Как и многие животные, даманы потеют. Но — только на подошвах снабженных копытцами лап. Этот пот такой липкий, что зверьки даже могут, словно на присосках, скакать вниз головой по скалам и деревьям. Живущие в скалах даманы холодными ночами тесно прижимаются друг к другу, чтобы согреться, в щелях и расселинах. А утром долгое время проводят на солнце, подзаряжаясь от светила энергией, подобно так же поступающим рептилиям.
С виду даманы — увальни увальнями, но внешность обманчива. На деле это стремительные существа, совершающие с места огромные прыжки, что по вертикали, что по горизонтали. Они просто вынуждены быть проворными, поскольку являются лакомыми кусочками для многих хищников, и в первую очередь для черного африканского орла, который почти исключительно ими и питается. Это ему удобно, ведь добыча живет группами, насчитывающими иногда до 80 зверьков. Заметив орла, всегда находящийся на посту «дежурный» даман издает пронзительный крик, и колония врассыпную устремляется в укрытия. Только и орел не лыком шит — старается налетать со стороны солнца, которое режет даманам глаза, так что иной раз «дежурный» подает сигнал тревоги, лишь ощутив себя в капкане когтистых вражеских лап...
Удивительно, но факт — даманы приходятся слонам одними из самых близких родственников. Хотя слону, конечно же, не страшен никакой орел. Он вообще не боится никого, кроме человека с огнестрельным оружием. Слоны — самые большие и тяжелые обитатели суши, до 4—6 тонн могут весить. Когда бегут, земля буквально трясется, однако спокойно идущий слон ступает мягко и почти бесшумно благодаря особому устройству подошвы. Да и внешне слон не похож ни на кого из животных. Его бивни — это не клыки, а передние зубы, резцы, измененные эволюцией. А чего стоит хобот, образованный союзом носа и верхней губы! Это и дыхательный орган, и рука, и оружие, и поливальный шланг…
Маленькими юркими даманами родственные связи слонов не ограничены. Еще один «кузен» — обитатель Африки трубкозуб, о котором уже рассказывалось в одном из выпусков «Ковчега» («НВ» от 15.11.2008). Он тоже имеет сходные с хоботными анатомические признаки, хотя обликом — свинья с ушами осла и хвостом кенгуру. В зоопарке ест особую смесь, а на воле поглощает термитов, разламывая их крепкие жилища. Обедает трубкозуб ночью, а днем отсыпается в норе, которую сам вырыл уплощенными копытцами. При малейшей опасности он бежит туда, а если ушел далеко от дома, то быстро закапывается там, где его напугали.
Третий непохожий родич слона всю жизнь проводит под водой. Это ламантин, обитатель тропических рек и прибрежных морских вод. Его древним предком ученые считают эотерия, крупное копытное с небольшим хоботом, обитавшее в заболоченных регионах и постепенно порвавшее всякую связь с сушей. Задние конечности
эотерия трансформировались в хвостовую лопасть, похожую на весло, а передние уподобились ластам, сохранив, однако, остатки копыт.
Ламантины никуда не спешат, плавают неторопливо, с наслаждением поедая водяные растения, а в зоопарках — не менее сочный кочанный салат. Как люди, медведи и слоны, ламантины кормят детенышей грудью, высовываясь при этом вертикально из воды. Говорят, что когда их впервые увидели мореплаватели, то приняли этих животных за морских дев — сирен, проще говоря, русалок. Возможно, зрение тех моряков было сильно деформировано выпивкой или долгим пребыванием вдали от семьи? Может, они вовсе забыли, как выглядят девы? Тем не менее в науке ламантины, а также похожие на них дюгони и истребленная морская корова объединены в отряд, который так и называется — сирены.
Любопытная особенность ламантинов: в отличие от остальных млекопитающих от жирафа до мышки у них не 7 шейных позвонков, а только 6. Почему так? Неизвестно. Причуда природы, целесообразность которой ученым пока не ясна. Наверное, и сами ламантины не ответили бы, даже если б и могли...
Всех этих не похожих друг на друга родственников я встречал в самых разных зоопарках. Но только даманов посчастливилось наблюдать в природе. Было это в Израиле. Рано утром я пошел на окраину города, где, по рассказам местных жителей, выгуливающих там собак, обитали какие-то мелкие зверушки «типа сусликов». Зоологу интересны любые животные в дальней стороне. Поэтому я не поленился, тем более идти было недолго — минут пятнадцать.
Точное место мне не указали, только приблизительное. Иду тихонько, гляжу по сторонам, вдруг вижу — на камнях прямо подо мной сидят... никакие не суслики, а самые натуральные даманы! Самец, две самки и четыре малыша. И все уставились на меня. Так мы некоторое время смотрели друг на друга — я в бинокль их разглядывал, они меня — невооруженным глазом. Потом зверьки успокоились, занялись своими делами. Папаша охранял покой семьи, мамаши грызли сухие травинки, детишки весело возились и скакали друг за дружкой по камням. И так мне было досадно, что не взял с собой фотоаппарат, — как раз вчера закончился запас пленки.
Всласть понаблюдав за зверьками, я ушел, решив обязательно прийти сюда позже, купив пленку в супермаркете. И так и сделал. Но ни в этот день, ни в следующий даманов не оказалось ни на том самом месте, ни поблизости от него. А потом — всё, билет на самолет. В результате в памяти у меня вольные израильские даманы сохранились, а вот подтверждающей встречу фотографией похвастать, увы, не могу. И публикую здесь ту, на которой запечатлен их сородич из зоопарка...
Фото автора