Суббота, 15 ноября 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Железный век,

или Простые истины супругов Андреевых Подумать только — почти 66 лет в браке. Клавдия Михайловна и Борис Васильевич поженились в сентябре 1949 года в Новгороде. Ему было в ту пору 24 года, ей — 22. По нынешним меркам, совсем ещё юные, а по послевоенным — уже состоявшиеся люди, выдержавшие множество несправедливых испытаний. У обоих за плечами война, голод, лишения.

или Простые истины супругов Андреевых

Подумать только — почти 66 лет в браке. Клавдия Михайловна и Борис Васильевич поженились в сентябре 1949 года в Новгороде. Ему было в ту пору 24 года, ей — 22. По нынешним меркам, совсем ещё юные, а по послевоенным — уже состоявшиеся люди, выдержавшие множество несправедливых испытаний. У обоих за плечами война, голод, лишения.

Она стала для него глазами, поскольку из-за глаукомы и катаракты он десять лет назад полностью ослеп, а Борис Васильевич для своей супруги, потерявшей слух, — ушами. Незнакомый голос она не воспринимает — только машет головой и разводит руками: «Не слышу!». И тогда на помощь приходит Борис Васильевич. Он с расстановкой, терпеливо, словно учитель, повторит ей то, о чём спрашивали.

По их историям фильм снять, получился бы длинный сериал, в котором были бы и трагические, и смешные сюжетные повороты, но — хороший финал. Накануне Дня Победы к ним с поздравлениями приехали гости — учащиеся художественной школы Великого Новгорода и сотрудники областного комитета ЗАГС. Подарки, цветы, добрые слова и желание услышать рассказ, как супругам надо преодолевать невзгоды, чтобы дожить до 65-летия совместной жизни, до годовщины, называемой железной свадьбой.

Средь шумного бала

Свою Клаву Борис заприметил во время антракта спектакля. Представления в театре Октябрьской революции, размещавшемся в сороковых в здании филармонии, были одними из немногих тогдашних развлечений для горожан. Про сам спектакль помнит смутно. Но в его голове почему-то крутится мелодия из оперетты «Сильва». Скорее всего, показывали её. В перерыве между действиями в зале с колоннами устраивались танцы. Там Андреев, молодой железнодорожник, увидит девушку, кровь с молоком, по красоте не уступавшую столичным артисткам. Его как током ударило: так вот она какая, любовь с первого взгляда!

Набрался храбрости, пригласил на танец, а после спектакля проводил до дома. Уже на следующий день отправился знакомиться с её родными. Был готов вести в загс сразу же. Но Клавдия попросила подождать, ещё не закончился траур по её недавно умершему отцу.

Свадебных торжеств, венчального платья, столов, щедро заставленных блюдами, не было. Клава и Борис едва оправились от войны, никаких богатств ни он, ни она не имели. Скромное приданое невесты — посылка, присланная от мамы из её родной деревни Любитово: полмешка картошки, кусочек сальца и сноп ржи, чтобы набить ею подушки молодожёнам.

Если завтра война

«Он — парень городской, а у меня закалка была другая, деревенская», — сообщит Клавдия Михайловна, когда станет раскладывать свои семейные снимки. Она расскажет, что немцы Любитово, которое от Новгорода в двадцати километрах, не оккупируют. Правда, сами избы пришлось покинуть и переселиться в лес, в землянки. Так было безопаснее. И всё же стрельба, бомбёжки станут привычными. Всю войну её жители будут жить при советской власти, при колхозе. Прокладывали для наших военных дороги, выращивали овощи и зерновые для фронта. Девушке доверят руководство молодёжной бригадой. Среди реликвий Андреевых — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» Клавдии Михайловны.

Борис Васильевич — новгородец коренной. Но когда исполнилось 13, переехал в Ленинград, к бабушке. Мама умерла рано, у отца появилась новая семья. Жили бедно. Казалось, что у бабушки сироте будет сытнее. Какая горькая ирония. Именно там он узнает, как голод может сводить людей с ума.

По воспоминаниям Бориса Васильевича, в довоенном Новгороде располагались танковая и кавалерийская части. Лошадей бойцы купали в Волхове. А в манеже тренировались. С другими мальчишками он любил смотреть, как лихо они рубят шашками чучела из лозы.

Автомобили были большой редкостью в провинциальном городе, дороги которого были вымощены булыжником. Улицы назывались слободами, а домов выше двух этажей не строили. Появление машины всегда становилось для местной ребятни событием вселенского масштаба.

Страшное слово «голод»21foto

В 17 лет он был призван на фронт. Служил в стрелковом полку. Принимал участие в Тосненской наступательной операции 42-го года. Определённый вклад в расходование резервов противника она внесла, но цель — прорыв блокады Ленинграда — не была достигнута. Наших полегло несравнимо больше, чем фашистов.

Однако у Бориса Васильевича самые страшные воспоминания о войне связаны не с атаками, а с тем, как город на Неве переживал блокаду. Зима 42-го. У Литейного моста люди из прорубей набирают воду. Самые слабые падают на лёд и замерзают.

— На первых порах гробы на кладбища возили на санках. Потом трупы стали обматывать простынями и одеялами, как мумии, а в конце умерших или на улицу выносили, или в квартирах оставляли. Сам видел, как на покойниках была вырезана... ну, та, задняя часть. В городе была организована специальная бригада по их сбору. Город опустел, — вздохнул Борис Васильевич. — Столярный клей пробовал. Мечтал, что когда-нибудь досыта наемся пшённой каши. Был очевидцем, как в магазине прилично одетый пожилой мужчина вдруг схватил с весов кусочек хлеба, упал лицом на пол и стал с жадностью есть. А все, кто был в очереди, стали его ругать и пинать.

Демобилизуется он в 48-м году. Возвращаться по сути было некуда. Бабушку похоронили на Пискарёвке, в квартире уже живут чужие люди. Он едет к отцу, в Новгород. Первое, что видит в городе своего детства, — барак с небольшим колоколом, приехали, вокзал.

Свою жизнь на гражданке он начинал кочегаром паровоза. И всё равно более желанного суженого Клавдия Михайловна представить себе не могла. Добрый, внимательный.

Этика и психология

— В настоящее время у молодых слишком много возможностей и желаний. На свадьбах отпоют, отпляшут, слетают на моря, а потом начинают жить. И выходит так, что когда начинается жизнь обыкновенная, их доходы не соответствуют расходам. Хорошо, если родители помогают. А нет, так на этой почве и случаются разногласия и разводы, — рассуждает Борис Васильевич. — У нас особых запросов не было. Всё добывалось собственным трудом. Сначала жили в девятиметровой комнатушке, которую делили с семьёй старшей сестры Клавы, потом получили свой угол, а уж собственной благоустроенной квартирой обзавелись в начале 70-х.

Ссорились? Случалось, но до скандалов свои размолвки супруги никогда не доводили. Потому что оба всегда были заняты. Он работал машинистом тепловоза, постоянно учился (а как же!): железнодорожный транспорт всё время совершенствовался, и надо было свою техническую грамотность повышать. Она трудилась мастером на рыбокомбинате. Воспитывали двоих сыновей. В 60-х приобрели деревенский дом, чтобы и огурчики, и помидорчики, и, как полагается, своя картошка имелись. Садик, огородик и природа-благодать. Собственно постоянные хлопоты не оставляли времени для выяснения отношений.

— Но современную молодёжь я не осуждаю. У них жизнь сложнее, — скажет сочувственно Борис Васильевич. — Крышу над головой государство нам давало. Миллионерами мы не стали. Зато не переживали из-за своего достатка.

...За ними любопытно наблюдать. Клавдия Михайловна устраивается перед телевизором. Сейчас начнётся её любимая программа «Давай поженимся!». Ей достаточно видеть картинку. Звук выключен. А Борис Васильевич, расположившийся рядом с женой на диване, погромче сделает себе радио. Предпочитает новостные передачи, считает, что надо быть в курсе всего, что происходит в городе и области. Так они и коротают вечера — рядом друг с другом и не мешая друг другу.

Бывает, Клавдия Михайловна, оценивая достоинства телевизионного жениха, скажет: «Я за такого не вышла бы». А Борис Васильевич на её критическое замечание тихо улыбнётся...

Фото из семейного архива Андреевых

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мы там все депутаты»

«Мы там все депутаты»

Как молодой ветеран СВО Дмитрий Кучурян собирается развивать Новгород

12.11.2025 | Общество

Для здоровья и красоты

Для здоровья и красоты

Воспитанницы новгородского Центра адаптированного обучения начали заниматься художественной гимнастикой

12.11.2025 | Общество

Помощь маме

Помощь маме

В Новгородском отделении Социального фонда приняли первые заявления от студенток на получение пособия по беременности и родам

12.11.2025 | Общество

Почему у человека возникает сахарный диабет?

Почему у человека возникает сахарный диабет?

Сахарный диабет — коварная болезнь с опасными осложнениями. Эндокринолог объясняет, почему он возникает и как его контролировать, развеивая главные мифы

12.11.2025 | Общество

Анатолий БОЙЦЕВ: «Мы не отдаём распоряжений, мы консультируем, содействуем, оказываем помощь»

Анатолий БОЙЦЕВ: «Мы не отдаём распоряжений, мы консультируем, содействуем, оказываем помощь»

Институту уполномоченного по правам человека в Новгородской области — 20 лет

06.11.2025 | Общество

Одеяло для непосед

Одеяло для непосед

Социальный предприниматель из Великого Новгорода Ирина Еремеева со своей командой помогает родителям и детям по системе Монтессор

06.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.11.2025 года

РЕКЛАМА