Здание музея — это не просто наспех сколоченное деревянное помещение. Деревянный шатер имеет форму 32-гранного бриллианта. Помещение приспособлено к непростому рельефу гористой местности. А находиться здесь одновременно могут около 80 человек.
Гвозди можно не только хорошенько разглядеть, но и потрогать. Часть экспонатов попала сюда из речки Мсты, другую Валерий привез из своих походов.
— Наверное, походы и путешествия моей жизни из увлечения переросли в ее смысл. Значок туриста СССР мне вручала министр культуры Екатерина Фурцева в августе 1968-го, — смеется Валерий Яковлевич. — 15 лет я отдал службе на атомной подводной лодке, а положенные длительные отпуска старался проводить в самых отдаленных местах России. Предпочитал одинокие экстремальные походы: шесть раз бывал на Камчатке, дважды — на Сахалине, на Байкале и много еще где. Разные гвозди я собираю фактически с детства. Везти большой предмет с собой — неудобно, а гвоздик и места в рюкзаке займет мало, и сохранится надолго.
«Забить дурака»
— Это сейчас гвозди делают из стальной проволоки по ГОСТам, — продолжает Валерий, — а в петровскую эпоху ничего подобного не было, их ковали из железа вручную, так что двух одинаковых гвоздей вы здесь не увидите. У них разные длина, форма шляпки, угол отковки острия, размер ершинности (для неизвлекаемости крепежа из деревянных конструкций. — Ред.). Все это делалось, по сути, для разных сочетаний материалов: доска к доске, доска к брусу, брус к брусу. По вертикали, по горизонтали, под углом. На берегу, в воде и так далее.
В реке нашлось довольно много крупногабаритных гвоздей. Отсюда достали 30-дюймовый ершинный болт, изготовленный на уральских железоделательных заводах Демидова: весь крепеж в Новгородчину плыл оттуда. Барочные гвозди — их вытащили из обломков бортовой обшивки судна, потерпевшего кораблекрушение в районе порога Гверстка, предположительно в конце XVIII века.
— Обратите внимание, — как настоящий экскурсовод говорит Артемьев, — на полукруглую шляпку этих гвоздей. Она делалась такой формы специально, чтобы, когда гвоздь забивали, внутренняя поверхность судна была гладкой. Еще один факт, подтверждающий, что эти гвозди были вбиты именно в барку, а не в другое судно, — это их форма: они прямолинейные. В других судах при разборке бревен реконструкторы обнаруживали, что гвозди в них до половины были вбиты прямо, а потом в бревне каким-то образом загибались в обратную сторону. Как это делали — до сих пор не известно. Сегодня есть похожий способ, называется «забить дурака»: гвоздь стукают посередине, он изгибается, и его вбивают уже под таким углом.
Последняя барка прошла здесь в 1937 году, груженая вениками, в осеннюю навигацию на Ленинград.
Лапный болт
Еще один экспонат — лапный болт. Как выяснилось, он несколько десятков лет держал своей «лапой» Боровицкие пороги. Они считались самым опасным местом в судоходной системе России, поэтому от Опеченского Посада до Боровичей был построено 12 гидротехнических сооружений, которые служили верой и правдой до 1917 года.
— Функции, которые сегодня выполняют железная дорога и трасса Москва — Санкт-Петербург, в XVIII веке выполняла Мста. Ежегодно по ней сплавлялись тысячи барок. Так что эти гвозди сыграли не последнюю роль в доставке грузов, — говорит хранитель музея.
Валерий Яковлевич показывает фото 1901 года. На нем — место, где собственно мы с ним и встретились.
— Вот посмотрите: люди стоят на дне реки, а оно вымощено досками и сверху постелен деревянный дубовый пол. Есть несколько ступеней, с которых льется вода. Вот это истинное положение порога Бели. Перепад высот на нем три века назад был более трех метров, высота ступени — 1,5 метра. Перед началом навигации воду в реке поднимали больше чем на три метра, и скорость течения увеличивалась до 20—25 километров в час. Сейчас порог ушел вверх, а высота ступеньки в пороге уменьшилась до метра.
Чтобы суда не ломались, в начале XIX века в известняковой плите на дне Мсты пробили отверстия, в них вбили деревянные чурки, которые и крепили к земле этими самыми лапными болтами. Достали раритетную железяку три недели назад, когда чистили фарватер, чтобы сплавляющимся ничего не мешало. По ожиданиям, еще около полусотни штук болтов так и лежат на дне.
— Воду во время гидротехнических работ отводили специальным образом, — поясняет Валерий. — Здесь недалеко находятся три искусственных острова, в основании которых — деревянный сруб. В реку ставились козлы, засыпались мешками с грунтом, воду отводили под правый берег за острова, и люди могли работать. Каждой весной часть досок и бревен срывалась ледоходом. И это фото, пожалуй, можно считать первым фотоотчетом Министерства путей сообщения Российской империи о понесенном уроне. Этот фотодокумент отправляют с просьбой выделить деньги на ремонт конструкций.
«Упругие заплыви» Корицкого
В музее есть вещи, час которых еще не пробил. Четыре года назад, ныряя во Мсту, инструкторы нашли длинную стальную палку. Что это было — никто не знал, но на ней была резьба. В этом году на той же глубине нашли второй такой элемент, а две аналогичных вещи в одном месте — это уже часть системы.
— Предположительно, это часть «упругих заплывей» гидротехника Осипа Корицкого. Там же нашли часть фрагмента одной стены этого сооружения. Это куски тесаного гранита — остатки отбойной стенки, они скреплялись стальными шпильками и были залиты жидким свинцом. Эти заплыви были чем-то вроде батута для судов. Если барка с грузом в 120 тонн на скорости 25 км в час не вписывалась здесь в поворот, она начинала элементы заплыви складывать в гармошку, таким образом удар гасился, и ее плавно откидывало от берега, — говорит Валерий Яковлевич. — Полукруглое сооружение должно было выдержать несколько тысяч ударов судов, сохранить и их, и себя. Как же все-таки это удавалось — не совсем понятно. Чертежи нашли в Питере в архиве, надеемся, что в ближайшее время копию можно будет разместить в нашем музее.
Кусочек истории
В музее — десятки гвоздей. Есть крепеж, поднятый со дна Байкала, с Беломорканала, с Канала имени Москвы, с секретного аэродрома острова Кердин, со дна Баренцева и Белого морей, с мыса Херсонес… Есть маленький гвоздик с Рюрикова городища и гвозди с Голгофы Соловков. Тут есть «костыли» — так называемые железнодорожные гвозди. Недавно журналисты, которые побывали когда-то в этом музее, привезли сюда гвоздь из пещерного города Чуфут Калея из Крыма, предположительно IX—X веков.
Гвоздочки из районов Новгородской области также занимают здесь достойное место. Они крепили когда-то наши церкви, храмы, усадьбы, хозяйственные постройки Валдая, Хвойной, Любытина, Боровичей.
Каждый гвоздь — не просто кусок железа. Все они вбивались в историю города, эпохи. В некоторых случаях они — то единственное, что осталось от прошлого. Вот один маленький экспонат с мельницы из урочища София деревни Любони Боровичского района. Разыскивая эту деревню, Артемьев случайно познакомился с человеком, который там родился. Он и показал обломки той жизни, где от добротных хуторов остались только гнилые доски да невзрачный гвоздь с мельничного колеса.
— А вот этот гвоздь я в 1993 году привез с острова Большой Заяцкий Соловецкого архипелага. Когда высадился на берегу и увидел церковь, спрашивать про нее было просто не у кого, но гвоздик решил взять. Уже потом я выяснил, что этот, железный, из церкви Святого Андрея Первозванного. В этой самой церкви Петр I получил благословение первого штандарта военно-морского флота России. Ну а что было дальше, вы уже знаете, — улыбается мой собеседник.