Шедевры из архива
Открытие выставки состоялось в новгородском Центре «Диалог», где в одном из залов разместились около сотни больших планшетов с фотоснимками, черно-белыми и цветными. Их авторы — глаза журнала, фотографы, известные не только в России, но и за рубежом: Татьяна Плотникова, Федор Савинцев, Михаил Галустов, Юрий Козырев, Дарья Козырева, Сергей Максимишин и другие. Их имена уже хорошо знают поклонники «Русского репортера», в том числе и наши, новгородские.
Экспозиция в «Диалоге», несомненно, интересна и самим фотожурналистам «Русского репортера», так как большинство представленных на ней снимков не были опубликованы и до поры до времени хранились в архиве. Еще примечательна выставка своей географией: Ямал, Дагестан, Ингушетия, БАМ, Тамань, Сахалин и самая что ни на есть российская глубинка Саратовской, Липецкой, Свердловской, Псковской и Самарской областей. Но на это я обратила свое внимание не сразу, так как надолго остановилась у первой же бросившейся в глаза серии фотографий с лаконичным названием «Солдаты. Ингушетия».
Молоденький солдат в камуфляжной форме. Трогательная, из полевых ромашек, маскировка на защитном шлеме и на щеке — еле заметная капля пота. И красные воспаленные глаза, которые заставляют сомневаться: а может быть, это и не пот вовсе, а та самая редкая, скупая мужская слеза, которую успел подсмотреть, уловить человек с камерой. Вот почему статичные, на первый взгляд — портретные, снимки вовсе не кажутся застывшими кадрами, они живут и заставляют думать каждого, кто остановится перед ними, — так, как это сделал когда-то фоторепортер.
Или взять другую фотографию, на которой запечатлена группа из двух восточного вида женщин и двух школьниц на продавленном стареньком кресле в бедной, обшарпанной комнатушке. Все они явно чего-то ждут. И лишь прочитав надпись, понимаешь, чего — школьного автобуса! Он придет сюда, в ущелье Чегем Балкарского аула Кабардино-Балкарии и через мгновенье девочки Фатима и Зухра сядут в него и поедут не просто в школу, а навстречу своему будущему.
Меня не оставила равнодушной и серия фотографий с Ямала и Сахалина: снятые сверху маленькие купола юрт, выглядывающие из своего жилища мать с маленьким сынишкой, оленевод с ножом и окровавленными руками. И здесь, под темным хмурым небом, размеренно и привычно идет своя жизнь, с такими же, как и везде, радостями и горестями.
Конечно же, словами сложно и просто невозможно передать цвет, энергетику, исходящую от экспозиции, — все это надо просто посмотреть. Кого-то удивит янтарный цвет якутской рыбы, кто-то обратит внимание на жанровый портрет бойкой пышной поварихи Валентины, любимицы вахтового поселка буровиков. Других заставят остановиться образы сельского учителя или энтузиаста из Новосибирской области, математика или знаменитостей — актера Сергея Юрского и кинорежиссера Павла Лунгина. Равнодушным не останется никто — организаторы и авторы выставки это гарантируют. Открывая экспозицию, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Михаил РОГОЖНИКОВ немного приоткрыл секрет такого успеха:
— Не хвалясь, хочу сказать: этот журнал, проект медиа-холдинга «Эксперт», — сегодня едва ли не единственное независимое издание в стране. Не зависимое от властей и не зависящее от российских олигархов и западного капитала. Именно поэтому нам удается заниматься журналистикой, которая не лжет.
Михаил Рогожников согласился побеседовать с журналистами «НВ» о журнале, современной прессе и работе репортеров в провинции. Надеюсь, что этот разговор будет интересен не только моим коллегам, но всем читателям газеты.
О глобальном и локальном
Журнал «Русский репортер» заявил о себе в Великом Новгороде дебатами, которые прошли в НовГУ в начале февраля. Восемь команд из разных городов России встретились, чтобы подискутировать на тему «Мораторий на уголовное наказание за все экономические преступления» и начать борьбу за звание сильнейших дебатеров по версии Федеральной Лиги Дебатов «Русского репортера». На эту тему и первый вопрос заместителю редактора «РР» Михаилу Рогожникову:
— Дебаты являются для журнала способом завоевать аудиторию, своеобразным пиар-ходом?
— Отнюдь нет. Это — проект, который «взял под свое крыло» медиа-холдинг «Эксперт» и который мы освещаем на своих страницах. Его главная цель — обсуждение общественно важных проблем, а главная миссия — формирование массива думающих, независимых и потенциально успешных людей, способных к принятию решений и к ответственности за них. Тех, кто составит интеллектуальный капитал нашей страны. В каждом номере мы стараемся составить с ними разговор на те темы, которые интересны, которые волнуют. Сейчас многие привыкли лучше воспринимать визуальную картинку. Это у нас есть, но мы сделали все, чтобы не потерять и текст. В журнале лучше всех работает с ним наш главный редактор Виталий Лейбин, который требует от журналистов очень тщательно выписывать все материалы, в том числе и репортажи. Сегодня, когда печатная пресса теряет свою аудиторию, это злободневно.
— Среди ваших конкурентов был журнал «Русский ньюсуик», где тоже было немало репортажей. Почему этот проект потерпел неудачу?
— Этому способствовал ряд причин. Одна из них, на мой взгляд, заключается в том, что в «Русском ньюсуике» отечественные журналисты писали, как западные. У нас этого нет, мы пишем и снимаем как русские — о своей стране с доброжелательностью, избегая циничности и ироничности. Именно поэтому в названии нашего журнала стоит слово «Русский». Кстати, когда он задумывался, предполагалось, что это будет русский журнал мирового значения, в котором будут публиковаться в большом объеме репортажи со всего мира, сделанные нашими журналистами. В силу экономических причин пока что этого нет, но мы стараемся: например, репортеры нашего журнала работали недавно в том же Египте. С другой стороны — множество интересных тем есть и в российской глубинке. Репортажи из таких мест делают не только наши репортеры, но и местные, те, кто хочет сотрудничать с редакцией. Среди работ, которые они присылают, есть немало интересных, мы их все берем на заметку. Так что путь сотрудничества для провинциальных фотокорреспондентов всегда открыт.
— «Русский репортер» — единственное российское издание, которое является партнером скандального Wikileaks. Это значит, что от сенсационности вы тоже не отказываетесь?
— Да, мы получили от Wikileaks часть дипломатической переписки, из которой, например, было хорошо видно, кто инициировал войну в Грузии. Но еще до этого, до всей шумихи с Ассанжем, у нас в журнале опубликовали большое интервью с ним, единственное в российской прессе. И все то, что мы обнародовали, я бы компроматом не назвал — это просто дипломатические депеши, которые показывают реальность. Да, есть и те, кто по-своему старается трактовать сообщения Wikileaks. Взять того же западного журналиста, которому недавно было отказано в российской визе. Он в своей публикации вывернул все наизнанку, оставив в списке компаний, упомянутых в негативном ключе, лишь российские и исключив из списка западные.
— Каков сейчас тираж «Русского репортера» и какие задачи вы перед собой ставите?
— Наш тираж уверенно подходит к 200 тысячам экземпляров. Это промежуточная цель. В будущем, возможно, появятся и более масштабные задачи — покажет время.
Проект, который объединяет
Примечательно, что фотовыставка «Русского репортера» открылась в том зале, где совсем скоро расположится новгородский Дом фотографии. «НВ» уже писали о том, что он распахнет свои двери в апреле. О том, что он будет из себя представлять, какие именно события в нем произойдут, подробно рассказал руководитель выставочного центра Сергей ПУХАЧЕВ:
— Дом фотографии — хорошая идея. Таких домов в России не так уж и много, но там, где они есть, интересно. Взять тот же Московский Дом фотографии — это настоящий центр современной культуры, который показывает и исследует не только фотографию, но и все визуальное искусство, присущее современности. В нем проходит масса разного рода фестивалей, конкурсов, «круглых столов» и прочих мероприятий. Вот и наш Дом станет той площадкой, которая не только объединит всех профессиональных новгородских фотокорреспондентов и фотохудожников, но и притянет к себе любителей, которые хотят подняться над уровнем бытовой фотографии.
Уже решено, что первой выставкой, которая пройдет в новгородском ДФ, будет экспозиция, составленная из избранных работ лучших новгородских фотографов, как правило, конкурирующих между собой и показывающих свои работы лишь на персональных выставках. Кроме того, есть еще много задумок и конкретных предложений, которые мы уже получили: «Итальянские свадьбы» из Санкт-Петербурга, «Слепые фотографы» из Калифорнии, «Французская фотография начала ХХ века», «Старики, дороги, тюрьмы» — пронзительная выставка из «Новой газеты» и многие другие. Да и мы сами уже попали в выставочные планы Московского Дома фотографии и галереи Ильи Глазунова.
В Доме фотографии предусмотрят и специальное помещение, в котором будут проходить мастер-классы, и встречи с ведущими фотохудожниками страны. Здесь смогут показать свои работы наши фотографы и, кто знает, получить возможность участия в столичных или зарубежных проектах. Я считаю, что каждый, пусть он живет в провинциальном городе или в деревне, должен ставить перед собой такие задачи. Иначе он или останется простым ремесленником, или проживет со своим талантом в безвестности. Как это, кстати, и случилось с одним удивительнейшим человеком из города Кирово-Чепецк. При жизни о нем писала местная пресса, но лишь после его смерти все увидели его удивительные фотоработы и поразились его таланту. Поэтому мы всеми силами стараемся сделать так, чтобы мы не жили в культурной провинции, — пусть все происходящее у нас будет известно далеко за пределами Великого Новгорода.
Владимир МАЛЫГИН (фото)