Четверг, 13 ноября 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

В поисках себя

{thumbimage 150px 1}Имеет ли право современный человек на духовную жизнь?В преддверии Пасхи, на Страстной седмице, мы встретились с отцом Александром РАННЕ, протоиереем Софийского собора, председателем отдела духовного образования и катехизации Новгородской епархии Русской Православной Церкви. Вопрос, вынесенный в подзаголовок, нам показался наиболее важным, стержневым в этой беседе, и нам удалось получить хороший ответ на него. Однако время встречи — несколько дней до главного христианского праздника — обязало корреспондента «НВ» начать разговор традиционно, с просьбы рассказать о последней неделе Великого поста. Тем более в ней, как и везде в православном мире и богослужении, есть особое духовное содержание.

{thumbimage 150px 1}Имеет ли право современный человек на духовную жизнь?
В преддверии Пасхи, на Страстной седмице, мы встретились с отцом Александром РАННЕ, протоиереем Софийского собора, председателем отдела духовного образования и катехизации Новгородской епархии Русской Православной Церкви. Вопрос, вынесенный в подзаголовок, нам показался наиболее важным, стержневым в этой беседе, и нам удалось получить хороший ответ на него. Однако время встречи — несколько дней до главного христианского праздника — обязало корреспондента «НВ» начать разговор традиционно, с просьбы рассказать о последней неделе Великого поста. Тем более в ней, как и везде в православном мире и богослужении, есть особое духовное содержание.
— Отец Александр, так совпало, что это интервью увидят наши читатели уже в субботу Страстной седмицы, накануне Пасхи. Что это за время?
— Страстная седмица — это особая неделя Великого поста. И вообще, в свое время он начинался со Страстной седмицы, времени подготовки к празднику Пасхи. Воскресение Христово — это событие, с которого начинается христианство. Не было бы данного события, все закончилось какой-нибудь поминальной трапезой в рамках иудейской традиции. Но именно явление воскресшего Христа ученикам стало тем, с чего все началось. И для того, чтобы встретить Христа, собирались его ученики в первые годы после Воскресения. Они вспоминали его учение, чудеса и особенно его страдания, которые он претерпел за человеческий род.
Очень ошибаются те люди, которые считают, что христианство, хождение в храмы нужно людям только для того, чтобы получить от Бога помощь в каких-то своих делах. Это правильно, что мы обращаемся к Богу за помощью, но в то же время христианство не предполагает, грубо говоря, эдакую торговлю...
— Потребительское отношение?
— Да. Суть христианства — несение своего креста со смирением и любовью. Только тот, кто к этому готов и понимает это, может называть себя настоящим христианином. И для каждого христианина, чтобы понять свой собственный крест, важно следовать за крестом страдавшего Спасителя. Страстная седмица, в определенной степени, — выключение себя из жизни мира.
Кстати, Христос никогда не призывал своих учеников уйти из него — это наблюдалось уже потом, через несколько столетий и по совершенно другим причинам. Главное было — идти и проповедовать. И сегодня, если христианин живет в мире, значит, он берет на себя ответственность за него, за происходящее вокруг. Это очень важно.
Но вот в данный момент исторической памяти христиане как бы выключались из жизни. Потому что вся Страстная седмица подходила к Великой субботе, главным лозунгом которой было «да молчит всякая плоть человеча». После литургии в субботу христиане стараются друг с другом даже не общаться. Люди молчат, думают, если хотите — переживают. Я говорю об очень важном моменте — отключении от суеты, сосредоточении на самом главном в своей жизни. И, в принципе, весь тот пост, который мы прошли с вами, носил покаянный характер — шесть недель подготовки к Страстной седмице и Пасхе.
Для нас дни последней недели Великого поста имеют чрезвычайно важное значение: среда — воспоминание о предательстве Иуды, Великий четверг — воспоминание о Тайной вечере, Великая пятница — самый скорбный для нас момент христианской жизни, когда мы переживаем смерть, полагание Господа во гроб, плач Божией Матери, вынос плащаницы... Замечу: сам алтарь символизирует гроб Господень, кувуклию — пещеру, находящуюся в храме Воскресения в Иерусалиме. Алтарь — это гроб Господень, на котором стоят святые дары.
— Есть такое выражение «духовная жизнь», которое, не особенно задумываясь, употребляют в своей речи все, в том числе и мы, журналисты. Но можно ли говорить сегодня о «духовной жизни» современного человека, корректно ли это? Может быть, все-таки лучше говорить о «бездуховной составляющей человеческого бытия»?
— Нет. Надо учесть: то, что вы говорите, касается каждого человека отдельно. Христианство отличается от всех других религий тем, что оно сосредоточивается на каждом конкретном человеке. Есть замечательная притча, в которой говорится: «Пастырь оставляет 99 овец ради того, чтобы найти одну потерявшуюся». Ценность каждого отдельного человека бесконечна, абсолютна. И в этом смысле мы не можем говорить о духовной жизни как о духовности общества вообще. Что происходит в душе каждого отдельного человека? Весь вопрос в том, ставит ли он себе задачу своего внутреннего духовного совершенства, пытается ли он жить духовно внутри себя?
— И сейчас такие люди есть?
— Есть. Люди же в храм приходят, и зачастую для того, чтобы найти в себе духовный стержень, на который можно было бы опереться.
В Нагорной проповеди Христос говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть». Но представить себе совершенство Отца небесного невозможно для человека — Бог невидим, непостижим и так далее, но Иисус Христос явил нам совершенство Отца. Вот и мы стремимся к совершенству по Христу. Для этого Христос должен жить в нашем сердце — надо помнить о нем, рассуждать о том, чему он учил, пытаться исполнять его заповеди, нести свой крест, служить ближним, осмысленно относиться к страданиям в жизни человека, испытаниям и искушениям. Надо вести поиск смысла в своей жизни. Все это и есть духовность.
Я думаю, что людей, которые пытаются найти и опереться на этот смысл, достаточно много. Иначе, я думаю, наша жизнь распалась бы, как разваливается дом без фундамента. У некоторых смысл жизни традиционен, иные мучаются из-за того, что еще ничего не нашли, — каждый находится на своем этапе своего духовного развития, или, к сожалению, деградации. Я убежден, что несмотря ни на что в нашей жизни есть какое-то здоровое ядро, и есть люди, которые хотят быть лучше, чище и светлее. Может быть, ради них и стоит еще мир.
Вообще, духовных людей никогда не было много, даже если мы посмотрим на первые столетия христианства. В основном это ведь эпоха языческого мира, который не заботился ни о каком духовном совершенствовании, потому что такому миру казалось: духовное живет отдельно от материального. Там не было представления о целостности человека, а имела место распадающаяся античная культура. И она в конце концов распалась и потеряла свое значение.
Так же, как это было с дореволюционной Россией. Трагедия 1917 года не случайна. Культура распалась не в результате международного заговора и не потому, что какие-то маргиналы-большевики вдруг подсуетились и захватили власть, которая валялась, а потому что общество, потеряв глубину своей традиции — глубину, а не внешние формы, — перестало быть единым. Лучшая часть общества перестала быть единой. В нашей жизни все закономерно, и если эти отрицательные процессы, о которых мы с вами говорим, будут превалировать, то и наше сегодняшнее общество, к сожалению, распадется.
— В последнее время Церковь очень активно проявляет себя в общественной жизни. Имеет ли право само общество в связи с этим обсуждать внутрицерковные проблемы, так сказать, извне?
— Церковь не отделяет себя от общества. Скажу так: в нем есть атеисты, есть православные люди, есть представители других, инославных конфессий, но все мы — одно целое российское общество. И мы в ответе за свою страну.
Другое дело, что в каждом обществе, в каждой семье имеются особые интересы у частных лиц... Мне кажется, вы сейчас имеете в виду спор, который у всех на устах, который идет вокруг церковной собственности?
— В том числе. Вопрос ведь непростой. И вы, отец Александр, служите в Софийском соборе, который всегда был как для Церкви, так и для музея особым местом.
— Вопрос на самом деле очень простой, и решать его надо честно. Нужно, чтобы государство, которое стало воспреемником того, что награбили большевики, признало: церковная собственность принадлежит Церкви. Вся. А уже потом мы должны вести доверительный разговор о том, как все эти ценности сохранить. Они действительно являются общенародным достоянием, они действительно наша общая ценность. Но мы, конечно, не согласны с тем, что та или иная икона ценна и красива только потому, что ее намазал какой-то художник в XIV веке. Для нас это еще и духовная ценность. И мы хотим, чтобы остальные люди поняли ее.
Всегда, мне кажется, в здоровом обществе можно договориться о том, чтобы ничего не терялось, чтобы мы все сохраняли вместе. Я полагаю, что предстоит очень длительный процесс переговоров по этой проблеме, но начинать надо с признания того, что награблено все было неправедно и принадлежит все это Церкви. И все эти оговорки о том, что музеи спасали национальное достояние, лишние. Спасибо музеям! Спасибо этим самоотверженным работникам, мы им готовы в ноги поклониться! Но признайте, что все церковное имущество принадлежит Церкви. И давайте думать вместе, как это все сохранять.
— На своем сайте наша газета проводит опрос на тему «Поститесь ли вы?». Есть много вариантов ответов, ведется голосование... Как вы относитесь к тому, что большинство, хотя и не абсолютное, населения нашей страны крещено, но ходит в храм лишь раз в год, как правило, на Пасху, и не постится?
— Это очень сложный вопрос, ведь люди, например, по состоянию здоровья не могут полностью поститься. Больных людей очень много, и Церковь идет им навстречу. Кроме того, люди по слабости просто не выдерживают... Вообще, заявить о том, что «я пощусь полностью», может быть, даже не совсем верно с православной точки зрения, потому что православие держится на смирении. Поэтому лучше было бы сказать «я стараюсь, конечно, но многое у меня не получается». Вопрос этот очень растяжимый. Абсолютный пост — это когда Христос сорок дней не ел и не пил.
— Но это же невозможно!
— Верно, невозможно. Поэтому — пост по силам. Пост же состоит не только в еде, но и в тех службах, которые мы посещаем, в отказе от телевизионных развлекательных программ, может быть, в том, чтобы почитать какую-нибудь духовную литературу, побольше помолиться дома…
— Помогать ближним, благотворить...
— Да, конечно же! Быть милосердным и старающимся кому-то помочь.
— На самом деле наш опрос, конечно же, посвящен не выяснению гастрономических предпочтений посетителей нашего сайта в религиозном контексте. Скажите, все же не коробит ли вас то, что люди в большинстве все-таки часто относятся к Церкви несерьезно. Как можно быть, например, православным человеком и не причащаться?
— Я все-таки считаю это упомянутое вами большинство православными людьми, раз они называют себя таковыми. Другой вопрос, что большинство еще не воцерковилось, но ведь это процесс духовного развития, и я надеюсь, что многие из тех, кто ходит в храм раз в году на Пасху, со временем начнут полноценную духовную жизнь, с постом и причастием.
— Многие люди — крещеные, верующие — часто сетуют на то, что православные службы длинные, сложные, надо долго стоять на ногах. Более того, факт, что многие рассуждают: «А почему бы не упростить все эти церковные дела, догматы? Зачем нам такая сложная религия?». В этой связи хотелось бы спросить: сумеет ли православие сохранить себя под натиском такого недовольства?
— Сама суть православия — сохранять. Чем мы отличаемся от других христианских конфессий? Да тем, что мы храним неповрежденным изначальное. Другое дело, что могут быть какие-то изменяемые формы, они всегда изменялись. Но иногда, выбрасывая форму, мы должны помнить о том, что обедняем свое содержание. Это очень сложный и тонкий вопрос, поэтому в истории Церкви он переживается чрезвычайно остро.
Что касается тех, кто говорит: «Эти догмы меня достали!»... Дело в том, что эти люди сами не знают никаких догм и даже значения данного слова. Длинные службы? Да не такие уж они и длинные: если два часа вечером человек постоит в храме, урвет это время от телевизора, плохо ему не будет. Другой вопрос, что человек просто не хочет применить некоторые усилия для того, чтобы понять: «А что это такое — православное бого-
служение? Что за песнопения? Неужели я не способен в этом разобраться?». Во многом проблема — в нашей русской лени, нежелании подумать, нежелании потрудиться, чего-то достичь.
Это и признаки современной культуры, когда люди не хотят задумываться о значении слов. Мы забыли о том, что такое «спасибо», не понимаем, почему мы должны иногда поклониться или подать руку. А ведь это все формировалось на основе христианской этики. В Англии в аристократических кругах была распространена такая пословица: «Пища существует для того, чтобы слегка утолить чувство голода». А ведь чрезвычайно важно определить: мы живем для того, чтобы есть, или мы едим для того, чтобы жить?
Православная церковь всегда говорила о важности человека, его внутреннего мира, что это выше, чем его материальное окружение. Христос же умер ради людей, а не ради экономики.
— Что вы хотели бы пожелать нашим читателям, новгородцам, накануне Пасхи?
— Я хотел бы пожелать новгородцам и жителям нашей области, чтобы они были здоровы и Богом хранимы, чтобы они могли испытать настоящую любовь. Не ту любовь, которая пропагандируется в СМИ, а ту, которая делает человека способным служить другому беззаветно. Лучше любить, страдая, чем пребывать в довольстве без любви. Мне хочется, чтобы новгородцы всегда помнили о своем городе, о его истории, в том числе духовной. И, самое главное, я хотел бы, чтобы каждый испытал радость светлого Христова Воскресения.
 
Томас ТОММИНГАС
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мы там все депутаты»

«Мы там все депутаты»

Как молодой ветеран СВО Дмитрий Кучурян собирается развивать Новгород

12.11.2025 | Общество

Для здоровья и красоты

Для здоровья и красоты

Воспитанницы новгородского Центра адаптированного обучения начали заниматься художественной гимнастикой

12.11.2025 | Общество

Помощь маме

Помощь маме

В Новгородском отделении Социального фонда приняли первые заявления от студенток на получение пособия по беременности и родам

12.11.2025 | Общество

Почему у человека возникает сахарный диабет?

Почему у человека возникает сахарный диабет?

Сахарный диабет — коварная болезнь с опасными осложнениями. Эндокринолог объясняет, почему он возникает и как его контролировать, развеивая главные мифы

12.11.2025 | Общество

Анатолий БОЙЦЕВ: «Мы не отдаём распоряжений, мы консультируем, содействуем, оказываем помощь»

Анатолий БОЙЦЕВ: «Мы не отдаём распоряжений, мы консультируем, содействуем, оказываем помощь»

Институту уполномоченного по правам человека в Новгородской области — 20 лет

06.11.2025 | Общество

Одеяло для непосед

Одеяло для непосед

Социальный предприниматель из Великого Новгорода Ирина Еремеева со своей командой помогает родителям и детям по системе Монтессор

06.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.11.2025 года

РЕКЛАМА