Вторник, 11 февраля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Кино и поозёры

Эльвира Гептинг с героинями фильма «Поозёры» Любовью Горбачёвой и Екатериной Бутс, деревня Заболотье.

Эльвира Гептинг с героинями фильма «Поозёры» Любовью Горбачёвой и Екатериной Бутс, деревня Заболотье.

Фото: Елены СОКОЛОВОЙ

Как теперь научиться говорить неправильно?

«Когда праздник какой, затеплю лампадку и жду, чтобы кто-нибудь хоть бы пришёл», — рассказывает Нина Дорохова, жительница деревни Козынево. Но попробуй дождись — в часовенке-то. А почему так, Нина Павловна? «Все дачники теперь, они богаты горазд…»

Поозерье есть, куда денется, да сколько в нём поозёров? Коренных — в традиции, в укладе, в языке этом особенном, на котором от веку говорили на небольшом кусочке новгородской земли при Ильмене. Таких наперечёт. Почти у всех побывала кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» Эльвира ГЕПТИНГ. С оператором Николаем Велицким. Год заняли только объезды и встречи. А до того она на протяжении трёх лет ездила в небольшие экспедиции одна. 

От Троицы и до Завала

Через Неронов Бор, Ильмень, Ондвор, Лукинщину, Липицы, Курицко, Заболотье, Яровицы… Потом вышел документальный фильм, который так и называется — «Поозёры». Презентация была в Киномузее Валерия Рубцова, премьера состоялась и в кинотеатре «Новгород», скоро картина будет выложена в Интернет. Среди публики были, конечно же, и поозёры, их потомки. А среди вопросов — и такие: а чего вы включили в Поозерье Сергово с Завалом?

Услышав это от автора фильма, я сразу вспомнил Николая Геннадьевича Варухина. Вот идите и объясните ему, что он не поозёр.

— Для меня важно, как сами жители себя определяют, — говорит Эльвира Гептинг. — В Поозерье есть такое — мерить себя по устье Веряжи. При этом границы данной территории в их сознании часто совпадают с границами, обозначенными в писцовых книгах. 

Может, в них заглядывали и авторы административной реформы, укрупнявшие поселения? То, что за деревней Еруново, они приписали к Боркам. Хотя жители скажут: Борки — это не наше.

— Вообще, у старожилов существует ещё и кустовое восприятие, — продолжает Эльвира Гептинг. — По колхозам! Вот тут был наш колхоз «Ильмень». Перечислят деревни и скажут: вот мы поозёры и есть. Точно такая же история с колхозом «Искра».

Кстати, мельница-музей в деревне Завал построена была уже в колхозные времена. Ей 100 лет. По такому случаю руководство Новгородского района обещает в этом году полную реконструкцию. Так вот, редкий памятник административно — не Поозерье. А чью жизнь и быт представляет музейная экспозиция? И про чей диалект рассказывает смотритель музея Екатерина Андрианова?

А шшука не почётна

Ох уж эти поозёрские словечки! Вот и в фильме у Гептинг — их целая россыпь. «Тюхтики» — лепёшки из мороженой картошки, «забольшный» — настоящий, «стрекава» — крапива, «угруздимо» — много. И, правда, как много в этом угруздимо! Как яблок гроздями на ветках в урожайный год. А эти вдобавок к оканью уканья — угурцы, угород и иканья — ниту, тисто, идити исть. А глагольные формы — пришоццы. Смешно?

— Как и пришотче, — а так уже, как уверяет автор «Поозёров», говорят на родине её бабушки в Маловишерском районе. — И, на мой взгляд, оба этих варианта лучше передают завершённость: пришёл и остался.

Своя фонетика, своя грамматика. Станет поозёрка объяснять, из какой рыбы делали рыбники и вот как это звучит: «Судак и лещ. Мы шшуку не брали. Шшука не така. Не почётна была. У ей другой уже вкус. Ею солёну варят: солили раньше рыбу в деревянну бочку и потом всю зиму ели». Или напутствует в сенях: «Только тихонько здесь: можно проглезнуццы!» И даже чей-то внук сегодня ещё может сказать: «Ну что, мама уехавшись?» Но вообще, государство так долго учило поозёров «говорить по-русски», что успехи налицо. Где-то внутри засело ощущение собственной ущербности: «Вот мы-то плохо говорим. Наши дети, поучившись везде, хорошо говорят, а мы-то плохо». 

— Само слово «поозёр» где-то с середины прошлого века стало синонимом «серого человека», — отмечает Эльвира Гептинг. — Некоторые жители Поозерья помнят, как в школе им делали «втыки». Тогда была политика унификации. Это сейчас по языковой концепции РФ мы должны беречь и развивать диалекты и языки малых народов. А как?..

Озеро, озеро…

Действительно, как? Эльвира вспоминает случайную встречу в Завале с бабушкой на скамеечке. Подсели к ней, поговорили, и старушка как оттаяла: «Душеньку вы мою развеяли». Разве в городе так скажут?

Озеро, озеро, 

ноги приморозило.

А как парни подошли,

ноги встали и пошли.

А вот так сочинят? Как бы между делом собеседники-старожилы вспоминали иногда и частушки. В их молодость на праздники случались словесные перепалки. Батлы — на нынешнем как бы русском. Анатолий Шувалов из Заболотья на всю жизнь запомнил, как одна молодушка, с которой он соперничал, его сразила:

Ты не пой, ты не пой,

Ты ведь не певичка.

Ты ведь в баенке моей 

В каменке затычка.

«Так меня подковырнула, что все как ошалели», — улыбнулся Анатолий Фёдорович.

На фильм — хорошие отзывы. Их много. Люди благодарят, признаются в любви к малой родине и гордости своими корнями. Николай Чебоксаров, исследовавший Поозерье и поозёров ещё в довоенном 1939 году, считал их «новгородцами сегодня». Порода была красивая, мужики — рослые, крепкие. Сказывалась, конечно, и степень родства: в некоторых деревнях свадьбы были только между своими, не разрешалось брать супругов со стороны.

Эльвира Гептинг надеется, что на сегодняшней волне интереса (всколыхнуть её отчасти удалось ей самой) и на том, что поозёры всё-таки ещё есть (хоть и городские в основном) можно что-то развивать.

— Хотя бы центр культуры Поозерья. Нужны увлечённые люди из этой среды. Молодые, энергичные, поддерживающие связь с деревней, навещающие своих бабушек-дедушек. Чтобы не я ездила, а сами внуки их записывали. Легко могу представить конкурс «Говорят бабушки» — о труде, об отдыхе, обо всём. Можно спектакль поставить по истории Поозерья, и пусть в нём оживёт диалектный язык! Есть целые культурные пласты, которые ещё можно успеть сохранить для потомков.

Как пример она приводит «советские иконы». Один такой «рисовальщик» (ни богомазом, ни иконописцем он себя не считал) жил в Лукинщине. В ход шли подручные материалы — поролон, фольга, гофрированная бумага. Люди хотели иметь образа. А время было такое — то «Бога нет!», то война. Вот и возникла народная икона ХХ века. В наши дни это изучают — в РГГУ реализуется масштабный проект по сохранению и реставрации советской иконы, выставки проходят, и с успехом.

Статеечка с прияточкой

Что интересно, обо всё этом нам говорит урбанист, чьей изначальной профессией был иностранный язык, — Эльвира Гептинг защитила диссертацию, посвящённую сравнению версий Нового Завета на французском.

— Так бывает: на каком-то этапе ты понимаешь, что в жизни есть что-то более важное. В 2018 году я оказалась в этнологической экспедиции в Демянском районе и поняла, что это именно то, чем я хочу заниматься. Мне в радость идти пешком из деревни в деревню. Я всегда любила слушать рассказы пожилых людей…

Перед Новым годом Эльвира вновь побывала у героев фильма «Поозёры» — с поздравлениями. Как говорится, мы к вам на минутку. Потом оказывается, что и расставаться-то неохота. Так тепло, так душевно!

Так ведь и за всю свою поозёрскую экспедицию исследовательница не услышала ни одного худого слова. Хулиганские были — в частушках некоторых. Ну, задорные горазд. А чтоб заругался кто…

— Я не задавалась такой целью, — говорит Эльвира. — И мне как-то не пришло в голову кого-нибудь разъярить. С людьми и разговаривать надо по-людски. И вообще, просто разговаривать. Им этого хочется. Старожилам мир, в котором все отгородились друг от друга, не люб. Как сказала Римма Пантелеева из деревни Троица: «Вот заборы проклятущи — как в Панковке сидим!»

Напротив, Эльвира недавно составила словарик нежных новгородских слов и подарила на свадьбу знакомым. «Лапочки», «солнышка» и «заи» там нет. В диалектном звучании, в том числе поозёрском, присутствуют «радованьицо», «миляшиха», «статеечка», «прияточка», «забавочка», «жадобиночка». На всякий случай поясним, что «статеечку» придумали не журналисты, а «жадобиночка» — это не жадина неимоверная, а очень милый и желанный человек. Молодожёны уже ввели что-то в свой домашний комплиментарный обиход.

Может, и дачники потянутся ещё к той часовенке, где у Нины Павловны теплится лампадочка.

Теги: Поозерье, Новгородский район

РЕКЛАМА

Еще статьи

Алёна Алимова призналась, что проведение урока мужества в родной школе супруга далось ей нелегко. Подросткам она показала самые ценные для себя вещи – предметы из военной экипировки Арсена.

«Грязный снег», убереги

В Окуловском районе супруга погибшего на спецоперации офицера объединила женщин, чтобы вместе плести маскировочные сети

05.02.2025 | Общество

Майора Сергея Пименова художницы «переименовали» в Георгия Жукова.

С молитвой на кончике кисти

Новгородские художники пишут портреты участников специальной военной операции

05.02.2025 | Общество

В своём рассказе о жизни и творчестве последних лет Александра Пушкина писатель-литературовед Владимир Игоревич Холкин использовал письма, архивные материалы и различные литературные источники.

У Стешиного стеллажа

Зачем Новгородской областной библиотеке книжный клуб?

05.02.2025 | Общество

Нуждаются в заботе

Компенсационные выплаты по уходу за гражданами старше 80 лет и инвалидами I группы: нововведения 2025 года

05.02.2025 | Общество

За последние три года в Новгородской области выявили несколько сотен объектов капитального строительства и земельных участков, информация о которых отсутствовала в ЕГРН

Будь моей

Жители области могут бесплатно оформить в собственность старые объекты

05.02.2025 | Общество

В 2024 году в Новгородской области выявлено 3136 новых случаев онкологических заболеваний. Из них 55,7% — на I–II стадиях

В каких случаях обращаться к онкологу?

Главный внештатный специалист онколог министерства здравоохранения Новгородской области рассказала, как снизить риск онкологического заболевания

05.02.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 05.02.2025 года

РЕКЛАМА