Кто такие «Русские маяки» и почему о них необходимо знать?
Национальный мультимедийный проект «Русские маяки» открылся в канун праздничных выходных в Новгородском музее изобразительных искусств. Это галерея из 35 портретов наших современников, чей свет служит маяком для многих соотечественников. Серию чёрно-белых, но от этого ещё более выразительных фоторабот к поэме Влада Маленко «Русские маяки» сделал фотограф Марк НАЗАРОВ. Галерея была создана за 2020 год в передвижной студии, которая путешествовала к героям съемок по всей стране: от Дубны до Горно-Алтайска, от маленькой Бубоницы в Тверской области до Иркутска.
С одной стороны, проект призван восстановить преемственность, показать новому поколению героев старшего возраста, тех, кто для молодых уже «из вчера». С другой – «Русские маяки» обращены к аудитории, создающей в режиме реального времени свой новый визуальный язык общения. Для проекта Марк Назаров придумал особую стилистику, когда при разных героях и разных условиях съёмки в портретах сохраняется единообразие, а чередование планов в работах задаёт ритм выставке.
Известность в фотографии Назаров приобрел внимательным всматриванием в своих героев. Подобно портретистам прошлого, он вглядывается в суть человека, а не фиксирует на фото внешнюю оболочку. О тонкостях работы над «Русскими маяками» фотограф ответил прямо перед презентацией проекта в Великом Новгороде.
— Марк, каким образом вы собирали список имён-маяков?
— Это был триумвират: из первого автора Влада Маленко, написавшего поэму «Русские маяки», меня-фотохудожника, продюсеров. Составили списки тех, кого можно считать маяками. Конечно, представленные 35 человек – это не все маяки, а маленькая часть. Потому очень хочется надеяться, что это первый этап. Будет ещё и ещё. Я, кстати, предлагал обратиться и к «новгородским маякам». У нас есть и такой список. В него вошли, например, писатель Виктор Смирнов, художник Борис Непомнящий. Согласитесь, достойные люди.
— На фотографиях ваши герои очень естественные и вместе с тем неповторимые. Как вы налаживаете контакт с моделями?
— Я уже давно работаю в жанре психологического портрета. Это непрямое воздействие на человека. Например, если я вам скажу: «Улыбнитесь!», вы улыбнётесь, но улыбка, скорее всего, выйдет натянутая. Получится эффект рекламного лица. Но если я вам расскажу анекдот, и вы засмеётесь, то лицо будет работать совершенно по-другому: будут улыбаться губы, глаза и даже уши. У нас в проекте не все люди медийные. Понятно, что актёра Василия Семёновича Ланового не нужно было долго настраивать. Я попросил его показать мне человека мечтающего. Он удивился: «В таком возрасте?». Потом интерпретировал мечтательность, и получился портрет. С остальными работал путём разговора и настройки.
— И сколько времени в среднем нужно на такую «настройку»?
— За время своей работы я уже выработал некоторые алгоритмы, которые позволяют достичь нужного результата относительно быстро. Ни с кем из героев я не работал больше часа. Имею в виду именно съёмочное время. Потому что я могу провести много времени до съёмки, знакомясь с героем. Например, когда приехал к балалаечнику-виртуозу Алексею Архиповскому, сначала мы сидели и пили чай с домашним хлебом, испечённым его женой. Потом час съёмки. Потом ещё общались.
«Русские маяки» появились как инициатива «снизу», их история напоминает «Бессмертный полк», который завоевал первых сторонников тем, что был живым и личным. С первых шагов стало понятно, что список из трёх десятков героев, составленный авторами проекта, это лишь отправная точка работы, имён гораздо больше. Поэтому «Маяки» не разовая акция, а только начало кропотливого процесса создания коллективного портрета героев нашего времени.
— То есть этот условный час до съёмки всё же необходим?
— Другой пример: Лео Бокерия, оперирующий хирург. Сразу сказал, что будет с операции и у нас есть только 15 минут. Пока он оперировал, я выставил свет. Потом сделал фото. Кстати, на днях новгородский искусствовед Сергей Пухачёв спросил меня: «Марк! А не банален ли портрет Бокерии? Врач, медицинский костюм, шапочка?!». А я ему рассказал про временные рамки и про то, что это критический параметр: либо у тебя 15 минут и ты снимаешь здесь и сейчас, либо съёмки может вообще никогда не случиться. Я выбираю здесь и сейчас любыми средствами.
— Вы сами не раз сказали, что уже давно работаете в жанре психологического портрета. Нет выгорания?
— Думаю, что любому творческому человеку может быть тесно в рамках. Но любой вид искусства можно трансформировать! Отойти от него, заняться смежным направлением. А потом вернуться на новом витке. Поэтому у меня выгорания не наступило. Я работаю над портретом, а это такая вселенная: летишь в ней, летишь и никогда не доберёшься до края.
Теги: Русские маяки, Марк Назаров, фотограф