Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Как я ловила рыбу в Тихом океане

Почему дары моря в магазинах так сильно подорожали? Чтобы это выяснить, спецкор «Комсомольской правды» Наталья Варсегова отправилась на Камчатку и вышла в рейд на рыболовецком судне.

Наталья Варсегова выловила на сортировке кальмара и радуется как ребёнок. Всё лишнее (от моллюсков д

Наталья Варсегова выловила на сортировке кальмара и радуется как ребёнок. Всё лишнее (от моллюсков д

Фото: Натальи ВАРСЕГОВОЙ • «Комсомольская правда»

(Продолжение. Начало в «НВ» № 44 от 13.11.2024).

В прошлой части я писала, что бездельников на судне нет. У каждого члена экипажа — свои обязанности. И у меня тоже. Итак, первым тралом (гигантская сеть) наш траулер-сейнер «Василий Каплюк» добыл 150 тонн. По норме мы должны привезти на берег 500.

В поисках минтая 

Ночью капитан отдал команду опустить второй трал, но к утру стало понятно, что рыбы нет. Так бывает, когда с рассветом она забивается в подводные скалы и отсиживается в них часами. Эхолот и гидролокатор не радуют показаниями. Датчики на трале недотягивают и до 50 тонн. 

Капитан Иван СКОБЕЛЕВ поручил мне задачу: искать минтай, то есть высматривать на воде китов и косаток. Где они — там всегда есть рыба. Сажусь в кресло старпома и пялюсь во все глаза. Верчу головой по сторонам, но обозначенной цели не вижу. Даже в бинокль. На мониторе тоже глухо — рыбы нет. 

Помотавшись ещё несколько часов, вытаскиваем второй трал. В нём 70 тонн. После капитан несколько часов ищет рыбу. Мы медленно идём на север, поворачиваем на восток. Тишина. Словно нет и не было в морских глубинах обитателей. 

Ближе к обеду закидываем третий трал. 

— Будем майнать на запад ближе к побережью, — говорит капитан. 

Майнать — значит идти ниже. Тем временем к нам приближается циклон, и надо успеть до его наступления отправиться домой. Иван Палыч переживает: с маленьким уловом уходить нельзя. Заработок экипажа напрямую зависит от объёмов рыбы. Позже председатель колхоза Сергей Тарусов расскажет, что в среднем на флоте получают около 300 тысяч рублей в месяц. 

С третьим тралом мы ходим долго. Несколько раз разворачиваемся, пытаясь «нащупать» косяк. Около пяти вечера начинаем выборку (вытягиваем трал). Циклон на подходе, и море начинает штормить. Матросы вытягивают лебёдкой из моря трал под вопли чаек, присоединяют насос. Рыба пошла на сепаратор и оттуда в трюм. Матрос цепляет парочку рыбин для кока. Надо же дать мне попробовать настоящий свежий минтай, к которому я всегда относилась равнодушно. 

Кок Вячеслав Власов очищает филе от костей, маринует в майонезе и рыбных специях, обваливает в сухарях и на сковородку. Пять минут — и нежнейший минтай уже тает у меня во рту. 

— Слушайте, это ж ум отъесть можно! — восклицаю я. — Очень вкусно! 

Мои восторги экипаж разделяет. Нет ничего вкуснее свежей рыбы! 

А когда на море качка… 

Третий трал приносит 120 тонн. До нормы не хватает еще 150. И капитан принимает решение закинуть сети в четвертый раз. Мне сложно описать, как мужики вытягивали этот трал. Времени около 9 вечера. Темно. Волна захлестывает палубу, ветер норовит выдрать стропы с лебёдки. Судно раскачивает на волнах. В это же время неподалеку тянет свой первый трал траулер «Громобой», пришедший на промысел через сутки после нас. Волна сорвала их насос, и около 100 тонн рыбы вернулось в море. Несколько часов тяжелейшего труда впустую. 

Наш экипаж свой улов вытянул. Выборка даже в таких условиях была успешной — 140 тонн. Всего мы поймали 490 тонн минтая. Чуть меньше нормы, но это уже результат. 

Возвращение было тяжким. На трёх с половиной метровой волне траулер болтало, как щепку, несмотря на загруженность трюмов. Передвигаться было невозможно. Только лежать. Качнуло судно — и ты вместе с одеялом и подушкой съезжаешь по кровати. При следующем толчке тело само возвращается «на место». Сутки я ездила туда-сюда, поднимаясь только, чтобы выпить воды и сходить в туалет. Так как мы шли против волны, периодически судно ударялось в нее, как об стенку. В один из таких ударов я была на ногах. Швырнуло меня об дверь каюты знатно. Ни спать, ни есть в таких условиях невозможно. Как в шторм работают мотористы и прочие моряки — для меня загадка.

К чему я всё это столь подробно описываю? Мне хочется донести до читателя главную мысль: добывать рыбу — тяжелейший труд. Поэтому, когда вы видите на прилавках мороженый минтай без головы (б/г), знайте, что его добывали в очень непростых условиях.

В четвёртый раз закинул экипаж невод.Фото Натальи ВАРСЕГОВОЙ• «Комсомольская правда»

Колхоз и санкции

Камчатский колхоз им. Ленина (именно сюда я приехала ловить рыбу) первым в России среди рыбодобывающих предприятий строит не только малые суда, но и мощный супертраулер, суточные уловы которого будут по 800 тонн. На нём же завод по глубокой переработке. Аналогов этому судну в России нет. И это в период жестоких санкций! 

— С одной стороны, они нам помешали, — рассуждает председатель рыболовецкого колхоза имени Ленина Сергей ТАРУСОВ. — С другой, заставляют работать более эффективно. Например, до 2022 года около 10% выпускаемого нами филе минтая мы отправляли в Европу. Но рынок закрылся, и нужно было срочно перестраиваться. Выход — выпуск сурими. Это традиционный японский продукт — чистый белок минтая без рыбного привкуса. Из него делают многое, в том числе крабовые палочки и даже пончики и конфеты. Японцы давно уже истощили свою ресурсную базу (рыбы у них стало намного меньше), поэтому ищут поставщиков сурими на стороне. В том числе в нашем колхозе. 

Ныне предприятие выпускает в год около 100 тысяч тонн готовой продукции. 60% уходит на внутренний рынок, 30% (в основном минтай б/г и камбала) — в Китай, 10% (икра минтая и лосося) — в Южную Корею. 

Ставка тянет ко дну

Перерабатывают рыбу на фабриках. Их у колхоза несколько, но основная — в Петропавловске-Камчатском. Это современное модернизированное производство, которое выпускает десятки видов продукции — от мороженого минтая б/г до филе нерки, консервов и сурими. Автоматика настроена так, что на линиях в смену трудятся всего 30 человек. Оборудование европейское, японское. Сейчас идёт процесс импортозамещения, специалисты подыскивают китайские и российские аналоги запчастей.

Когда наш «Василий Каплюк» подошёл к причалу, к трюму тут же был протянут заводской насос, и по нему минтай отправился в резервуары со льдом, где будет ждать своей очереди на обработку. 

Председатель колхоза Сергей Тарусов уверен: можно было бы делать намного больше, если бы не растущая ключевая ставка. В октябре её подняли до рекордных 21%. А следом взлетают ставки по кредитам.

— Модернизация производства, строительство судов происходят за счёт инвестиционных программ, — объясняет он. — И когда мы начинали, эти программы кредитовались под 7%, сейчас уже под 23%. Наши месячные платежи банкам измеряются сотнями миллионов рублей. Взять такие суммы из оборота, не ставя под удар зарплаты, общие затраты, крайне сложно.

Хотелось бы, чтобы кредиты для производственников стали дешевле.

— Только за пять лет инвестиции рыбодобытчиков достигли 286 млрд рублей, — обобщает проблему президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман ЗВЕРЕВ. — Растут налоги: за прошлый год рыбаки уплатили в бюджет 90,5 млрд рублей. В рыболовстве высокие зарплаты — отрасль входит в топ-3 самых высокооплачиваемых в стране. Как результат, задолженность рыбаков по кредитам превышает 1 трлн рублей. Вынужден констатировать, что рыбодобывающая отрасль находится на грани масштабного экономического кризиса.

А цены стремятся к небу

— Минтай мы отдаем по 85 рублей за кг, филе — по 257, ниже опускать цены не можем, — говорит Сергей Тарусов. — Сейчас работаем при нулевой рентабельности. Строим флот, формируем экипажи, внедряем новые технологии, создаем рыбоперерабатывающие фабрики. Надо разбираться с цепочкой перекупщиков, которые увеличивают стоимость. 

Глава ВАРПЭ Герман Зверев уверяет: сложно оценить количество трейдеров (посредников) на одну партию рыбы. В среднем не больше 1–3 в зависимости от региона, в котором рыба попадает в магазин. 

— Доставка — удовольствие недешёвое, — говорит Герман Зверев. — По нашим оценкам, в прошлом году перевозка рыбы из районов вылова Дальнего Востока до прилавка в среднем выросла до 80 рублей за 1 кг. Для мороженого минтая, тихоокеанской сельди или сардины иваси это почти на уровне цены, по которой торгуют рыбаки. Но на пути рыбы «от моря до тарелки» есть ещё и переработчики — заводы, отдалённые от районов вылова, которые производят продукцию в потребительской упаковке, будь то порционные стейки или пресервы. Не будем забывать и о наценке продавца (не менее 25% от закупочной цены. — Прим. авт.).

Так филе минтая отделяют от костей. Дабы мы с вами не подавились ненароком. Фото Натальи ВАРСЕГОВОЙ• «Комсомольская правда

По мнению руководителя ВАРПЭ, главным барьером для ценовой доступности рыбы в России является вовсе не длинная цепочка поставок, а архаичная логистика, сохранившаяся со времен СССР. Не хватает морозильных контейнеров, современной системы контроля температуры рыбы при перевозке, складов и холодильников для хранения. 

Отчасти спасти ситуацию может Северный морской путь, если по нему запустить круглогодичную навигацию.

— Мы пробовали раз отправлять по Севморпути продукцию, это удобно, — говорит Сергей Тарусов. — И, если бы не сезонность, это была бы хорошая альтернатива единственной логистике по России — через Владивосток и потом железной дорогой в регионы. Порт перегружен. Северный маршрут вполне способен его разгрузить и организовать более доступную доставку рыбы.

— Со времён СССР бытует мнение, что рыба должна быть дешевле, например, курицы, — напоминает Герман Зверев. — Потому что в те времена советские власти вкладывали значительные средства в развитие и расширение промысла, рекламу рыбы, выделяли дотации на строительство флота и заводов, на обеспечение ценовой доступности продукции. Но сегодня рыбная отрасль работает иначе — государство не оказывает ей финансовую поддержку. И сам процесс добычи дорогостоящий и тяжёлый. 

Тяжёлый — не то слово. Это я теперь по себе знаю.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Рождённые БПЛА-революцией

Рождённые БПЛА-революцией

Первый репортаж изнутри нового рода войск, изменившего ход СВО и само представление о войнах будущего

Огонёк для штурмовиков найдётся

Огонёк для штурмовиков найдётся

Наши артиллеристы бьют по вэсэушникам, бегущим из Покровского котла

Парни не знали, что бьют элиту

Парни не знали, что бьют элиту

Наши бойцы уничтожили десант спецназовцев ГУР на окраине Красноармейска. Бились с ними в стрелковом бою на короткой дист...

Карин КНАЙСЛЬ: Не тратьте время на Европу. Там больше нет закона

Карин КНАЙСЛЬ: Не тратьте время на Европу. Там больше нет закона

Поговорили с Карин о настоящем и будущем — России, Европы и других стран

А я жулика узнаю по вопросам

А я жулика узнаю по вопросам

Мошенники продолжают разводить людей, причём вполне здравых! Как же выстроить в своей голове надёжную защиту от аферистов?

Чем наш МАХ лучше других мессенджеров

Чем наш МАХ лучше других мессенджеров

Какими уникальными функциями обладает новый национальный сервис и почему они важны

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА