Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Надежда Маркова

Кинопулемётом – по врагу

Военные операторы Великой Отечественной платили жизнями за кадры памяти

Безоружные, с тяжёлой техникой в руках они всегда были в гуще событий, чтобы успеть заснять происходящее вокруг. Их глазами мы видим легендарные сражения и бои местного значения, жизнь в тылу и окопах, разрушенные, но не побеждённые города-герои...

Как и чем снимали военные операторы, нам рассказал директор новгородского Киномузея, коллекционер Валерий РУБЦОВ.

— Валерий, какое место в ваших фондах занимает тема Великой Отечественной войны?
— Значительное. В Киномузее оборудованы предвоенная комната немецкого режиссёра и монтажная советского фронтового оператора. А в красном уголке можно посмотреть военную хронику и хронику старого Новгорода. Эти видеоматериалы предоставлены Новгородским объединенным музеем-заповедником. Но, к сожалению, их редко показывают. Военная хроника — очень интересный экспонат сам по себе. О войне, её последствиях, людях, переживших то время, много говорится, пишется, но когда ты это видишь своими глазами — ощущения совсем другие. Это нужно видеть всем. Например, фильм «Новгород наш», снятый в 1944 году, нельзя найти в Интернете, его нигде не показывают. А у нас он есть — приходи и смотри!

Этот фильм показывает реконструкцию освобождения Новгорода. Да, не удивляйтесь! То, что это было снято уже после того, как город стал нашим, понятно по ряду причин: как известно, наши войска пере-шли Ильмень ночью, в том числе на аэросанях, а тут солдаты идут днём и по лужам, которых в конце января, конечно же, быть ещё не могло. Но это не так важно. Во всем остальном историческая достоверность соблюдена.

Город показан во всем его печальном величии: разрушенные дома, церкви, пленные немцы идут через кремль. Здесь можно видеть и наших знаменитых военных деятелей — Мерецкова, Штыкова, чьи имена сегодня носят улицы Великого Новгорода. Заканчивается фильм салютом в Москве. Продолжительность ленты — 12 минут, и показывали её в кинотеатрах в тылу перед киносеансом.

— В вашей коллекции — больше сотни кинокамер, проекторов, монтажных столов и другой киноаппаратуры ХХ века. Чем интересна техника, которую использовали военные операторы?
— Тем, что она очень тяжелая и громоздкая. Представьте: только камера весила около пяти килограммов, плюс оператор нёс ещё деревянный ящик с оборудованием для перемотки кассет и сами кассеты. При нём был ещё и фотоаппарат, чтобы сделать кадры и для газеты. Поэтому, естественно, чтобы нести ещё и автомат или пистолет, у него уже ни рук не хватало, ни сил. Военные операторы всегда были безоружны, поэтому и гибли очень часто — они ведь всегда находились в эпицентре событий, на передовой. Много смертей кинооператоров было и в Европе при освобождении городов, когда чуть ли не из каждого окна жилых домов шёл огонь...

— Чем снимали операторы тех лет?
— В большинстве это была камера КС — одна из самых популярных советских камер военных лет. Если посмотреть хронику, то все операторы, как правило, либо с этими камерами, либо с их прототипами.

Советская камера КС – точная копия американской «Аймо» (Eyemo)

В 1930-х годах американцы впервые выпустили ручную профессиональную камеру «Аймо» (Eyemo) — до этого были большие со штативом. Новинка понравилась и нам: СССР тогда много их закупил. Плюс мы ещё сделали точную копию американской камеры и назвали её КС — киносъемочная — и тоже выпустили в большом количестве, чтобы снимать хронику. С началом войны выпуск таких камер увеличился: линия фронта была большая, камер не хватало, тем более что кинооператоры часто гибли...

— У военных операторов не было автомата, но было так называемое фоторужьё. Что это за аппарат такой?
— На самом деле — это кинопулемёт. И он тоже представлен в нашем музее. Как мы знаем, по ленд-лизу нам поставлялись американские самолеты. На истребителях были установлены кинокамеры (фотокинопулеметы) — своеобразные видеорегистраторы того времени, синхронизированные с вооружением. Ведь за каждый сбитый самолет платили деньги, и кадры нужны были для отчёта. Наши люди эти камеры снимали. А один умелец, инженер Гордийчук, сделал её ручной, приспособив к этой камере приклад от ружья и поместив в заплечный ранец автомобильный аккумулятор, потому что камера была электрическая. И с такими вот кинопулеметами был выпущен отряд операторов. Но этот опыт оказался неудачным. Камера была слишком лёгкой, устойчивость кадра держать было трудно. Да и операторы были набраны из необученных людей: они «поливали» из этого пулемета направо и налево, поэтому кадры в итоге получались неудачными.

— Наряду с советским кинооборудованием у вас в коллекции есть и немецкое. И его, надо признать, немало. С чем это связано?
— Многие думают, что мне почему-то близка тема немецкой военной киноиндустрии. У меня, конечно, есть и аппаратура той стороны — проектор для просмотра кадров воздушных боёв, кинокамеры. И немецкую кинотехнику найти легче, чем американскую или английскую, например. Просто потому, что много оборудования было привезено советскими солдатами в качестве военных трофеев.

— У нас в стране каждый год снимают не один фильм про Великую Отечественную войну. При этом нередко можно слышать мнения, что не стоит уже снимать ленты на эту тему — дескать, эпоха передана не точно, актёры плохо вживаются в роль... В общем, лучшее уже снято. Вы согласны с этим?
— Здесь изначально неправильный посыл: кино нужно разграничивать на плохое и хорошее, а не по темам. Ведь исходя из этого и про Александра Невского, например, не надо снимать, и про другие периоды нашей истории, о которых мы вообще мало что знаем.

Тут же еще не так много времени отделяет нас от события, ещё живы люди, которые видели всё своими глазами. Поэтому тема Великой Отечественной войны и цепляет кинематографистов до сих пор. Здесь можно почерпнуть всё: и боль, и радость, и экшен. Но не нужно к таким фильмам подходить с исторической точки зрения. Это ведь художественный фильм, у режиссёра свой взгляд. Другое дело — документалистика. Но на широкий экран она редко попадает.

— Какой новый фильм о войне вы посмотрели?
— «Собибор» Константина Хабенского. И, признаюсь, он меня разочаровал. Я посмотрел буквально полчаса и выключил. Не понравилось. Тема сильная, серьезная, много тяжёлых кадров, которые должны вызывать содрогание, но не вызывают. На мой взгляд, в этом фильме очень мало настоящей режиссуры. Взять, например, легендарные «...А зори здесь тихие». По мере просмотра фильма переживания у нас только нарастают, сердце сжимается, и в пиковый момент слезы сами текут... В этом и заключается работа режиссера, чтобы подвести нас к этому пику человеческих эмоций. В «Собиборе» этого, по моему мнению, очень не хватает.

— Кстати, одним из направлений работы вашего Киномузея должны были стать режиссерские курсы. Как идет работа?
— Новгородский Киномузей получил президентский грант в размере 500 тысяч рублей. На эти деньги у нас будет оборудован кинозал, где все желающие смогут смотреть, обсуждать интересное кино. Но главное — хочется воспитать в подрастающем поколении способность творчески мыслить, отделять хорошее кино от плохого, учиться правильно смотреть фильмы и создавать свои, используя в обучении только хорошие, качественные примеры. Надеюсь, что к октябрю, когда в Новгороде пройдет очередной фестиваль исторического кино «Вече», зал уже будет готов. Президент фестиваля народная артистка Светлана Дружинина, режиссер легендарных «Гардемаринов», уже была в нашем музее, и мы обсудили возможность показа в нашем зале спецпрограммы «Вече».

А дальше — будем встречаться со зрителями, детьми и учить не только смотреть, но и снимать хорошее кино. В том числе и о войне.

Фото из архива Валерий РУБЦОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наша служба открыта и для общения, и для поиска ответов в рамках закона на любые долговые вопросы граждан. Главное — это желание идти вперёд, искать правильные пути решения и обязательно вместе находить их.

В пользу детей

Только в мае судебные приставы взыскали с должников 34 млн рублей алиментов

Евгений Богданов на площадке строящегося университетского кампуса

Между двумя столицами

Первый вице-губернатор Евгений Богданов — о том, каким должно быть завтра древней столицы России

Что положено пациентам по ОМС,

или Где новгородцы могут бесплатно вылечить зубы?

из архива Александра ЕВСЮКОВА

Всё уже написано до нас?

Писатель Александр ЕВСЮКОВ о том, как притянуть счастливый случай, об издательских играх и о том, почему самый быстрый путь к успеху — это длинный путь…

Пенсии, выплаты, пособия

С 1 января а на территории Новгородской области начал работу Социальный фонд России, который объединил Пенсионный фонд и...

Специалисты универсального профиля

За 10 лет работы в Новгородской области многофункциональные центры стали незаменимыми помощниками для граждан

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА