подозреваю, лишь ради журналистов, была объявлена пауза, и мне удалось немного пообщаться с артистами и понять, чем современный состав ансамбля отличается от самых первых. Если раньше основу «Садко» составляли работники завода имени Ленинского комсомола и «Волны», и приходили в ДК, что называется, от станка, то теперь среди самодеятельных артистов рабочих — единицы. Так, среди моих новых знакомых оказалось несколько выпускников колледжа искусств, студенты, которые выбрали стезю спортивного тренера или педагога, инженеры-менеджеры, специалисты в области сервиса и туризма и даже школьники, каковым, например, оказался опытный танцор Дмитрий Утинков, ученик восьмого класса. Кто-то занимается танцами всего лишь пару лет, а некоторые участники коллектива перешли в него из детского ансамбля «Гусельки», который можно назвать инкубатором «Садко», и танцуют более десяти, а то и пятнадцати лет. Руководит им, кстати, тоже Людмила Григорьева, которая была непосредственным участником и свидетелем создания новгородского ансамбля «Садко».
Где песни складывал Садко…
На встречу со мной Людмила Петровна принесла толстый фотоальбом. И призналась, что для нее самые ценные фотографии в нем — это несколько черно-белых снимков 1966 года, когда создавался ансамбль. На одном из них в хороводе вокруг клумбы у крыльца ДК имени Васильева стоят, взявшись за руки, пара десятков молодых людей. Вот она сама, совсем еще молоденькая девчонка с косичками, рядом с первой солисткой «Садко» Тамарой Румянцевой. Неподалеку — фигуры первых «репетиторов» ансамбля, которых тогда специально приглашали в Новгород: Игорь Волков, тогда уже участник Государственного ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, и народный артист Иван Меркулов, ставший впоследствии главным балетмейстером Государственного академического Северного народного хора. В те годы партком завода имени Ленинского комсомола не жалел средств, мечтая создать новый высококлассный самодеятельный коллектив из заводской молодежи. Но самыми главными инициаторами были хорошо известные в те годы новгородцы: Петр Синицын, который и возглавил новый ансамбль, и его ближайшие помощники — композитор Виктор Никитин и поэт Петр Сукнов. Людмила Петровна вспоминает:
— Мы все так загорелись этой идеей, что репетировали сутками. Основу ансамбля составили те, кто уже занимался в ДК, и заводская молодежь, мечтающая научиться петь и танцевать. Когда с нами приезжали заниматься такие знаменитые артисты, как Волков и Меркулов, то нас всех — а коллектив тогда насчитывал более ста человек, кроме танцоров, в нем был хор и много аккомпаниаторов — снимали с работы. Какой у всех энтузиазм был, какое желание выступать — просто не передать! Сбегаем в пончиковую перекусить и опять за работу. Все понимали, что коллектив должен иметь свою индивидуальность, свой репертуар, а так как Новгородчина всегда славилась песнями и былинами гусляра Садко, его имя и выбрали для названия. И вот буквально через полгода мы были готовы к выступлениям. В первом репертуаре было всего три номера: «Ильменские переборы», «Валдайские колокольчики» и «Хороши вечера новгородские». Все — на музыку Виктора Никитина. Первый наш концерт состоялся в 1967 году в зале Новгородского областного театра драмы. Первое выступление, и сразу первый успех — мы стали победителями областного конкурса. В том же году состоялся зональный смотр народного творчества Северо-Запада в Ленинграде. И снова диплом
I степени. А уже через два года «Садко» присвоили звание народного ансамбля. Окрыленные успехом, мы постоянно расширяли свой репертуар и выступали, выступали…
В гостях у датской королевы
О гастролях «Садко» можно писать романы, так много их было и так интересны они были: выступления на ВДНХ, во Дворце Съездов, на всесоюзных ударных стройках в Средней Азии, в городах-героях и на Олимпиаде-80 в Москве. Новгородским танцорам аплодировали Румыния, Финляндия, Германия, Италия, Бельгия, Франция, Португалия, Венгрия, Чехия, США и даже страны Африки. Везде наших артистов принимали на бис, но, конечно же, самой волнующей и ответственной была самая первая гастрольная поездка в Данию.
…Было это еще весной 1970 года. В аэропорту Шереметьево-2 рейс на Копенгаген дважды откладывался — из-за плохой погоды Дания не принимала. Но наконец-то Ил-62 взмыл в небо и через несколько часов приземлился в Стокгольме, где и состоялся незапланированный первый концерт. Произошло следующее: заслышав родную речь, к новгородцам подошли наши хоккейные болельщики, возвращавшиеся домой. Разговорились: «Вот, балалайки знаем, а это что у вас? Что за инструмент? Сыграйте!». Гусляры быстренько сняли чехлы и заиграли, собрав вокруг себя сотни зрителей.
Но самое главное произошло в Копенгагене. Людмила Григорьева тоже была в той поездке и хорошо помнит, как все волновались:
— Когда нам объявили перед первым концертом, что будет снимать телевидение, волнение стало еще больше. Как нас примет датская публика? Ведущий объявил «Новгородский сувенир», и в зале такая тишина настала… Мы пришли в себя, когда после первого номера услышали и одобрительные выкрики, и аплодисменты, и свист. Сразу поняли, что и песня, и танец дошли до сердец зрителей. Гусляр Валентин Суриков, ансамбль гусляров, певица Соломонида Нагорная, наши танцы покорили датчан. Второй концерт и вовсе задержался — почти все пришлось повторять на бис. Последнее выступление было и вовсе на королевском балу. И если сама королева, вернее — ее брючный, совсем не королевский костюм нас разочаровал, то мы выступили прекрасно — одну «Крестецкую строчку» танцевали несколько раз. Мы знали, что должны уже ехать в аэропорт, а нас все не отпускали. Никто не мог поверить, что на сцене не профессионалы, а рабочие завода. Мы с таким огоньком и задором танцевали тогда, как сегодня не часто у молодежи встретишь. Видимо, время сейчас совсем другое, что ли…
Верность традициям
Прошли годы, сегодня уже нет ни хорового коллектива, ни многочисленных аккомпаниаторов. Современный состав ансамбля «Садко» — два десятка человек. Но верность репертуару, народной песне и зрителям осталась. О том, как выживали в годы перестройки, моя собеседница Людмила Григорьева вспоминает с горечью:
— Я сначала и не понимала толком, что это такое — перестройка. Но вскоре все мы почувствовали это на себе. Если раньше вопрос с гастролями решался просто, на общем заседании парткома, профкома и бухгалтерии завода, то настали времена, когда сами заводчане не получали зарплат. Вы бы знали, какая жизнь была у нас в перестроечное время! И тем не менее коллектив продолжал жить. Мы уже не мыслили себя без ансамбля. Когда нас взял под свое крылышко город, стали стабильно получать зарплаты, но о былом составе мечтать не приходится. Раньше работали худрук, администратор, два хормейстера, два балетмейстера, одних баянистов было шесть или восемь человек… Сейчас работаю я да Николай Александрович Удалов со своим баяном. Но тот самый огонек остался. И звездочки свои у нас и сегодня есть.
На вопрос о том, что будет с ансамблем, когда с ним не останется ни одного старожила, Людмила Петровна ответила, что даже думать об этом не хочет. Но все-таки наш разговор с ней не завершился на этой печальной ноте. Ансамбль «Садко» — по-прежнему долгожданный гость во всех уголках Новгородской области и непременный участник всех городских праздников. Как и раньше, танцоров этого заслуженного коллектива узнают на улице, им рукоплещут и дарят цветы на концертах. Более того — практически каждый год ансамбль выезжает и на зарубежные гастроли. Правда… за свои собственные деньги. Увидев мой удивленный взгляд, Людмила Петровна пояснила:
— Нам ведь по-прежнему приходит масса приглашений из разных стран, и до сих пор везде нас очень хорошо принимают. Стараемся хотя бы один раз в год выехать куда-нибудь. На какие деньги? Да на родительские… Родители отправляют своих детей в эти поездки. Кое-кто из танцоров сам работает или подрабатывает. Стараемся, чтобы за рубежом не забыли, что есть на Новгородчине такой самодеятельный коллектив — «Садко».
Мне настало время уходить, а участники ансамбля продолжили свою репетицию, оттачивая каждый из номеров предстоящего юбилейного концерта: «Круговину», «Камаринскую», «Утушки» — все 12 номеров, каждый из которых построен на массе вертушек, присядок и дробилок, необычайно сложен технически. Они понимали, что зрителям совсем не обязательно знать о каких-либо трудностях и проблемах, они просто мечтают в очередной раз окунуться в атмосферу праздника и получить такую порцию положительных эмоций, которой хватит надолго.
Прощаясь, танцоры попросили меня от их имени пригласить всех бывших участников и работников ансамбля «Садко» на юбилейный концерт, который состоится 10 апреля в 15 часов в ДК имени Васильева. И, конечно же, ансамбль будет ждать своих поклонников.