Пятница, 17 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Открыта вакансия

{thumbimage 150px 1}Профессиональная подготовка кадров требует серьёзных изменений
Очередной учебный год близится к завершению, и скоро перед молодыми людьми, получившими дипломы об окончании учреждений начального, среднего или высшего профессионального образования, встанет вопрос о поиске работы.
Соответствуют ли выпускники требованиям работодателей? Почему учебные заведения в массовом порядке готовят по одним профессиям, а на рынке труда имеется спрос на совсем другие? На эти и другие вопросы читателей «НВ» отвечает председатель комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Анатолий ОСИПОВ.

— Анатолий Алексеевич, в том, что сфера профессиональной подготовки требует реформирования, убеждать сегодня уже никого не надо. Но в каждом регионе есть свои особенности. Какие, на ваш взгляд, главные проблемы в профобразовании имеют место быть в нашем регионе?
— Надо отметить, что за последние годы система профессионального образования области была существенно перестроена. Обновлен перечень направлений, по которым осуществляется обучение. На сегодняшний день он включает в себя 40 специальностей начального, 65 среднего и 75 высшего профессионального образования. Из 22 областных учреждений начального и среднего профессионального образования 20 имеют статус автономных. Введены нормативное подушевое финансирование учреждений и новая система оплаты труда работников. Отработаны механизмы межведомственного взаимодействия по вопросам подготовки и трудоустройства кадров между различными ведомствами. С 2007 года в области действует независимая оценка качества подготовки выпускников с начальным профессиональным образованием, претендующих на присвоение разрядов и категорий выше тех, что они могут получить в своем учебном заведении.
Но при всем при этом анализ результативности проведенных изменений дает основание для существенной корректировки процесса реформирования. Существующая в области система профессионального образования остается все еще недостаточно сориентированной на рынок труда. Нет скоординированности взаимодействия учебных заведений одного профиля как внутри системы, так и с работодателями. Программы подготовки не настолько мобильны, чтобы обеспечить разноуровневые запросы и возможности обучающихся. Недостаточно отработаны механизмы вовлечения работодателей в процесс подготовки квалифицированных кадров.
— На сайте вашего комитета можно ознакомиться с проектом областной целевой программы «Модернизация профессионального образования в Новгородской области на 2012–2015 годы». Если проект будет одобрен, какие изменения произойдут в сфере профессиональной подготовки?
— В настоящее время учебные заведения проводят набор в группы во многом исходя из данных о сегодняшней ситуации на рынке труда, а не из того, каков будет спрос, и в том числе на какие специальности, через 4–5 лет, когда сегодняшние первокурсники станут выпускниками. Поэтому мы и имеем перебор молодых кадров по одним профессиям и нехватку по другим. В рамках реализации программы мы ставим задачу — создать систему среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в производственных отраслях экономики региона с тем, чтобы на перспективу планировать потребности в подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования. Предполагается, что исполнителем данного заказа будет НовГУ.
Планируем более активное вовлечение работодателей в процесс профессиональной подготовки кадров.
— В качестве кого?
— Во-первых, уже сейчас представители предприятий и фирм участвуют в приеме экзаменов учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования на более высокий квалификационный разряд. Мы будем предлагать специалистам, имеющим большой опыт, передавать его ребятам в качестве мастеров производственного обучения или преподавателей по специализации. Кроме того, обязательно нужно привлекать работодателей к участию в аккредитации образовательных программ профессиональной подготовки. Что это даст?
В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования, на которые мы переходим с 1 сентября 2011 года, до 30 процентов основной профессиональной образовательной программы — это вариативная часть. Она предоставляет обучающемуся возможность получения дополнительных умений и квалификаций для обеспечения конкурентоспособности в соответствии с запросами областного рынка труда и возможностями продолжения образования.
Все образовательные программы при проведении государственной аккредитации проходят экспертизу. Но наша педагогическая оценка, как ни крути, не дает ответа на вопрос: нужно ли работодателю, чтобы молодой специалист обладал именно этими знаниями и в каком объеме, или необходимо углубленное изучение отдельных блоков? Поэтому очень важно, чтобы работодатели давали свою оценку программам.
— В настоящее время Минобрнауки РФ дорабатывает, с учетом предложений и поправок граждан страны, проект нового закона об образовании. В предлагаемом варианте учреждения начального профессионального образования отсутствуют. Нет, подготовка рабочих кадров вообще не исключается, но будут это делать уже не ПТУ. Новгородская область готова создавать интегрированные учебные заведения, в которых ребята имели бы возможность получить и начальное, и среднее профессиональное образование?
— Да, законопроект об образовании вызвал в обществе неоднозначную оценку. На прошлой неделе Владимир Путин предложил переработанный Минобрнауки РФ вариант снова предложить на обсуждение широкой общественности. Каков будет итоговый документ, сейчас сложно сказать. Но в имеющемся проекте действительно предлагается только две ступени профессионального образования — среднее и высшее. Если данное предложение будет принято, то подготовку по рабочим направлениям нужно будет передавать техникумам и колледжам. В Новгородской области есть примеры интегрированных учебных заведений — это Старорусский колледж производственных технологий и экономики и Валдайский колледж сервиса и управления. Учащиеся этих учреждений имеют возможность получить и начальное, и среднее профессиональное образование по различным направлениям — общественное питание, сельское хозяйство, строительство, автотранспорт. Если новый закон все же определит две ступени подготовки, то уйдут в прошлое только названия учреждений начального профессионального образования, но сами учреждения никуда не денутся — сохранятся и мастерские, и кадры, и программы. На базе этих заведений мы будем создавать интегрированные колледжи, такие, как в Старой Руссе и Валдае, но по другим направлениям подготовки специалистов.
— Во многих регионах ситуация такова, что количество выпускников вузов в разы превышает число молодых специалистов с дипломами ПТУ, в то время как на рынке труда острая нехватка именно рабочих кадров. В нашем регионе такой же перекос?
— В Новгородской области нет сильного перевеса выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием. Но мы имеем существенное сокращение контингента в системе начального профессионального образования, следовательно, сокращается и сеть учебных заведений. Если раньше только в трех муниципальных районах не было ПТУ или профессиональных лицеев, то на сегодняшний день уже в шести. Количество же обучающихся в учреждениях начального профессионального образования за последние пять лет сократилось практически в два с лишним раза. Прогноз количества выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений показывает, что в ближайшие семь лет ситуация с контингентом в учреждениях профессионального образования не улучшится. А следовательно, начатый процесс оптимизации системы учреждений имеет объективные причины и будет продолжен. Так, в 2010 году ликвидировано профессиональное училище № 21 в поселке Пролетарий Новгородского района, в котором обучались 52 ученика. В настоящее время осуществляется подготовка по присоединению ПУ № 15 к Технологическому профессиональному лицею в Великом Новгороде. На очереди решение вопроса по профессиональному училищу № 14 в поселке Парфино.
— Чтобы знать, в каком училище или техникуме будет маленький набор, нужно заранее из районов иметь сведения о поступающих. Разве комитет не обладает такой информацией?
— Есть порядок определения объема и структуры приема обучающихся за счет средств областного бюджета в областные государственные образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования. Органам местного самоуправления районов рекомендовано ежегодно до 1 февраля направлять нам предложения на следующий календарный год по подготовке кадров рабочих и специалистов в областных училищах и техникумах. И такие сведения от районов мы получили. Но, к сожалению, ориентироваться на эти сведения сложно, потому что они недостаточно объективны. Хотелось бы, чтобы в этом вопросе муниципалитеты проявляли большую активность и заинтересованность, ведь от данных напрямую зависит возможность составления средне- и долгосрочного прогноза подготовки специалистов для отраслей экономики нашего региона, о котором мы говорили выше.
— В проекте целевой программы по модернизации профессионального образования региона говорится и об областном автономном учреждении мониторинга и маркетинга рынка труда, поддержки профессионального выбора и трудоустройства учащихся и студентов учреждений общего и профессионального образования. Планируется, что учреждение начнет работу в 2012 году. Чем оно будет заниматься?
— Действующим законом об образовании учреждения профессионального образования трудоустройства своим выпускникам не гарантируют. Вместе с тем в нынешней ситуации все учреждения начального и среднего профессионального образования вынуждены решать этот вопрос. При оценке деятельности субъектов РФ, который ежегодно проводится в соответствии с Указом Президента России, одним из показателей является численность выпускников, завершивших обучение в отчетном году по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств субъекта Российской Федерации и состоящих на регистрационном учете в качестве безработных. Поэтому главной целью нового учреждения, которое мы планируем создать, и будет как раз оказание помощи учреждениям профессионального образования в поиске новых мест прохождения практики студентов и в трудоустройстве выпускников.
 
Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

В торжественном марше по главной площади Великого Новгорода проследовала реконструированная и современная военная техника.

День героев

Новгородская область вместе со всей страной отметила 79-летие Победы в Великой Отечественной войне

15.05.2024 | Общество

Купец у Сергея Гаева получился упитанным, крепким и очень добрым.

Он же памятник!

На берегу Волхова в Великом Новгороде поселился бронзовый купец

15.05.2024 | Общество

Сертификат на счастье

Пилотный проект по демографии вступил в активную фазу реализации

15.05.2024 | Общество

Семья Оксаны Пост переехала из Кейла в Великий Новгород по программе добровольного переселения соотечественников.

Предел приспособления

Что такое русофобия по-эстонски и почему русские вынуждены уезжать из этой страны

15.05.2024 | Общество

При поддержке доброжелательного и терпеливого учителя дети с РАС добиваются хороших результатов.

Фея и союзник

В Великом Новгороде определили лучшие педагогические практики обучения детей с аутизмом

15.05.2024 | Общество

Изображение от freepik

Что нужно делать людям с повышенным давлением?

Сейчас повышенное артериальное давление всё чаще встречается не только у тех, кому за 40, но и у 30-летних, поэтому данн...

15.05.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 15.05.2024 года