А воз и ныне там
В 2010 году на инженерное обеспечение территорий садоводческих товариществ планируется привлечь 5,1 миллиона рублей внебюджетных источников с предоставлением субсидий из областного бюджета в размере 2 миллионов рублей. Напомним, что претендовать на них садоводам можно, выполнив несколько условий: с 1 июня 2009 года регулярно вывозить бытовые отходы за счет целевых взносов. После чего объединение садоводов должно собрать 100% денег на планируемые работы, выполнить их, предоставить в областной комитет по сельскому хозяйству пакет подтверждающих расходы документов и, если все в порядке, получить субсидию, на 45% компенсирующую затраты. Кроме того, 1 января 2011 года товарищество должно начать оформление прав собственности на половину земельных участков и недвижимости, находящихся на территории объединения, а также на земли общего пользования. Сколько товариществ воспользовались такой помощью в нынешнем году? Ответы на эти вопросы мы получили в комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области, куда мы зашли, прежде чем отправиться в путь по садовым участкам.
Главный специалист комитета Татьяна ШИЛИНА, которая работает непосредственно с председателями садоводческих обществ, цифрами не порадовала:
— За год действия целевой программы «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в Новгородской области на 2009—2013 годы» на субсидии выплачено 833,5 тысячи рублей. С нами второй год активно работают лишь товарищество «Березка», «Ветеран-2», к которым нынче присоединились «Мебельщик», «Авиатор» и 49 участков товарищества «Маяк». Почему так? Большинство ссылается на множество документов, но я считаю, что главная причина — в неорганизованности садоводов. У нас в области 700 садоводческих товариществ, из них зарегистрированы и имеют юридический статус лишь 55. В 200 товариществах даже нет председателя! А еще — повсеместно масса и вовсе бесхозных земель! Это не только заброшенные участки, но и не оформленные земли общего пользования, а значит, и не принадлежащие садоводам. При таком раскладе, такой анархии организовать что-либо очень сложно, но мы все же пытаемся это сделать совместно с Межрайонной ассоциацией садоводов, с которой работаем в тесном контакте: упрощаем условия получения субсидий (обязательное число членов товарищества с 50 уменьшили до 10), перенесли дату межевания участков с 2010 года на 2011, помогаем оформлять документы, подготовили примерный устав товарищества. Мы готовы помочь всем, только принесите документы — поправим, поможем, перепишем! Всячески пытаемся донести до садоводов, что никто за них ничего не сделает, что надо захотеть самим. Но сегодня это — просто непробиваемая стена!
И, действительно, программа пока не заработала во всех районах области. Ни одно из 194 садоводческих товариществ, расположенных на территориях Батецкого, Боровичского, Валдайского, Крестецкого, Маловишерского, Парфинского, Пестовского, Старорусского, Солецкого и Чудовского муниципальных районов, не приняло в ней участие. Да и сама Межрайонная ассоциация садоводов, которая, по мнению руководителей области, должна стать областной, объединяет лишь 505 товариществ из Великого Новгорода, Новгородского и Шимского районов.
Председатель областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Елена ПОКРОВСКАЯ видит три основные причины, по которым тормозит областная программа поддержки садоводов:
— Первая: неорганизованность садоводов, которые не спешат зарегистрировать свои товарищества и должным образом оформить имущество. Вторая: большая часть садоводов — это пенсионеры с небольшими доходами, и им просто не по силам собрать 100% суммы, необходимой на ремонт дороги и прочие мероприятия. Третья причина в том, что для такой программы полтора года — срок небольшой. Хотя за это время мы успели многое сделать в организационном плане, необходимо время на раскрутку. И все же мы надеемся, что в будущем пользоваться этой программой будут не только новгородцы, но и жители районов области.
Вместе с председателем Межрайонной ассоциации садоводческих товариществ Виталием ПОПОВЫМ мы решили на месте посмотреть, как живут садоводы и что они думают по поводу областной программы. Причем свой автомаршрут составили так, чтобы посетить успешные и не совсем благополучные дачные массивы.
Встретимся …возле свалки
Первый пункт назначения — товарищество «Ветеран-2», расположенное в черте города у Западного кладбища. Здесь уже второй год идут работы по электрификации, и два километра линий электропередач уже недавно введены в строй. Председателя товарищества Александра Максимова мы на месте не застали и остановились у одного из домов на 7-м проезде. К нему тянулись провода, а на грядках трудились двое мужчин с тяпками — отец и сын Козловы. Хозяин дачи Алексей Васильевич с удовольствием поделился с журналистами нескрываемой радостью:
— Нашей даче 15 лет, и все эти годы без света жили. А сейчас вот две недели назад наконец-то электричество появилось! Теперь жить да жить! Да, не просто это было сделать: наш Максимов немало с бумагами побегал, да и собирать пришлось большую для нас сумму — более 20 тысяч рублей с каждого. Не все смогли такие деньги найти. Зато теперь, когда субсидию вернут, — будем дорогу ремонтировать!
Подошли мы и к соседке Козловых, которая поливала цветы на своем участке. К дому Фальзии Темирьяновны цивилизация в виде электропроводов еще не дошла. На вопрос — почему, женщина ответила, что с ее пенсией это оказалось не по силам. Хотя первоначальные взносы она платила, но всю сумму так и не набрала. Узнав, что с нами председатель ассоциации, дачники засыпали его вопросами и жалобами. У него же, в свою очередь, тоже нашлись претензии к садоводам из-за нерасчищенных сточных канав вдоль дороги.
«Канавная» тема нашла свое продолжение и тогда, когда наши «Жигули» вывернули на Нехинское шоссе. Виталий Попов обратил наше внимание на то, что сточные канавы имеются лишь на одной стороне дороги, и поэтому весной вода плохо уходит с дачных участков, расположенных в этом районе. По его словам, гидробаланс нарушило и строительство поселка северян. Машина повернула налево, и мы по длинной, почти четырехкилометровой, дороге направились к товариществу «Березка», объединяющему 120 участков. Наш собеседник Виталий Федорович и здесь не удержался от комментария:
— Вы сами видите, что по обе стороны дороги еще множество других товариществ. А дорога общая, давно не ремонтированная, вся в ямах и колдобинах. Как ее в порядок привести, если председатели даже не знают друг друга! Деньги будут сдавать самые активные и сознательные, а ездить все? Да и начало дороги — там, где мы с трассы свернули, — и вовсе неизвестно чье. «Березка» ремонтом дороги решила заняться, но для того, чтобы здесь, на ничьей земле, работать, разрешение нужно получить. У кого? Это еще одна проблема садоводов. Вот надо 20 метров канавы от дороги прокопать, а там зеленая зона. «Автодор» говорит, что его территория — лишь 14 метров. А другие шесть чьи? Ни Новая Мельница, ни Ермолино конкретно не говорят — их эта земля или нет. Загонишь туда бульдозер, и оштрафуют. Такое чувство, что в свое время все эти дачи без каких-либо планов строили, концов не найти.
Тем временем наша машина подъехала к мусорной свалке. Именно здесь и назначила нам встречу председатель «Березки» Татьяна Лещенко. Почему в таком неприглядном месте? Это и было нашим первым вопросом.
— Да мы здесь даже собрания проводим, чтобы решить «мусорную» проблему. Я сама председателем недавно стала, с августа прошлого года, но моя предшественница много сделала, электричество провела. Теперь даже сомневающиеся приободрились. Ведь и насос можно купить, и телевизор, и станок какой. Мы стали ночью оставаться ночевать — не страшно. А теперь получили 110 тысяч рублей субсидии, еще собираем и будем дорогу ремонтировать. На своих улицах (их у нас шесть) уже подсыпку делаем. Пытаемся и на ремонт центральной дороги людей из соседних товариществ объединить, готовим смету. Но многие и не знают даже, в каких они товариществах находятся. Так и с мусором. Надо всем вместе этот ужас убрать, сделать площадку, собирать мусор в пакеты и договориться с властями района о вывозе.
К нашему разговору присоединились две разгневанные женщины, которые заявили, что не собираются мусором заниматься. С фразой «Что приехали? Вот возьмите и сделайте!» они быстро ушли на свои участки. А рядом остановилась машина еще одного дачника — Николая Ивановича. Его здесь знают как человека деятельного. Он и людей на рытье канав организует, и дорогу все время старается подсыпать, привозя из города строительный мусор или куски старого асфальта. Он тоже согласился, что организовать людей нелегко:
— Не понимают они, что если что-то хочется иметь, то надо самим и делать. Инертность просто возмущает! Я сам на «Акроне» договорился с геодезистом, который определил, куда сброс воды должен пойти, теперь трубы достаю. Но их же погрузить, разгрузить и проложить надо! Потихоньку сделаем, но я все равно одного не пойму: почему проект делать и за него деньги платить на то, чтобы яму выкопать? И зачем собирать всю сумму, чтобы потом 45 процентов назад отдали! Зачем эта ступень нужна? И еще — зачем товариществу быть юридическим лицом? Ведь только за определение границ, за межевание товарищество должно сотни тысяч геодезистам заплатить! Неужели власть не может придумать другую, более простую, форму помощи садоводам? В виде кредитов, как раньше.
Председатель «Березки» тоже призналась, что, несмотря на то, что ее товарищество к таким инертным не относится (в нем есть даже старшие улиц, свой казначей и счет в банке), большинство дачников — пенсионеры. И многие противятся тому, чтобы изначально на 100% проплачивать все работы, за которые потом часть вернут в виде субсидии. На прощание Татьяна Павловна добавила, отпустив шпильку в адрес нашего попутчика, что в плане организации людей надо лучше поработать и Ассоциации садоводов. А мы вновь отправились в путь. Разнообразия и сравнения ради Виталий Федорович решил показать нам удивительный красоты уголок километрах в семи от Великого Новгорода, на котором расположены особняком два небольших садоводческих товарищества: «Малыш» и «Малыш-1».
Новгородская Швейцария
К обещанной «Швейцарии» вела довольно разбитая дорога, преимущество которой, по заверению Виталия Попова, заключалось лишь в одном — пробраться по ней до дачных участков на легковой машине можно в любое время года. Но по обе стороны от нее открывался изумительный вид: дубовые леса и прозрачные водоемы. Несколько минут, и наши «Жигули» уперлись в шлагбаум.
Пока нам его открывали обитатели этих мест, мы прошли до набережной и полюбовались заботливо обустроенной детской площадкой и купальней, качелями и попили ледяной воды из необычного вида колодца. Не менее красивыми и ухоженными оказались дачные дома и улочки товарищества под названием «Малыш-1». Идеальная чистота и цветы, цветы, цветы на каждом участке. Как объяснил Виталий Попов, живут здесь в основном бывшие работники завода «Волна» и все, вплоть до водопровода и подстанции, сделали своими руками.
Со двора одного из домов на улице Ландышевой нам навстречу вышел к калитке хозяин Александр Васильевич Грицук.
— Это я сам такое название для улицы придумал, — начал он разговор. — У нас тут рядом Веряжка, дубовые рощи и всегда полным-полно ландышей. Я взял да табличку с названием на дом и повесил. А две русалки, что под крышей — это в честь моих дочек. Да вы заходите, не стесняйтесь. Вот виноград мой посмотрите, двух сортов. К концу сентября урожай будет, приезжайте! Нашей даче лет 30 уже, мы с женой здесь с ранней весны до поздней осени живем, не хочется в город от такой красоты уезжать. Здесь и природа, и грибы, и рыба. У нас тут группа инициативная есть, стараемся сами дачи благоустраивать. Сами проекты делаем, сами проводим все и сами строим. Ведь главное — это желание. А насчет тех субсидий, что садоводам предлагают, — зачем они нам, мы лучше сами. Ведь для себя же трудимся. Стараемся, чтобы перед каждым домом красиво было, цветами обмениваемся. Видите, сколько здесь сортов одних пионов распустилось!
Дав обещание приехать осенью на виноград, мы еще немного погуляли по местным набережным, оборудованным настоящей пристанью, и с сожалением покинули эту маленькую новгородскую Швейцарию. Последней целью нашего дачного путешествия было товарищество «Ветеран», в котором, по словам председателя Ассоциации садоводов, бурлили настоящие страсти.
Я на дачу еду плача
…Стоило машине свернуть с улицы Псковской в направлении немецкого кладбища и «Ветерана», как начались сплошные кочки и ямы. Но, как оказалось, это еще было не самым страшным. В поисках дома председателя товарищества «Ветеран» Зои Кирш мы немало поплутали и вволю насмотрелись на неприглядную картину вокруг: заросли травы и кустарника, из-за которых садовые участки были просто не видны, полуразвалившиеся дачные домики, больше похожие на старые сараи.
Наконец-то вдалеке увидели кирпичный дом Зои Клементьевны, но, как оказалось, обрадовались рано: к нему вела полоса распаханной и застывшей огромными глыбами глины, по которой не то что проехать на машине, но и пройти пешком оказалось довольно сложно. Чтобы попасть на участок, пришлось преодолеть еще одно препятствие — канаву с мутной водой. Было странным и непонятным, почему такое ужасное место облюбовали себе дачники. Какое удовольствие может принести вот такая природа?
С такими мыслями в голове и встретились с председателем «Ветерана». Она рассказала, что эти земельные участки были выданы решением облисполкома в 80-е годы бывшим «афганцам», «чернобыльцам», ветеранам войны и труда. Товарищество большое — 420 дачных участков, причем у 410 оформлены права собственности на землю. Сегодня живут и возятся на земле в большинстве своем уже дети тех, кто эти участки получал. Из-за близости города и после дачной амнистии земля стала привлекательной, и многие планируют или уже начинают строительство добротных загородных домов. Но не так давно на эти земли пришли экскаваторы, и среди дачников началось беспокойство — не захватят ли строители нового коттеджного поселка вблизи бывшего аэродрома и их земли.
Зоя Клементьевна достала кипу схем и чертежей и начала свой рассказ:
— Услышали, что рядом работают пилы, техника, с прорабом поговорили, а он и сказал, что зря вы свою дорогу начинаете благоустраивать, канавы копаете. Мы трубы ваши все равно выкопаем и все разроем. И здесь будет проложен кабель высокого напряжения. Какой кабель вблизи наших домов? Ведь вокруг него охранная зона необходима! Осенью были общественные слушания по строительству в нашем районе, их организаторы меня тогда старались успокоить, сказав, что все это нескоро и что потребуется согласие 70% дачников. Весной я слушания пропустила, а тут уже вовсю идет работа. А потом мы в Интернете план застройки коттеджного поселка нашли и наложили на план своего товарищества. Вот посмотрите, получается, что мы сейчас стоим на месте будущего стадиона, который будет вместо моего участка! Как так можно делать, не считаясь с собственниками земли! Мы столько денег в эту глину вбухали — сотни тысяч. Почище московского «Речника» у нас ситуация!
Виталий Попов был не так эмоционален, как Зоя Клементьевна, но и он выразил непонимание того, что строительные работы в этом районе ведутся без учета прав собственников:
— Почему меня, председателя Ассоциации садоводов, никто на слушания не пригласил и в известность не поставил? Это более чем непонятно. Мы и сейчас не можем получить от городских властей четкого ответа: будет ли отобрана у садоводов земля, в каком количестве и на каких условиях. Надеемся все-таки, что нас наконец-то услышат.
Вот на такой грустной ноте и завершилось наше путешествие по дачам. Мы еще обязательно вернемся к проблемам новгородских садоводов, многие из которых, включая транспортную, так и не успели затронуть, и обязательно расскажем читателям «НВ» и об урожае винограда в новгородской Швейцарии и о том, во что выльется беспокойство дачников из товарищества «Ветеран». Но это уже совсем другие темы. А пока что в комитете по сельскому хозяйству и продовольствию нас заверили, что будут делать все для того, чтобы областная целевая программа в поддержку садоводов действительно помогала благоустраивать дачные массивы. Как рассказала председатель комитета Елена Покровская, кое-что в этом направлении уже прорабатывается:
— Для нас не секрет, что самая большая проблема дачников при оформлении участков и товариществ — это большая стоимость геодезических работ, доходящая до 3–4 тысяч рублей за участок. На сегодня мы собираем информацию по садовым участкам, которые были предоставлены в 90-е годы и поставлены на кадастровый учет. И если у товарищества будут хоть какие-то документы, позволяющие работать с ним как с юридическим лицом и взимать земельные налоги, то вполне получится снять с него такую большую финансовую нагрузку при оформлении участков. И тогда дело непременно сдвинется с места и люди смогут получить ощутимую помощь. Главное — чтобы садоводы сами к этому стремились и прилагали усилия.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)