Помимо такого глобального аргумента в пользу решения о масштабной проверке подростков есть и весьма доходчивый довод местного значения, а именно — официальные данные по Новгородской области о наркоситуации среди молодёжи за последние годы. Так, мониторинг 2009 года показал, что ежедневное наркопотребление свойственно от 2 до 4 тыс. молодых людей. Половина опрошенных, включённых в группу риска, признались, что первая проба наркотиков у них пришлась на 14—16 лет. Однако в 20 лет, когда трудный возраст позади, желание впервые поэкспериментировать с сильнодействующими незаконными препаратами становится значительно меньше. Таковых в группе риска выявлено 4,6%.
За цифрами, как известно, стоят реальные судьбы и ситуации. Вот одна из них. В конце прошлого года в поле зрения сотрудников Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН) по Новгородской области попали две девятиклассницы одной из гимназий областного центра. С диагнозом «потребление наркотиков с вредными последствиями» они оказались в детско-подростковом отделении наркодиспансера. Благодаря усилиям наркополицейских и администрации учебного заведения, которая не утаила данный факт, удалось выяснить, что в кругу общения девятиклассниц из той же школы курили «траву» ещё четверо несовершеннолетних. Последний раз двое из них делали это буквально накануне вечером, что было подтверждено экспресс-тестами и исследованием химико-токсикологической лаборатории.
— Нам не бросилось в глаза социальное неблагополучие детей. Мы узнали, что проблема эта тянулась с лета. На каникулах девочки были предоставлены сами себе, а родители досконально контролировать их не могли. Начиналось всё с марихуаны, продолжилось аналогами, обладающими таким же наркогенным эффектом и вызывающими привыкание. Сегодня гимназистки получают медицинскую помощь в «Катарсисе», — рассказал Алексей МИТЮНОВ, начальник отделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН по Новгородской области.
Не исключено, что если бы практику профессиональной проверки детей ввели ещё год назад, то подобного случая и плачевных итогов можно было бы избежать.
Разработчики документа, регламентирующего порядок проведения медицинских осмотров подростков, говорят о том, что проверки не будут носить характер обязательных. Всё будет проходить деликатно. Действия медиков будут осуществляться с письменного согласия родителей, если учащемуся нет ещё 15 лет, или с согласия подростка, если ему уже больше 15. Процедура подобного осмотра предполагает, что в нём будут задействованы также и родители — с ними проведут дополнительное собрание, на котором разъяснят цели и задачи тестирования, а также расскажут об общих проблемах, связанных с потреблением наркотиков.
— Тестирование не предполагает, что специалисты выявят большое количество положительных результатов на употребление наркотиков. Но, зная о том, что будут проводиться профосмотры, подростки, скорее всего, удержатся от экспериментов с психоактивными веществами. Систематический контроль и наблюдение дисциплинируют людей, — утверждает Владимир Стрельцов. — Перед нами стоит задача своевременно выявить группу риска, случаи неблагополучия и оказать адекватную помощь.
При этом медиками гарантируется полная конфиденциальность информации о результатах тестирования конкретного учащегося.
Тест-полоску для анализа мочи на наркотики можно приобрести в любой аптеке. Стоит она примерно 130 рублей. Родитель, заподозривший своё чадо, может без труда приобрести её. Однако, по словам одного из фармацевтов, такие покупки крайне редки. Может быть, из-за того, что родители не знают о подобном товаре, может быть, потому, что далеко не каждый способен рискнуть отношениями с собственным ребёнком и ходить позади него с баночкой. Возможно, одним из вариантов решения проблемы и станет проверка, организуемая со стороны, вне домашних стен.