Детское увлечение Сергея Петрова радиоуправляемыми игрушками переросло в профессиональный интерес
Рушанам повезло с Сергеем Ивановичем ПЕТРОВЫМ: скольких пацанов почти за 40 лет педагогической работы он научил своими руками и умом мастерить модели судов, которые летают и плавают, сколько ребят с его лёгкой руки пошли в моряки, скольким он помог нащупать в себе технаря и двигаться по этому пути дальше!
В августе специалист Центра детского творчества стал Почётным работником воспитания и просвещения РФ, о чём свидетельствует вручённый ему нагрудный знак.
Едет и плывёт
— В моём детстве было плохо с двигающимися игрушками, а очень хотелось иметь такие, поэтому во втором классе я записался на авиамоделирование, — вспоминает Сергей Иванович. — Как это здорово, когда сделанный тобой самолётик взмывает, и пусть не очень высоко, но летает и приземляется! Этот мой детский, а потом и юношеский восторг не передать словами. После школы отслужил в армии, а по возвращении в 1979 году пришёл на станцию юных техников, но уже в качестве наставника — стал учить других мальчишек тому, что сам знал и умел.
Поначалу молодой педагог набирал группы авиаконструирования, потом занялся судомоделированием и ребят подключил. А спустя какое-то время станция юных техников в своё распоряжение получила не стендовую копию, а вполне реальный учебный борт. Петров с коллегами прошли курсы младшего плавсостава и начали обучать детей судовождению. Было время, когда старорусские школьники ничуть не уступали новгородским кюмовцам.
Это судно, а называется оно «Юнга», и сейчас в строю. И регулярно летом Петров с ребятами ходит на нём по старорусским рекам. И по сей день Сергей Иванович ведёт курс «Морская практика», который осваивают все его ученики от 10 лет.
Старорусский Центр детского творчества, в котором трудится Сергей Иванович Петров, на своей базе — в специальном бассейне — несколько лет уже проводит областной конкурс по радиоуправляемым судам.
Неэлектронный вариант
Опытный педагог говорит, что нынешние школьники сильно отличаются от ребят советского периода: прежде почти каждый мальчишка умел что-то смастерить своими руками, нынешние имеют смутное представление, а то и вовсе никакого, об инструментах, способах работы, правилах техники безопасности. Но интерес у них к моделированию всё же присутствует, и потому ежегодно в группы Петрова записывается много детей начиная со 2 класса.
— Если их завлечь, то они потом вплоть до окончания школы не бросают: делают корабли, самолёты, ракеты и в походы на «Юнге» с удовольствием ходят, — делится наблюдениями Сергей Иванович. — Понятно, что сегодня мы уже не из фанеры и картона суда делаем, сейчас всё необходимое можно приобрести в специальных магазинах моделей, правда, цены кусаются, но какие-то необходимые нам части там покупаем. Другие на 3D-принтере печатаем. Иногда мне новички говорят, мол, зачем на бумаге какие-то расчёты производить, схемы, чертежи делать, если всё можно в компьютер заложить, и станок с программным управлением выдаст готовый продукт. Так-то оно так, только вот поставить задачу электронным мозгам нужно правильно, а если всё на глазок прикинуть, то принтер и изготовит чёрт-те что. Когда до мальчишек путём проб и ошибок доходит, что моделирование — это серьёзное дело, когда они в процессе вдруг начинают понимать, как работают законы физики, химии, математики, геометрии, начинают зачитываться историей создания и боевого пути судов — морских и воздушных, и в целом того периода времени, меняется их мировосприятие. И вот это для меня — самое главное, значит, я правильно их учу.
* * *
Когда-то в каждом районном центре были кружки моделирования. Сейчас это направление сохранилось только в Старой Руссе, Малой Вишере, Хвойной и Великом Новгороде. Правда, как говорит собеседник, интерес к данному профилю технического творчества сейчас активно проявляют в Холмском, Солецком и Шимском районах. И в конце сентября Сергей Иванович Петров проведёт для коллег-педагогов семинар-практикум — по судо- и авиамоделированию.