Воскресенье, 16 ноября 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Структура путешествия

В мировом туристическом рейтинге Норвегия занимает 19-е место В поездку по северному королевству я отправился не в комфортных условиях путёвочно-туристической поездки, а в автономно-палаточном режиме за компанию с «дикарями» (то есть вольными странниками) на колёсах.

В мировом туристическом рейтинге Норвегия занимает 19-е место

В поездку по северному королевству я отправился не в комфортных условиях путёвочно-туристической поездки, а в автономно-палаточном режиме за компанию с «дикарями» (то есть вольными странниками) на колёсах.

Поэтому благоразумно запасся тёплой одеждой: пускай июль, но всё же горы, где снег не тает, всё же ночи на воздухе, всё же и правда север, хотя и окаймлённый Гольфстримом. Однако норвежская природа оказалась на диво милостива, и утепляться не пришлось ни разу. Порой было и вовсе жарко.

«Не сравнить с Афинами — прохладно», — пел Высоцкий в зарисовке о Ленинграде-городе. На земле викингов оказалось наоборот. Пересекая очередной фьорд и вглядываясь с палубы парома в поросшие сосной и можжевельником скалистые берега над синими волнами, я ловил себя на мысли, что если не знать, где находишься, то можно запросто принять этот пейзаж за Средиземноморье.

Ровно за год до меня по Норвегии путешествовал мой друг, и за две недели, проведенные им в пути, лишь четыре дня выдались без дождя. Нам дожди тоже достались, врать не буду, но было их мало, шли они умеренно и аккуратно, стараясь не выливаться за пределы ночи или в крайнем случае утра. Грех жаловаться.

Наоборот, из-за жары организм требовал регулярно пополнять его влагой. Бутылки и фляги с водой из супермаркета расходились влёт, но перспектива разориться скоро растаяла. Чем дальше к северу, тем меньше нужда тратиться на воду. Любой ручей, любая речка готовы угостить путника природным напитком росной чистоты. Наливай да пей! Ни кипятить, ни фильтровать, ни еще как-то обеззараживать стекающую с ледников и снежников водицу не нужно. Приятно, и совсем не мелочь!

Тысяча и один вариант
С ночёвкой для путешественников по Норвегии проблем тоже нет. Возможность заночевать, ночлежная инфраструктура представлены здесь на разный запрос и кошелёк, что немаловажно, ведь Королевство Норвегия — страна дорогая. Можешь, бронируй себе отель со всеми удобствами, тратя за ночь месячную зарплату среднего российского бюджетника. А не можешь, ставь палатку где угодно и бесплатно, но не более чем на сутки. Между двумя этими крайностями существует ещё масса вариантов.

Кемперы — дома на колёсах — очень популярны в Норвегии.  В кемпинге их можно подключать к электрической сетиНаиболее демократичный и относительно бюджетный вариант — остановиться в кемпинге, который также даёт возможность выбора. Разумеется, плата за уровень комфорта дифференцирована. Припарковать авто и заночевать в своей палатке обойдется в среднем в 140–150 норвежских крон, 700–800 рублей по-нашему. С мотоциклом дешевле, с «дорожным домом» (прицепом или кемпером) дороже. Можно арендовать кемпер, установленный тут в виде стационарного домика. Можно поселиться и в настоящем домике с минимумом удобств, и в домике со всеми удобствами (такой называют «хютте», что созвучно нашему слову «хата»). Только плати. Для всех, кто не в «хате», туалет общий, и общая кухня с возможностью мыть посуду. Это, так сказать, включено в стоимость. А за душ придётся заплатить сверху — либо на ресепшене, либо бросив монетку в приёмное устройство. С монеткой вода течёт несколько минут, и надо поспешать. Не успел — доплачивай еще 5 крон...

Свыше 1000 кемпингов разбросано по норвежской земле. И все востребованы. По крайней мере о тех шести, в которых случилось ночевать с собратьями по поездке, могу свидетельствовать: не пустовали. Но и мыкаться от одного к другому в поисках свободного местечка нам ни разу не пришлось. Думаю, всюду ситуация аналогичная, ведь Норвегия очень популярна в плане туризма, 19-е место в мировом рейтинге не шутка. Полюбоваться природными красотами и культурно-историческими жемчужинами страны ежегодно приезжают, прилетают и приплывают более 2 млн. человек со всего мира, что равняется 40% населения самого королевства.

В кемпинг «Гровен», что в губернии Телемарк, мы приехали уже поздно, смеркаться начиналось. Домик-ресепшен был закрыт, но нас успокоили, мол, размещайтесь, заплатите утром. Так и вышло. И никто в данном случае не боится, что вы удерёте, переночевав на халяву. Во-первых, менталитет у людей другой. Это на Руси нынешней, куда бы ни зашел, тебя на всякий пожарный встречают с подозрением — мало ли жуликов на свете... У них же, видя впервые, априори предполагают в тебе честного человека. Как говорится, почувствуй разницу. А во-вторых, всюду если не видеонаблюдение, то сознательные граждане, поэтому номер твоей машины очень быстро попадет в полицию. И если даже не задержат на дорогах страны, то неприятные вопросы зададут на границе, и выйдет себе дороже.

Ах, дороги!
Человеческий мозг изначально заточен на сравнение и анализ, поэтому, бывая за границей, сравниваешь не от вредности характера, а инстинктивно. Вот и на этот раз... Если в России две главные беды, то в Норвегии как минимум на одну меньше. Понятно, в столичном регионе и на горном плато Телемарка дороги разные, но в основе своей замечательные по качеству. Протяженность сети автодорог общего пользования в королевстве составляет 93 тысячи км, из них 72 тысячи с твёрдым покрытием.

В таких хютте с земляными крышами когда-то жили неприхотливые викинги,  а сегодня в них селятся туристы, желающие ночевать с комфортомКогда-то слышал я байку, будто норвежцы буквально не знают, куда девать деньги от нефтедобычи, поэтому снимают покрытие с и без того отличных дорог и закатывают их новым, суперсовременным асфальтом. Ничего похожего за поездку увидеть не привелось, а может, норвежцы поумнели и одумались, а может, и вовсе не было никогда ничего такого. Тем не менее отличных дорог там, правда, большинство. В скалах прорубленных и по гладким холмам проложенных. Платные автострады — обычное явление. Причем утверждают, что сбор за проезд по ним идет не теоретически, а практически на поддержание в надлежащем состоянии самих дорог и строительство новых — то есть в карманы дорожников, а не чёрт знает кого. И верю, знаете ли...

А вот куда норвежское правительство действительно направляет огромные средства, так это в строительство тоннелей. Гористая местность, риск камнепадов, суровый климат, множество фьордов и тому подобные проблемные природные условия то и дело создают трудности для автосообщения. Да и весьма привычные паромы не всегда могут обеспечить надежную круглогодичную связь между берегами многочисленных фьордов. Так что тоннелей много, длинных, коротких, широких и поуже. Многие прекрасно освещены, но есть и такие, вся иллюминация в которых — фары вашего автомобиля. Часто видишь боковые «карманы» для вынужденной остановки, телефоны для вызова аварийной службы. Но это бы ладно. Неподдельное изумление вызвала у нас выстроенная в недрах скалы просторная кольцевая развязка.

На трассах то и дело встречаются культурно организованные площадки для отдыха. Обычно их обустраивают в живописных местах близ водоема. Здесь можно посидеть не на корточках, а на лавочке, любуясь красотами и дыша натуральным кислородом. Хотя интенсивное движение случается, но пробок на дорогах мы нигде не встречали, так что воздух и правда чистый, природа покуда справляется. На площадках вы можете и подкрепиться, цивильно сидя за установленными здесь столиками, прочесть и рассмотреть на стенде с картой нужную туристу информацию о регионе, сходить в туалет, умыться. И даже если к вашим услугам не окажется умывальника, его всегда заменит чистейшая вода из речки, озера, морского залива.

Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мы там все депутаты»

«Мы там все депутаты»

Как молодой ветеран СВО Дмитрий Кучурян собирается развивать Новгород

12.11.2025 | Общество

Для здоровья и красоты

Для здоровья и красоты

Воспитанницы новгородского Центра адаптированного обучения начали заниматься художественной гимнастикой

12.11.2025 | Общество

Помощь маме

Помощь маме

В Новгородском отделении Социального фонда приняли первые заявления от студенток на получение пособия по беременности и родам

12.11.2025 | Общество

Почему у человека возникает сахарный диабет?

Почему у человека возникает сахарный диабет?

Сахарный диабет — коварная болезнь с опасными осложнениями. Эндокринолог объясняет, почему он возникает и как его контролировать, развеивая главные мифы

12.11.2025 | Общество

Анатолий БОЙЦЕВ: «Мы не отдаём распоряжений, мы консультируем, содействуем, оказываем помощь»

Анатолий БОЙЦЕВ: «Мы не отдаём распоряжений, мы консультируем, содействуем, оказываем помощь»

Институту уполномоченного по правам человека в Новгородской области — 20 лет

06.11.2025 | Общество

Одеяло для непосед

Одеяло для непосед

Социальный предприниматель из Великого Новгорода Ирина Еремеева со своей командой помогает родителям и детям по системе Монтессор

06.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.11.2025 года

РЕКЛАМА