Вторник, 26 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

На суд общественности

{thumbimage 150px 1}в декабре будет представлен проект интегрированного закона «Об образовании»
Разработку данного документа Минобрнауки РФ вело в течение двух лет, и процесс этот проходил при закрытых дверях. Когда же весной 2010 года на федеральном уровне заговорили о проблемах дошкольного образования, Президент РФ решил выяснить, насколько хорошо данная тема проработана в законопроекте. Министерству пришлось обнародовать готовые материалы по всем направлениям. 
Критическая реакция педагогического сообщества не заставила себя ждать — настолько «сырым», по мнению ученых, оказался законопроект.
Ученые, учителя, родители в реальном и виртуальном пространстве развернули активную дискуссию по законопроекту, итогом которой стали сотни предложений и поправок. «Новгородские ведомости» решили узнать мнение новгородских экспертов о некоторых положениях проекта.
Образование — это не только учеба, но и формирование личности, защита интересов всех участников процесса, и в первую очередь подрастающего поколения.

Уполномоченный по правам ребенка Новгородской области Елена ФИЛИНКОВА:

{thumbimage 150px 1}— По моему мнению, законопроект требует серьезных доработок в части определения понятия «образование», поскольку в нынешней редакции он обеспечивает правовое регулирование обучения, но слабо представлено правовое регулирование воспитания личности. Существенным недостатком является то, что проект не улучшает возможности и социальные условия для особых категорий детей, а в некоторых пунктах есть даже ухудшение. Так, в данном варианте законопроекта налицо неравные возможности, по сравнению с другими, для людей с ограниченными возможностями.
Хочется остановиться на вопросах дисциплинарной ответственности учащихся. Радует пункт о запрете и наказании за курение, распитие алкогольных напитков, пива, употребление наркотических, психотропных веществ в образовательных учреждениях. Прописаны конкретные виды административных правонарушений для школьных хулиганов. Но при этом законопроект наделяет администрацию учебных заведений правом отчислить школьника «за длительное отсутствие (более 30 дней подряд) без уважительных причин». То есть, руководствуясь таким пунктом, возможным станет избавляться от неугодных учеников. Кроме того, это нарушает права на образование, закрепленные в Конституции.
Из нововведений интересен запрет репетиторской деятельности для преподавателей в отношении студентов, обучающихся в том же образовательном учреждении. Но ведь такая проблема существует не только в вузах. Почему для высшей школы запрет вводится, а для общеобразовательной нет? Если обобщить, то хотелось бы видеть в законопроекте более системные действия, а не точечные, как сейчас, по защите прав детей и молодежи в сфере образования.

Законопроект предполагает изменение типологии высших учебных заведений. Их разделят на университеты, институты и колледжи. Что касается академий, то в документе за этим названием закреплено только послевузовское образование: аспирантура и докторантура.

Президент Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Анатолий ГАВРИКОВ:

{thumbimage 150px 1}— Новый закон заменит два предыдущих базовых — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах. Но в настоящее время в стране действуют не только эти два документа, но и большое количество других норм об учебной сфере, содержащихся в различных кодексах, что приводит к сложностям в применении. Объединить все в одном тексте и должен обсуждаемый закон.
Однако, согласитесь, 400 страниц — многовато для закона. Как только рабочие материалы были обнародованы, Российский союз ректоров сразу начал активное обсуждение. Общее мнение высших учебных заведений страны обобщил и озвучил в октябре на заседании Союза его президент, ректор МГУ Виктор Садовничий. Замечаний по всем направлениям законопроекта много.
Но остановимся все же на возможном будущем высшей школы. Так, предполагается, что нормативное финансирование студентов будет зависеть от результата ЕГЭ учащегося. Но на кого выделят больше денег — на троечника, которого надо тянуть, или отличника, который и так все знает, — в законопроекте не сказано. При этом нужно помнить, что, скажем, химию и физику сдают в среднем хуже, чем гуманитарные предметы. В итоге при таком подходе пострадают технические вузы. С определением видов учреждений высшего образования, по нашему мнению, разработчики уготовили большие проблемы с последующей реализацией. Колледжам поручили бакалавриат, институтам — бакалавриат и специалитет, университетам — все возможные формы высшего образования, включая аспирантуру и докторантуру. Академии же, по законопроекту, смогут предоставлять только дополнительное образование, но при этом учить и аспирантов, и докторов. Получится сумятица, и возникнет волна возмущения от действующих, и очень приличных, академий. Вообще, изучив законопроект, ректоры сошлись во мнении, что он фактически исключает возможность для  большей части вузов заниматься наукой. Все замечания и предложения Российской союз ректоров довел до Минобрнауки РФ, они приняты к сведению и, мы надеемся, найдут отражение в обновленном варианте проекта.

Министерские чиновники не видят будущего за начальным профессиональным образованием, поэтому такие учебные заведения, как ПТУ, планируется ликвидировать, а   обязанность по подготовке рабочих кадров предполагается возложить на ссузы. Что касается среднего профессионального образования вообще, то, как следует из проекта будущего закона, колледжи смогут готовить бакалавров, то есть давать знания в рамках программы высшего образования.

Начальник управления среднего профессионального образования НовГУ Людмила СТАРКОВА:

{thumbimage 150px 1}— Вопрос о ПТУ — не простой. С одной стороны, многие из них изжили себя и выполняют скорее не учебную, а социальную функцию. Но, с другой стороны, действующим законодательством всем гражданам России гарантировано бесплатное начальное профессиональное образование, которое и дают училища. И еще: в ПТУ сейчас детям дают общее полное образование в объеме 11 классов общеобразовательной школы. Если упразднить ПТУ, встанет вопрос о гарантированном бесплатном школьном и профессиональном образовании для молодежи. Эта тема не прописана в проекте. Если отказываться от ПТУ, нужно данное звено интегрировать в учреждения уровнем выше.
Пример такого симбиоза в области есть — Валдайский колледж сервиса и управления. Там дети получают и начальное, и среднее профессиональное образование. Но чтобы учить рабочим навыкам, организации должны иметь соответствующую базу и условия. Многопрофильный колледж НовГУ, в состав которого входят пять учреждений, такими ресурсами не обладает.
Что же касается подготовки бакалавров в стенах колледжей, то тут тоже не все так просто. Учреждения должны будут пройти процедуры лицензирования и аккредитации по данному виду деятельности. И опять нужно, чтобы условия колледжей соответствовали федеральным требованиям для подготовки бакалавров. Одно из главных — постоянный штат преподавателей высшей школы. Многопрофильный колледж входит в состав НовГУ, и нам будет проще решить этот вопрос. Другие учебные заведения, возможно, столкнуться с трудностями. В этом году Минобрнауки РФ провело конкурс среди учреждений среднего профессионального звена страны на право обучения по системе бакалавриата по прикладным направлениям, например, строительству. Несколько образовательных организаций нашего региона подавали заявку на участие. Но эксперты заявленную новгородскими учреждениями базу для реализации учебных программ высшей школы не сочли подходящей.

В законопроекте уделено внимание деятельности сельских школ. Разработчики документа считают, что для закрытия образовательного учреждения в деревне достаточно волеизъявления думы муниципального поселения. Сейчас же без разрешения жителей на общем сходе граждан ликвидация школ невозможна.

Председатель комитета образования Холмского района Валентина МУРСКАЯ:

{thumbimage 150px 1}— В этом вопросе я согласна с разработчиками законопроекта. Не всегда сход граждан принимает решения во благо детей. Приведу конкретный пример. Три года назад в одной из деревень встал вопрос о закрытии малокомплектной школы. Позиция администрации района была однозначна: нужно осуществлять подвоз ребятишек в крупное образовательное учреждение всего в 15 минутах езды от этого села. Но сход жителей с нами не согласился. Школу мы не закрыли, оставили там начальное звено, а старшеклассников стали возить в базовое учреждение.
Какова ситуация сейчас? В данной начальной школе учатся всего шесть детей, и нет у этого филиала перспективы развития. Я думаю, что вердикта думы муниципального образования в таких вопросах действительно будет достаточно. Другой вопрос, что народные избранники не имеют права вершить судьбы деревень тесным маленьким кружком. По наиболее сложным вопросам проводить общественные слушания нужно.

P.S. Обновленный законопроект должен быть выставлен, по указанию Президента РФ, на сайте «Законопроект-2010.ру» до 1 декабря.
 
Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Компания «Актив» задумывается о расширении производства, в том числе на территории ОЭЗ «Новгородская».

Чувство опоры

Резидент новгородского технопарка «Трансвит» производит вертикализаторы для детей.

20.11.2024 | Общество

Односельчане, особенно молодёжь, должны знать о своих героях, уверена Ольга Михайловна.

В память о Саше и других

Мама погибшего на СВО бойца создаёт в валдайской деревне мемориальный зал

20.11.2024 | Общество

В новой лавке есть на что посмотреть и о чём поговорить.

«Соловьёвка» вернулась

В здании старинной новгородской гостиницы открылась крафтовая лавка

13.11.2024 | Общество

Посетителям семейных выставок творческая династия предлагает задуматься о том, в чём соль творчества.

Где все будут вместе

О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников

13.11.2024 | Общество

Общение и взаимоподдержка, возникающие в процессе игры, подзаряжают.

Люди, которые играют

Универсальный инструмент психолога позволяет легко разобраться в сложном

13.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА