На неведомых дорожках
Дорогу выбрали дальнюю: через Боровичи, ибо были предупреждены о том, что через Малую Вишеру лучше не пытать счастья — там можно запросто лишиться пары колёс и подвески.
И первое же, что бросилось в глаза при пересечении границы Боровичского и Любытинского районов, — занесённая снегом проезжая часть. Эти районные центры, как выяснилось, соединяются узкой односторонней колеёй. Не успели мы даже обсудить гипотетически неразрешимую ситуацию, при которой кому-либо пришлось бы на этой «трассе» уступать дорогу, как увидели медленно приближающийся бульдозер с опущенным отвалом, который тащил за собой непонятный агрегат, больше всего напоминающий сельскохозяйственный плуг. Но факт налицо: после него дорога стала намного шире, свободнее и чище. А на отрезке между Любытином и Неболчами встретился маленький трактор-трелёвочник, к узкому отвалу которого была прикреплена широкая металлическая пластина — ею он разравнивал обочину.
Уже позже мы узнали, когда местное население, мягко говоря, недовольное состоянием дорог, начало заваливать местную администрацию жалобами, те, уставшие, в свою очередь, рассказывать об убогом техническом парке, начали привлекать и приспосабливать всю имеющуюся технику и организации — таково, оказывается, происхождение странных «снегоуборочных гибридов» на дорогах. И ведь сработало!
Здесь был лес
На отрезке пути между райцентром и вторым по величине посёлком в районе можно увидеть парадоксальную картину: почти полное отсутствие какой-либо живой растительности. Зато через каждые 3—5 минут попадаются доверху гружённые лесовозы. Возникает невольный вопрос: «Откуда же берутся все эти горы леса, если в конце июля прошлого года он был практически полностью уничтожен ураганом? Неужели из-под снега его достают?».
Местное население однозначно утверждает: «Воруют!». И, как выясняется, даже жалобы лесничим пишут с самого лета.
— Вот только никакой конкретики в них нет, в этих жалобах, — объясняет нам начальник комитета лесного хозяйства Новгородской области Александр МАЛЫШЕВ. — Во-первых, лесовозы, следующие в Ленинградскую область по нашей дороге, не обязательно сырьё у нас добывали, а во-вторых, вывозят ещё осенью добытые объёмы.
По словам любытинского лесничего, далеко не все жители представляют себе, сколько древесины полегло прошлым летом, и начинают поднимать волну негодования из-за каждого срубленного дерева. А таких хватает: одиноко стоящую сосну, например, никто оставлять при разборке последствий ветровала не будет.
— Могу привести яркий пример того, как сложно работать стало. Осенью к нам обратилась одна организация, которая пришла с намерениями убрать как минимум полмиллиона кубометров древесины. В настоящий момент они добыли чуть больше 8 000 кубометров — оказалось, совершенно не были готовы ни морально, ни технически к работе, — пояснил Александр Малышев.
А тем временем в Неболчах уже стала обыденной присказка «Когда-то мы жили в лесу…» — её нам довелось услышать от местных жителей не единожды.
К труду приучены со школы
Неболчи — крупный рабочий посёлок с населением чуть больше 2000 человек. Здесь расположено несколько довольно богатых предприятий, которые позволяют относительно безбедно существовать населению.
Во-первых, это организации, занимающиеся лесозаготовкой и лесопереработкой, «Сетново» и «НЛК «Содружество», а во-вторых — «Неболчское карьероуправление», которое в настоящее время занимается не только добычей, но и обогащением кварцевого песка. Песок этот является сырьём для изготовления листового стекла. Мало того, по слухам (пока, правда, не подтверждённым), планируется строительство стекольной фабрики и здесь — чтобы не возить песок далеко за пределы Новгородской области. А еще в ближайшее время здесь ждут появления централизованного газоснабжения: из Боровичей тянут ветку трубопровода, который, по словам местных промышленников, существенно «обновит» местную экономику. Требуется газ и на лесозаготовке, и при обогащении песка. Пока же баллоны с пропаном ездят в посёлок в кузове грузовика.
Но самая главная местная достопримечательность — это дети, которые под руководством учителя труда Сергея ХИНШТЕЙНА уже восемь лет подряд занимают призовые места на всероссийских олимпиадах по труду. И настоящие произведения искусства, сделанные руками детей, можно увидеть не только в школьном музее: само здание ими преобразовано — двери, мебель, Доска почёта — всё это делали ребята. Одна беда — нет у них нормальной мастерской. Уже много лет её роль выполняет покосившаяся избушка, стоящая во дворе школы: провалившаяся крыша, щели в стенах, старенькие печки-буржуйки и просевший в нескольких местах фундамент.
Так случилось, что наш приезд в гости к местным учителям случайно совпал с посещением школы комиссией из областного комитета по образованию, которую возглавлял лично Анатолий ОСИПОВ — председатель комитета. Невольно мы стали свидетелями довольно резкого разговора. Сергей Хинштейн рассказывал гостям из областного центра о том, что устал ходить по инстанциям и выпрашивать у властей всех уровней новую мастерскую.
— Нам уже несколько раз повторили, что наше учебное заведение должно финансироваться из районного бюджета. И что же? Начали строительство нового помещения, потом забросили его, и теперь раз в год на протяжении уже шести лет мы видим только мизерные подачки, да и те разворовывают. Например, в прошлом году наш, тогда ещё действующий глава района «подбросил» 200 000 рублей вместе со своими подрядчиками. Могу рассказать, что на эти деньги было куплено: 520 саморезов и 2 швеллера! — распалялся учитель труда.
— Я решу эту проблему! — попытался ответить глава областного комитета образования.
— И как, позвольте спросить? Бюджет уже на год расписан!
— Возьму программу и посмотрю, как её перекроить. Может быть, где-то автобус лишний не купим, может, ремонт подсократим, но 1—1,5 миллиона, которые вам потребуются, обязательно найдём!
Собственно, эти слова как нельзя лучше характеризуют ситуацию. Остаётся надеяться, что самая главная проблема Неболчской средней школы будет решена в этом году. Сам Сергей Хинштейн, кстати, в этом не уверен.
Есть в Неболчах и ещё одно «умершее» здание — большое каменное жёлтое строение выделяется среди «низкорослых» деревянных соседей. Это бывший дом-интернат для детей-инвалидов. Два года назад учреждение было закрыто, детей перевезли, а сам дом «заморозили»: отключили от всех сетей и, как говорят в местной администрации, «бросили умирать». Помещение осталось на областном балансе, а местным властям его до сих пор так и не передали. Но планов у местных властей, как говорится, громадьё, только пока их не озвучивают, видимо, боятся сглазить.
Вообще же, как выясняется, проблем в районе гораздо больше, чем могло показаться на первый взгляд. Так, например, из трёх больниц ни одна не имеет статус районной: персонал устаревает, здания разваливаются на глазах, оборудование осталось чуть ли не с позапрошлого века. И ведь место есть под новое учреждение здравоохранения в Любытине, да вот только несколько лет никто не занимается его строительством.
Или, например, возьмём культуру. Основная масса населения пенсионного и предпенсионного возраста, а мероприятия — молодёжные. Да и клуб находится в здании бывшего храма, что само по себе никого не радует. Жалуются люди и на систему ЖКХ, и на плохие дороги, и прежде всего, на местную власть.
В районной администрации разводят руками: того главы уж нет, а нового только в марте избирать будут. Ну а пока в Любытине пора «междувластия», проблемы стараются решать по мере поступления. И не полагаются только лишь на собственные силы, что, может быть, даже и к лучшему. Так, в конце января сюда приезжала комиссия из комитета по здравоохранению и пришла к консенсусу по строительству больницы. Встреченная нами «делегация» от образования, например, решила вопрос о передаче здания бывшего дома-интерната в местное управление, а после нашей поездки Любытино посетил глава комитета культуры, туризма и архивного дела Сергей БОГДАНОВ. В скором времени здесь ждут приезда главы комитета лесного хозяйства и промышленности Олега ВЕРЕНИКИНА.
В магазин — далеко
На стремительно темнеющей дороге между Любытином и Малой Вишерой в свете фар мелькнула одинокая мужская фигура. Остановились, решив подвезти работягу. В салоне машины отчётливо запахло перегаром.
— Куда едешь-то?
— В Ярцево, в ларёк.
— Сам-то работаешь? Может, проблемы какие, расскажи нам, мы — журналисты, напишем!
Ненадолго задумавшись, мужик поведал нам, что работал всю жизнь на лесоповале, что работа — тяжелее, но зато прибавили к получке: раньше по 120 рублей за кубометр платили, с нового года — по 150. И хозяйство своё есть, и работа.
— А проблемы-то?
— Да ларёк далеко! В Ярцево ходить приходится! Иной раз по четыре раза в день пройдешься, пока совсем пьяным жена не застукает…
У каждого свои проблемы, что и говорить…
Владимир БОГДАНОВ (фото)