Пятница, 10 января 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Война — одна на всех

В дни празднования 65-й годовщины Победы новгородка Римма Шамеш побывала на Украине.
 
О том, что отец моего мужа Леонида, старшина Георгий ШАМЕШ, погиб на Украине, его семья узнала, находясь в эвакуации в Кировской области. Георгий Николаевич после ранения даже приезжал туда в 42-м году, а потом вернулся на фронт. «Когда отец приехал, я боронил поле. Как только мне сказали, все бросил и помчался к дому. Увидел батьку и прыгнул на него, повалились, смеемся», вспоминал Леонид. В 43-м на отца пришла похоронка.
А когда мать и сын уезжали домой из эвакуации, похоронку потеряли, и так получилось, что никто из родных не запомнил названия украинского местечка, где погиб Георгий Николаевич. В круговороте послевоенных лет поисками не занимались. А потом решили искать своими силами.
Поиск продолжался до 2001 года, когда из Подольского военного архива прислали копию свидетельства о гибели Георгия Николаевича. Там и обнаружилось, что место его упокоения — Червонопоповка. Но эта новость совпала со смертью моего мужа. Я потом болела, житейские заботы. И сейчас со здоровьем не все в порядке, но понимала, что если к 65-летию не побываю на могилке, потом не соберусь.
Я написала письмо на Украину. Ответ пришёл от главы села Евгения Чернобая. в нем говорилось, что старшина Георгий Шамеш действительно захоронен в братской могиле в центре села вместе с 224 воинами-освободителями 78-й стрелковой дивизии, погибшими в период с февраля по август 1943 года. Тогда я и решила — еду. У меня льготы, поездка могла быть бесплатной, но больно маршрут тяжелый: на самолете до Киева, в Донецк — на поезде, дальше — на автобусе… Больше всего мне бы подошел поезд до пункта назначения, но на это нужны были деньги. Я обратилась за помощью в администрацию области, там и выделили мне 10 тысяч рублей. Поехала сама, без сопровождающих, хотя дети и переживали сильно за мое здоровье. Но умирать я не собираюсь, поживу ещё чуть-чуть.
…Когда приехала к дому Чернобая, во дворе у него застала молодую семью. Оказалось, из Петербурга, приехали на могилу прадедушки. Так совпало, что и они долгое время искали место захоронения без вести пропавшего, а нашли только в этом году в Интернете, в госпитальных списках среди умерших. Вот так я и познакомилась с семьей красноармейца Федора Романова, захороненного в той же самой могиле, что и мой свекор.
Евгений Чернобай вместе со своей женой нас приняли в свой дом, не разрешили ночевать в гостинице. Наутро следующего дня мы все посетили сельскую школу, где школьники рассказали, как они искали в архивах данные семей погибших воинов и как рассылали сообщения этим семьям о месте захоронения, находя адреса.
Мы возложили цветы к памятному мемориалу. 9 Мая я осталась «праздновать» вместе со свекром. Местный батюшка провел богослужение по усопшим. А потом пели песни военных лет, школьники читали стихи, посвященные фронтовикам. Потом был ружейный салют, и закончилось все поминальным обедом. Все жители села 11 мая провожали меня домой как родную, с поцелуями, добрыми словами и подарками. Я так им всем благодарна! Привезла с собой немного земли с могилы свекра, отнесу ее к Леониду, пусть хоть так они будут вместе.
Хочется сказать спасибо добрым, отзывчивым людям: семье Чернобай, директору Червонопоповской сельской школы Татьяне Степановой, краеведу школы Светлане Козыревой и её воспитанникам, а также всем жителям села Червонопоповка — за гостеприимство, за доброту; заместителю председателя комитета социальной защиты населения области Галине Ефремовой и главному специалисту отдела центра по работе с населением «Центральный» Великого Новгорода Антонине Григорьевой — за отзывчивость; оргкомитету благотворительного марафона «Рождественский подарок» и администрации Новгородской области — за материальную помощь.

Римма ШАМЕШ,
ветеран труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Великий Новгород

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сервал — одна из самых редких пород домашних котов. Длина тела — от 90 до 135 см, рост — до 70 см. Вес кустарниковой кошки — 13–18 кг.

Орион и его команда

Чтобы жить под одной крышей с сервалом, нужно думать, как сервал

25.12.2024 | Общество

Лэпбук — книжка с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков.

Краеведение по-особенному

В Великом Новгороде дети с аутизмом изучают историю родного края с помощью лэпбуков

25.12.2024 | Общество

Когда люди счастливы

Участники опроса «НВ» предложили свои варианты лучшего подарка на Новый год.

25.12.2024 | Общество

Девять финансовых привычек для нового года

Многие откладывают перемены на начало месяца или года. А значит, самое время обзавестись новыми финансовыми привычками, которые точно пригодятся в новом году

25.12.2024 | Общество

В чём риски употребления спиртных напитков?

Главный внештатный специалист психиатр-нарколог министерства здравоохранения Новгородской области о вреде злоупотребление алкоголем

25.12.2024 | Общество

С памятниками «жертвам войны», установленными в начале 90-х, в России нынешней готовы мириться далеко не все.

Кувалда как аргумент

В Боровичском районе пострадал мемориальный комплекс, посвящённый интернированным полякам из Армии Крайовой

18.12.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА