Сами мероприятия выставки, конечно, заслуживают отдельного разговора. Вот лишь некоторые из них. Конкурс школьных сочинений «Святыни Новгородской земли», который совместно провели епархия и областной комитет образования, науки и молодежной политики и который показал очень высокий уровень работ ребят со всей области. Фестиваль русской духовной музыки с участием двух десятков творческих коллективов — как столичных, так и новгородских. Конференция «Роль отца в семейном воспитании», проведенная Новгородским обществом православных врачей и комитетом по охране здоровья населения области.
Но объять необъятное невозможно, поэтому мы решили в этот раз просто ограничиться беседой с теми, кого специально пригласили на выставку, чтобы общаться с ее гостями и с ее участниками, которые привезли на выставку лучшее со всех уголков православного мира.
Задай вопрос священнику
Еще до начала выставки ее организаторы отметили, что она уникальна среди всех прочих, проводимых в разных городах России. Во-первых, велико и заметно участие местной епархии и, во-вторых, по этой же причине: в Великом Новгороде беседы священнослужителей с мирянами, гостями выставки проходят сразу в двух форматах — в ходе личных встреч и в выступлениях перед аудиторией. Так, например, протоиерей Софийского собора Александр Ранне провел беседу «О любви и дружбе как высших православных ценностях».
Между тем под стендом с призывом «Задай вопрос священнику» во все дни выставки можно было видеть беседующих с новгородскими батюшками людей. И корреспонденту «НВ» пришлось довольно долго прогуливаться рядом в ожидании момента, когда стул перед одним из духовных лиц, клириком Софийского собора священником Алексеем СУДОСА, освободится и можно будет задать свои вопросы уже на правах журналиста.
— Какие тенденции вы заметили в последние годы в православной жизни на нашем, новгородском уровне?
— То, как меняется православная жизнь в Великом Новгороде, я скорее могу оценить даже не по выставке и беседам на ней, а по Софийскому собору, где я служу. С каждым годом в храм приходит все больше и больше людей, ставя перед собой самый главный вопрос своего земного бытия: «Зачем я живу здесь?». Вопрос этот может возникнуть и через размышления, но, к сожалению, люди чаще ждут наступления каких-то бедствий, болезней и так приходят к данному вопросу.
— Но ведь то, что к Богу, в храм сегодня приходит все больше и больше людей, нельзя связать с тем, что, как писали в советских учебниках истории Древнего мира, «обстановка в Римской империи была неспокойной: люди жили все хуже и хуже, и в ней росло число христиан».
— Нет, конечно. Причина в другом: у людей появилось больше знания о вере. Уже долгое время дорога к Богу открыта, о православии можно услышать повсюду и спокойно, если есть какая-то проблема, прийти в храм или вот даже сюда, где я сижу, чтобы поговорить о наболевшем. Верующих людей давно не преследуют: репрессий, которые существовали еще пару десятилетий назад, нет.
— С чем приходят к вам, если это не секрет, если не вдаваться в подробности, о которых вы не можете, конечно, рассказать журналисту?
— Личная жизнь, семейная. Есть краткие вопросы, есть развернутые, когда у человека какая-то проблема.
— Приходят в основном женщины?
— Да. Хотя, знаете, в эти дни выставки подходят и мужчины, и даже молодые ребята. Главное ведь вот в чем: я пытаюсь до всех донести одну и ту же мысль — любая проблема не должна нас выбивать из колеи, заставлять терять веру, приходить в апатию или уныние. Бывают, конечно, очень тяжелые жизненные ситуации, но надо помнить: в состоянии уныния человек не может быть воином Христовым, бороться с грехом и идти по пути спасения. Все проблемы при правильном отношении к ним, при помощи Божией мы можем пережить. Из любого зла и греха можно вынести назидание себе, то, что может изменить нашу жизнь к лучшему.
— Что вы советуете?
— Простые вещи: быть с Богом, вести более церковную жизнь, то есть быть не просто формальным христианином, а молиться и деятельно противостоять греху. Говорю и о том, что следует быть всегда готовым к вечной жизни: там наши истоки, туда мы и вернемся, даже если придется потерпеть и поскорбеть. Главное — не унывать.
— Внутренние миры воцерковленного человека и, как вы сказали, формального христианина очень различны?
— Я вспомнил после вашего вопроса типичную, скажем, для села, ситуацию: бабушки собираются в храме не для того, чтобы помолиться Богу, а чтобы пообщаться друг с другом, как в клубе каком-то. Конечно, в этом случае несмотря на все внешние атрибуты церковности люди остаются гневливыми и злыми, ведь общение с Богом предполагает совсем другое духовное состояние, чем обычно в миру. Нужно прилагать определенные усилия, молиться.
— Но есть такое мнение, что молитва — это только дело монахов.
— Нет. Дело в другом: монашество, или, как его охарактеризовал священномученик Илларион Троицкий, истинное христианство, возникло в древности именно как реакция на то, что миряне после принятия христианства как государственной религии остались в массе своей формальными верующими. Людей стало больше, а качество веры упало…
Размышления у стендов
После слов отца Алексея невольно подумалось: простые и понятные явления нашей жизни — любовь к ближнему, Бог, совесть — почему к ним так тернист путь? И что может стать универсальным способом донести до вменяемого большинства очевидные общечеловеческие ценности?
Ответ неожиданно нашелся в самой атмосфере выставки-ярмарки — традиция. Причем не только духовная, но и материальная. Казалось бы, какое отношение могут иметь к православию рукавицы из Тамбова, мед из Башкирии или другие товары народного потребления, которые продавались в рамках выставки у входа в ТЦ «Диез»? Но дело в том, что выставка эта не только церковная, а церковно-общественная. То есть на ней не только может, но и должно быть представлено все, что определяет нас как единую общность, народ. Материальная культура в такой связи является символом традиционного, ценимого и передающегося из поколения в поколение. А православие, его духовные сокровища — неотъемлемая часть этого общего течения.
К слову, понимают это не только организаторы данной выставки. Неслучайно в любом магазине вы встретите сегодня товар под брендом, как самый распространенный пример, «монастырский». Вино и квас, печенье и чипсы, хлеб и творог — маркетологи давно выяснили и оседлали привлекательность традиционных ценностей для среднестатистического покупателя. И даже если в случае с торговой точкой речь может идти о банальной наживе, то все равно в массовом сознании уже укоренилось: «монастырский» — значит, качественный, сделанный не за страх, а за совесть.
Но вернемся на выставку. Калининградский монастырь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы представил иконы в янтарных ризах. Тут формула не за страх, а за совесть как нельзя кстати — созданы образа святых руками сестер обители.
— Это наше послушание, наше монастырское делание, — рассказывает сестра Сергия. — Иконы всегда старались украшать наиболее ценным — золотом, серебром, а мы раз живем в янтарном крае, то и украшаем образа тем, чем славится наша земля. Здесь вы видите образ с изображением сестры великой княгини святой Александры — супруги Николая II. Поскольку мы приехали в Великий Новгород, то мы привезли сюда и особо почитаемую на вашей земле икону Божией Матери Знамение.
— Уникально ли ваше послушание для русских православных монастырей?
— Я не слышала о том, что кто-то занимается в них тем же. В Калининграде есть много мастеров, работающих над созданием как светских картин из янтаря, так и икон, но понимаете… Как бы это вам объяснить? Мы делаем их с молитвой. Да и не мне судить о том, насколько хороши наши иконы.
Владимир МАЛЫГИН (фото)