Среда, 27 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

О вещах простых и понятных

{thumbimage 150px 1}III Межрегиональная выставка «Православная Русь» показала — традиционные ценности востребованы обществом
Почетное место перед открытым конференц-залом выставки занял стенд Новгородской епархии. К нему примкнул отдел, посвященный духовному и культурному наследию Новгородской земли. Сам же зал стал местом фотовыставки «Радость Победы. 65 лет спустя».
Три элемента церковно-общественной выставки-форума, очевидно, оказались рядом неслучайно: православие, народные истоки, память о Великой Отечественной войне — это должно было стать и стало в конечном итоге лейтмотивом выставки, длившейся почти неделю в торговом центре «Диез». Все события и встречи проходили здесь уже на данном, говоря современным языком, концептуальном фоне.
Сами мероприятия выставки, конечно, заслуживают отдельного разговора. Вот лишь некоторые из них. Конкурс школьных сочинений «Святыни Новгородской земли», который совместно провели епархия и областной комитет образования, науки и молодежной политики и который показал очень высокий уровень работ ребят со всей области. Фестиваль русской духовной музыки с участием двух десятков творческих коллективов — как столичных, так и новгородских. Конференция «Роль отца в семейном воспитании», проведенная Новгородским обществом православных врачей и комитетом по охране здоровья населения области.
Но объять необъятное невозможно, поэтому мы решили в этот раз просто ограничиться беседой с теми, кого специально пригласили на выставку, чтобы общаться с ее гостями и с ее участниками, которые привезли на выставку лучшее со всех уголков православного мира.

Задай вопрос священнику


Еще до начала выставки ее организаторы отметили, что она уникальна среди всех прочих, проводимых в разных городах России. Во-первых, велико и заметно участие местной епархии и, во-вторых, по этой же причине: в Великом Новгороде беседы священнослужителей с мирянами, гостями выставки проходят сразу в двух форматах — в ходе личных встреч и в выступлениях перед аудиторией. Так, например, протоиерей Софийского собора Александр Ранне провел беседу «О любви и дружбе как высших православных ценностях».
Между тем под стендом с призывом «Задай вопрос священнику» во все дни выставки можно было видеть беседующих с новгородскими батюшками людей. И корреспонденту «НВ» пришлось довольно долго прогуливаться рядом в ожидании момента, когда стул перед одним из духовных лиц, клириком Софийского собора священником Алексеем СУДОСА, освободится и можно будет задать свои вопросы уже на правах журналиста.
— Какие тенденции вы заметили в последние годы в православной жизни на нашем, новгородском уровне?
— То, как меняется православная жизнь в Великом Новгороде, я скорее могу оценить даже не по выставке и беседам на ней, а по Софийскому собору, где я служу. С каждым годом в храм приходит все больше и больше людей, ставя перед собой самый главный вопрос своего земного бытия: «Зачем я живу здесь?». Вопрос этот может возникнуть и через размышления, но, к сожалению, люди чаще ждут наступления каких-то бедствий, болезней и так приходят к данному вопросу.
— Но ведь то, что к Богу, в храм сегодня приходит все больше и больше людей, нельзя связать с тем, что, как писали в советских учебниках истории Древнего мира, «обстановка в Римской империи была неспокойной: люди жили все хуже и хуже, и в ней росло число христиан».
— Нет, конечно. Причина в другом: у людей появилось больше знания о вере. Уже долгое время дорога к Богу открыта, о православии можно услышать повсюду и спокойно, если есть какая-то проблема, прийти в храм или вот даже сюда, где я сижу, чтобы поговорить о наболевшем. Верующих людей давно не преследуют: репрессий, которые существовали еще пару десятилетий назад, нет.
— С чем приходят к вам, если это не секрет, если не вдаваться в подробности, о которых вы не можете, конечно, рассказать журналисту?
— Личная жизнь, семейная. Есть краткие вопросы, есть развернутые, когда у человека какая-то проблема.
— Приходят в основном женщины?
— Да. Хотя, знаете, в эти дни выставки подходят и мужчины, и даже молодые ребята. Главное ведь вот в чем: я пытаюсь до всех донести одну и ту же мысль — любая проблема не должна нас выбивать из колеи, заставлять терять веру, приходить в апатию или уныние. Бывают, конечно, очень тяжелые жизненные ситуации, но надо помнить: в состоянии уныния человек не может быть воином Христовым, бороться с грехом и идти по пути спасения. Все проблемы при правильном отношении к ним, при помощи Божией мы можем пережить. Из любого зла и греха можно вынести назидание себе, то, что может изменить нашу жизнь к лучшему.
— Что вы советуете?
— Простые вещи: быть с Богом, вести более церковную жизнь, то есть быть не просто формальным христианином, а молиться и деятельно противостоять греху. Говорю и о том, что следует быть всегда готовым к вечной жизни: там наши истоки, туда мы и вернемся, даже если придется потерпеть и поскорбеть. Главное — не унывать.
— Внутренние миры воцерковленного человека и, как вы сказали, формального христианина очень различны?
— Я вспомнил после вашего вопроса типичную, скажем, для села, ситуацию: бабушки собираются в храме не для того, чтобы помолиться Богу, а чтобы пообщаться друг с другом, как в клубе каком-то. Конечно, в этом случае несмотря на все внешние атрибуты церковности люди остаются гневливыми и злыми, ведь общение с Богом предполагает совсем другое духовное состояние, чем обычно в миру. Нужно прилагать определенные усилия, молиться.
— Но есть такое мнение, что молитва — это только дело монахов.
— Нет. Дело в другом: монашество, или, как его охарактеризовал священномученик Илларион Троицкий, истинное христианство, возникло в древности именно как реакция на то, что миряне после принятия христианства как государственной религии остались в массе своей формальными верующими. Людей стало больше, а качество веры упало…

Размышления у стендов

После слов отца Алексея невольно подумалось: простые и понятные явления нашей жизни — любовь к ближнему, Бог, совесть — почему к ним так тернист путь? И что может стать универсальным способом донести до вменяемого большинства очевидные общечеловеческие ценности?
Ответ неожиданно нашелся в самой атмосфере выставки-ярмарки — традиция. Причем не только духовная, но и материальная. Казалось бы, какое отношение могут иметь к православию рукавицы из Тамбова, мед из Башкирии или другие товары народного потребления, которые продавались в рамках выставки у входа в ТЦ «Диез»? Но дело в том, что выставка эта не только церковная, а церковно-общественная. То есть на ней не только может, но и должно быть представлено все, что определяет нас как единую общность, народ. Материальная культура в такой связи является символом традиционного, ценимого и передающегося из поколения в поколение. А православие, его духовные сокровища — неотъемлемая часть этого общего течения.
К слову, понимают это не только организаторы данной выставки. Неслучайно в любом магазине вы встретите сегодня товар под брендом, как самый распространенный пример, «монастырский». Вино и квас, печенье и чипсы, хлеб и творог — маркетологи давно выяснили и оседлали привлекательность традиционных ценностей для среднестатистического покупателя. И даже если в случае с торговой точкой речь может идти о банальной наживе, то все равно в массовом сознании уже укоренилось: «монастырский» — значит, качественный, сделанный не за страх, а за совесть.
Но вернемся на выставку. Калининградский монастырь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы представил иконы в янтарных ризах. Тут формула не за страх, а за совесть как нельзя кстати — созданы образа святых руками сестер обители.
— Это наше послушание, наше монастырское делание, — рассказывает сестра Сергия. —  Иконы всегда старались украшать наиболее ценным — золотом, серебром, а мы раз живем в янтарном крае, то и украшаем образа тем, чем славится наша земля. Здесь вы видите образ с изображением сестры великой княгини святой Александры — супруги Николая II. Поскольку мы приехали в Великий Новгород, то мы привезли сюда и особо почитаемую на вашей земле икону Божией Матери Знамение.
— Уникально ли ваше послушание для русских православных монастырей?
— Я не слышала о том, что кто-то занимается в них тем же. В Калининграде есть много мастеров, работающих над созданием как светских картин из янтаря, так и икон, но понимаете… Как бы это вам объяснить? Мы делаем их с молитвой. Да и не мне судить о том, насколько хороши наши иконы.
 
Томас ТОММИНГАС
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

По храмам Поозерья

Ветеран СВО Дмитрий Кузьмичёв стал автором просветительского проекта «В гостях у батюшки».

27.11.2024 | Общество

Валерий Шеботинов: «Парусный спорт — это постоянная борьба с ветром, соперником и с самим собой».

С компасом по глобусу

Чтобы стать путешественником, новгородцу Валерию Шеботинову пришлось попрощаться с географией

27.11.2024 | Общество

Иван Гаврилов: «Многие хотят назад, в СССР. Нет, ребята, без меня».

Расселись тут…

Из воспоминаний рождённого за колючей проволокой

27.11.2024 | Общество

Мошенников интересуют те, кто нуждается в деньгах или ищет быстрый заработок. Например, студенты и школьники, у которых есть банковские карты

Как не стать дроппером?

Дроппер, или дроп — это человек, который вольно или невольно оказывает услуги мошенникам. Он, выполняя указания преступников, помогает им обналичивать украденные деньги

27.11.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Новгородской области Татьяна Ткаченко рассказала о ВИЧ и СПИДе

27.11.2024 | Общество

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА