Выгода загодя
Турагентство в Великом Новгороде потребовалось мне лишь в самом начале, чтобы оформить загодя, в марте, финскую мультивизу с бесплатным приложением в виде страховки. Далее все организовывал сам. Подготовку к путешествию начал за два месяца до поездки. Прежде всего был проложен желаемый маршрут. Так получилось, что я очень хотел, но никогда не бывал в странах Бенилюкса и во Франции. Увидеть голландские ветряные мельницы, побывать в европейской столице Брюсселе и в туристической Мекке всего мира — Париже… А почему бы нет?
Начнем покупать билеты. Их надо брать заранее — через Интернет. Для этого потребуется специальная карточка. Как объяснили мне банковские специалисты, для электронных расчетов в Интернете в силу их рискованности лучше держать для этих целей отдельную дебитную карточку. Положил деньги — и тут же истратил. Злоумышленник не сможет ничего взять из пустого электронного кошелька.
Билеты, как я теперь уже усвоил, надо покупать вовремя. В Европе цены на них очень даже плавающие. Например, гигант международных автобусных перевозок «Евролайн» за два месяца до поездки продаст вам билет из Брюсселя до Парижа за 20 евро, а вот за два дня до поездки цена будет стандартной — 45 евро. Скоростные поезда французской системы TGV придерживаются того же принципа: билет меж двух названных столиц загодя будет стоить путешественнику 30, а накануне поездки более 90 евро. Правда, скидку возможно получить на определенных условиях: билет не подлежит обмену на другой, в случае возврата вернут лишь половину заплаченного, и обед пронесут мимо… Но если согласиться на такие условия, то цена понизится до 64 евро. И все же загодя выгоднее.
Дешевизна требует жертв
Самый дешевый в Европе транспорт, как выяснилось, — самолет. Малобюджетные компании, действуя в условиях жесткой конкуренции, предоставляют туристам все более выгодные варианты билетов. Ближайший к новгородцам аэропорт помимо Пулкова, где летают самолеты экономичных пассажирских
авиаперевозчиков, расположен под финским городом Лаппеенранта. Всего лишь в 28 километрах от российско-финской границы и в 60 от Выборга.
Из местного аэропорта в европейские города летают самолеты двух малобюджетных авиаперевозчиков: латышской AirBaltic и исландской Ryanair. Снижения стоимости билетов они достигают за счет всемерного сокращения расходов: далекие от крупных городов аэропорты, отсутствие бесплатного питания на борту судна, продажа билетов только через Интернет, нет автобуса к трапу, не откидывающиеся кресла и так далее. Остается только удивляться изворотливости предпринимателей. Они готовы на все, лишь бы люди летали.
Компания Ryanair никогда не размещает рекламу, потому что за неё это делают международная молва и журналисты. Она — своего рода чемпион по низким ценам. Например, мне, гуляя по сайту этого авиаперевозчика, довелось видеть цену перелета из Брюсселя в Ригу за …3 (три) евро. Я не поверил и не купил такой билет. Заподозрил, что тут кроется обман. Подождал, пока цена поднимется, и заплатил 22 евро. Такая сумма меня, впрочем, тоже устраивала.
Чтобы летать с Ryanair, надо понимать английский язык. Пока сайт исландской авиакомпании www.ryanair.com действует без перевода на русский. Ручной клади разрешено брать с собой не более десяти килограммов, а дополнительный багаж обойдется в 40 евро. Самому надо проходить процедуру электронной регистрации и распечатывать билет. Нельзя и опаздывать в расположенный в глубинке аэропорт. Деньги за купленный авиаперелет не возвращаются. Словом, дешевизна тоже требует жертв.
Кстати, мое путешествие по семи странам Европы чуть было не оборвалось в самом начале из-за недобросовестности российского перевозчика. На некоем сайте питерская фирма объявляет о возможности заказать место в автобусе, следующем из Санкт-Петербурга непосредственно в аэропорт близ финского города Лаппеенранта. Заполнив анкету, стал ждать. Девушка-диспетчер аккуратно позвонила и подтвердила заказ. Дальше надо было ждать звонка накануне отъезда. Но он последовал только вечером. Мне сказали, что водитель чартера дозвонится до меня и заберёт с удобного мне места в Петербурге. Однако такого звонка не последовало. Пришлось рано утром бежать к Московскому вокзалу, чтобы самостийно сесть в маршрутку. Их отсюда к финской границе ранним утром убегает множество.
В дальнейшем накладок при выполнении маршрута не произошло. Авиакомпания Ryanair четко выполнила полет до немецкого города Дюссельдорф. Вернее, до городка Веце в 50 километрах от известного немецкого мегаполиса, где расположен законсервированный военный аэродром.
Рассматривая закупоренные боксы, невольно подумал о новгородских аэродромах в Кречевицах и под Сольцами. Западных пассажирских авиаперевозчиков сюда не пускают, а отечественные не торопятся осваивать небо Новгородчины. У российских бюджетных авиакомпаний типа SkyExpress, «Авианова» и Red Wings география полетов пока не слишком обширна. Я не встретил от них предложения лететь за пределы России.
На постой
Разобравшись с билетами, подумаем о месте проживания. Заказать отель, мотель или хостел сегодня не проблема. Есть множество сайтов, которые предоставляют помощь в поиске места проживания. Например, сайты www.booking.com или www.hotels.com.
Имея электронную карточку, можно легко заказать себе номер в гостинице. Однако существует и альтернатива дорогому гостиничному размещению. Так, мы уже рассказывали нашим читателям о молодом, возникшем четыре года назад интернет-сообществе по обмену туристическими услугами — коучсерфинг. Это добровольное объединение людей, организующим звеном которого служит сайт www.couchsurfing.org. Чтобы стать гостеприимным человеком и активным путешественником, достаточно зарегистрироваться на названном сайте и заполнять свой профайл. Вступительный взнос в 14 долларов для россиян — дело сугубо добровольное. Есть и другие интернет-ресурсы, помогающие туристам: отпуск по обмену, клуб гостеприимства hospitality club и другие. Их без труда можно найти благодаря поисковым серверам.
Название коучсерфинг можно перевести как «серфинг по диванам», потому что коуч — это диван. Именно такой способ я и выбрал для турне по европейским странам. Сначала весной и в июне принял у себя дома с десяток гостей из разных стран: Чехия, Польша, Бельгия, США, а также из столичных городов — Минска, Москвы, Санкт-Петербурга. Они написали мне положительные отзывы, рейтинг моего гостеприимства на сайте вырос достаточно высоко, и вскоре я вправе был рассчитывать, что и меня в свою очередь бесплатно примут в других домах и семьях.
Стучаться в профайлы европейцев, впрочем, оказалось не так просто. Надо знать языки, внимательно читать условия приема, ведь у каждого хозяина свои причуды. Кто-то предупредит, что спать надо будет с кошками, кто-то готов предоставить только матрасик на кухне, кто-то требует привезти с собой спальное бельё, а кто-то уже по фотографии не вызывает доверия.
Не скрою, что получил много отказов. Особенно трудно новгородцу было обратить на себя внимание парижан и амстердамцев. У столичных жителей свои понятия, к тому же они явно перегружены поступающими предложениями. Люди в европейских провинциях, как мне показалось, более добры, сговорчивы и отзывчивы. После полутора месяцев активной ежедневной переписки по вечерам маршрут был обеспечен гостеприимными диванами на всем протяжении, кроме двух дней в Париже. От Амстердама пришлось и вовсе отказаться. Зато в ряде случаев у меня образовались альтернативы и запасные варианты, которыми я не преминул впоследствии воспользоваться.
Желание сэкономить — не единственный мотив, по которому европейцы все чаще пользуются гостеприимством друг друга. Многие коучсерферы подчеркивают, что жить в гостинице скучно, а групповая поездка — это коллективные впечатления, которые турагентства тиражируют десятками тысяч. При обычном экскурсионном туре не происходит проникновения в культуру народа той страны, куда приезжаешь. Всё, что расскажет экскурсовод, можно заранее прочитать в Интернете.
И наоборот, политика открытых дверей, когда каждый готов помочь человеку своего сословия и своих интересов, позволяет проводить время в приятном общении и встречаться с интересными людьми. Во время своего путешествия мне довелось погостить у дизайнера в Гааге, лоцмана, который живет на судне в Роттердаме, профессора математики в Реймсе, чиновника штаб-квартиры Евросоюза в Брюсселе, инженера по телекоммуникациям в Мехелене, журналиста в Риге. Довелось также присутствовать на встрече двух очень активных коучсерферов в Реймсе. Негласно, как мне показалось, француз Патрик и немка Урсула ведут соревнование за то, кто больше преуспеет в приеме гостей и организации индивидуальных поездок. «Я собираюсь посетить Индию», — козырял Патрик. «А я почти подготовила вояж по Австралии», — парировала Урсула. «Добро пожаловать в Великий Новгород!», — только и оставалось сказать мне.
И все же в результате четкого планирования и своевременной подготовки мое индивидуальное 16-дневное путешествие по семи странам Европы: Финляндия — Германия — Нидерланды — Бельгия — Люксембург — Франция — Латвия — прошло почти без неприятных сюрпризов. Ну ножичек перочинный отняли при проверке багажа в аэропорту Лаппеенранты, да дерево после грозы упало на железнодорожное полотно при подъезде к французскому городу Реймсу и пассажиров перевозили далее по маршруту на автобусах, а так все прошло гладко. Коучсерферы встречали и провожали меня как близкого друга или даже родственника. Вояж обошелся не дороже, чем недельная поездка в Египет или Турцию.
В дальнейших публикациях мы познакомим читателей «НВ» с наиболее интересными местами, где удалось побывать нашему корреспонденту благодаря коучсерфингу.
Фото автора