Четверг, 26 мая 2022

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Домашняя работа

В Холмском районе обсуждается вопрос, как сделать село привлекательным для молодёжи
Где мёдом намазано?
По приезде в Морхово я первым делом направилась в местную девятилетку. В коридорах — тишина: идет урок.

Дверь одного из классов приоткрыта — учительница физики доказывает ребятам, что законы притяжения нужны им не только для получения оценок в школе, в жизни тоже пригодятся. 
— Когда десять лет назад  я пришла сюда работать, учащихся было около 80 человек, — говорит завуч Морховской школы Марина КРАЛЯ. —  Сейчас у нас всего 40 подопечных, из которых 10 — приемные дети наших сельчан. В этом году всего трое выпускников было. И с каждым годом ребят учиться приходит все меньше. 
По словам завуча, вопрос о реорганизации учреждения в связи с малой наполняемостью пока не ставится на районном уровне, поскольку эта девятилетка — единственное общеобразовательное учреждение на 63 населенных пункта Морховского поселения. Если закрыть его или оставить здесь только младших школьников, остальным придется за десятки километров ездить на рейсовом автобусе (специализированным учебным транспортом подвоз не осуществляется. — Л.Д.) в среднюю школу в Холм.
— Многие наши выпускники после девятого класса идут в училища или техникумы, где получают сразу и полное среднее образование, и профессию, — продолжает завуч. — С одной стороны, это хорошо, поскольку ориентированы они на рабочие специальности, востребованные на рынке труда. Но с другой — все эти учебные заведения находятся за пределами Холмского района. Было время, когда у нас действовало свое училище, предлагавшее на выбор мальчишкам и девчонкам различные профессиональные направления. И ребята, отучившись, трудоустраивались по месту жительства. Но потом демографическая ситуация изменилась, в училище обычным явлением стал недобор… Сейчас в Холме действует филиал Старорусского агролицея, в котором учат только на тракториста. Понимаю, что учреждения образования живут сейчас в рыночных условиях, и если не выгодно, учить ребят не будут. Но, как ни крути, имидж  территории зависит и от наличия своих районных профессиональных учебных заведений. 
Выбор сделан
Соглашусь с выводом завуча Морховской школы по поводу  привлекательности районов. Но добавлю: отнюдь не только присутствие на местах образовательных учреждений влияет на выбор молодежи. Нельзя не учитывать такой фактор, как качество основной и дополнительной подготовки школьников и студентов.  
Семья СМИРНОВЫХ хорошо известна в Холмском районе. У Александра — крепкое крестьянское хозяйство, занимается зерновыми и овощами. Елена — педагог с большим стажем, которая свои наработки применяет не только на работе, но и дома: дочки-двойняшки читать начали с двух лет, к семи годам умели и знали гораздо больше своих сверстников.
— Мы с мужем понимали, что девочкам недостаточно будет того, что может дать наша сельская школа, — рассказывает Елена Александровна. — Я имею в виду возможность выбора развивающих образовательных программ, кружков, секций, факультативов. Поэтому мы с дочками семь лет назад переехали в Новгород, и в первый класс они пошли в гимназию № 2. Хотя поначалу брать их туда не хотели, говорили, что уровень подготовки деревенских детей априори не может соответствовать требованиям гимназии.  Изменили свое решение городские педагоги после того, как пообщались с дочками и оценили их способности. В прошлом году уже и сынишка пошел в эту же гимназию. 
По словам Смирновых, они не жалеют о своем решении несмотря на то, что пришлось брать кредит для покупки квартиры в областном центре и жить приходится на два дома. Говорят, что дети учатся хорошо, что день ребятни расписан практически по минутам — художественная школа, танцы, английский язык, спортивные секции. Но при этом связь с родными местами не потеряна — выходные семья проводит в деревне, где на огороде у каждого свои грядки. Все помогают отцу на зернотоке или идут вместе на рыбалку.     
— Не всем сельчанам нравится наше решение учить детей в городе, — признается Елена. — Но я как специалист, отработавший в системе образования более 20 лет, могу анализировать ситуацию, сложившуюся в сельских школах, и делать некие выводы. Учащихся в Морхове становится все меньше, и рано или поздно, но вопрос о реорганизации школы будет поставлен. Ребятам придется ездить в Холм на рейсовом автобусе, который идет назад к нам после 18 часов. Чем будут заняты дети после уроков и дополнительных факультативов, которые заканчиваются намного раньше? Если говорить  о качестве образования, то необходимо постоянно повышать квалификацию педагогов. А  как это сейчас делать холмским учителям, если из-за нехватки средств в базовой школе райцентра закрыт методический кабинет, и предметники на местах лишены возможности получать помощь, какие-то новые  программы? 
Смирновы хоть и предпочли сельской школе городскую, но надеются, что, получив профессиональное образование, дети все же вернутся на малую родину. По крайней мере, глава семьи готов сделать все возможное для этого.
Условия позволяют
О том, что конкретно можно предпринять, чтобы работать в деревню ехали с удовольствием, мы рассуждали с жителями Морхова в местной администрации. Главное, по мнению людей, что нужно молодым специалистам, — жилье. 
Фельдшер ФАПа Ольга ДУБИНА училась в Боровичах. Там же, после получения диплома, осталась работать в ЦРБ:
— Я снимала комнату. И, наверное, по сей день жила бы там, если б не необходимость за дорого арендовать угол. Вернулась домой, в Холм, где у меня есть квартира. Но там на тот момент времени не было места в больнице. Предложили пойти заведующей в фельдшерско-акушерский пункт в Морхове. Я согласилась при условии выделения жилья. Власти сдержали слово — через год отремонтировали дом, в котором моя семья сейчас и живет.  Если бы не это, не поехала бы в деревню.
Глава Морховского поселения Наталья ПЕТРОВА говорит, что некоторые муниципалитеты располагают жильем, в котором, конечно, нужно ремонт проводить, но которое можно предлагать молодым специалистам. Правда, процесс получения длительный:
— Приехав к нам, юноша или девушка в любом случае должны будут какое-то время снимать комнату. Чтобы выделить муниципальные метры, я должна поставить человека на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Для этого молодой специалист обязан собрать большой пакет документов. Процедура растянется по времени. Но это все же вариант. К сожалению, не все сельские поселения имеют в своем распоряжении свободное и, что самое главное, пригодное для эксплуатации жилье.
Прозвучало от жителей Морхова и иное предложение. В каждом муниципалитете теперь ведется строительство домов для детей-сирот за счет средств областного бюджета. Так почему бы у застройщиков не заказывать на одну-две квартиры больше, выкупая их для будущих молодых специалистов на средства районного бюджета (в настоящее время муниципалитеты приобретают жилье для  детей-сирот за 700 тыс. рублей. —Л.Д.).
Александр Смирнов добавил: чтобы студенты хотели работать на селе, они должны знать, что их профессиональные способности нужны здесь:
— В Старой Руссе учатся много ребят из окрестных деревень. Все они обязаны проходить производственную практику. Было время, когда парни летом ко мне подходили и просили написать в документе, что они отработали у меня в хозяйстве. Я подписывал. Но потом решил предложить им поработать на самом деле. Тем более что дел полно. Они согласились. И вот уже лет шесть, как я беру на работу практикантов. В этом году четверо юношей трудятся  у меня. Я доволен. Они делают все так, как им говоришь, не отлынивают. Естественно, я им плачу за труд. Кроме того, чтобы у них был стимул учиться хорошо, периодически приезжаю в их образовательные  заведения — благодарности торжественно вручаю и денежные премии.  Возможно, даже именные стипендии есть смысл выделять. Из нынешних своих помощников приглядел агронома. Думаю сейчас, как решить вопрос с жильем для нового специалиста — либо беспроцентную ссуду дам, либо вложу свои средства в строительство.


*   *   *


Затронув тему оттока молодежи из деревни, я ни для кого Америку не открыла. В последние годы на разных уровнях власти об этом много дискутируют. Да и только. Но, оказывается, есть в российской глубинке реальные идеи, как изменить ситуацию. Более того, сами сельчане уже готовы к активным действиям в этом направлении. Им только помочь нужно в их стремлении. И процесс пойдет…

Людмила ДАНИЛКИНА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Креативное пространство «Трест» действует на территории тепличного комбината. Площадки для встреч находятся по соседству с действующими теплицами.

Ростки возможностей

В Великом Новгороде открылась вторая «Точка кипения» — «Трест»

25.05.2022 | Общество

В этом году в Новгородской области организованно отдохнуть смогут более 17 тысяч детей.

Лето на старте

В детских лагерях Новгородской области появятся инклюзивные смены

25.05.2022 | Общество

Павел Лунгин создал собственную продюсерскую кинокомпанию — «Студия Павла Лунгина».

Мастер в городе

В Великий Новгород приедет режиссёр и сценарист Павел Лунгин

25.05.2022 | Общество

«И бьётся сильнее в груди наша вечная память…» — на сцене Павел КИСЕЛЁВ.

Весна с микрофоном

Ролик с песней «Встанем» в исполнении боровичанина набрал уже более 100 тысяч просмотров

25.05.2022 | Общество

Вот так выглядит богатырь «Волотъ» в исполнении волотовской мастерицы Светланы Голубевой.

Едем к великанам

В Волотовском округе запустили туристический маршрут «Богатырскими тропами»

25.05.2022 | Общество

«Нелегалы» могут продать залоговое имущество при малейшей просрочке. Коллаж Алёны ГЕРЦ

Жизнь в долг

Центробанк включил новгородский автоломбард в список «чёрных» кредиторов

25.05.2022 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.05.2022 года

РЕКЛАМА