асфальтированные, железнодорожные и даже в облаках
В этом году на дорожную деятельность Новгородская область получила из федерального центра 1,25 миллиарда рублей и затем ещё 180 миллионов дополнительно. Сейчас ремонтный сезон завершается, работы по укладке асфальта закончены уже практически на всех участках. Под занавес этой деятельности подоспел ещё и ряд железнодорожных новостей, которые новгородцами были встречены как с радостью (поезд на Калининград), так и весьма неоднозначно (изменение времени прибытия новгородского поезда в столицу).
По всем этим поводам «НВ» решили встретиться со Станиславом ШУЛЬЦЕВЫМ, возглавляющим министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, и поговорить о дорогах, автобусах, поездах и даже самолётах.
— Станислав Васильевич, если говорить об опорной дорожной сети, то есть о социально значимых и наиболее используемых дорогах, какой процент из них к концу года будет приведён в нормативное состояние?
— Протяженность нашей опорной дорожной сети составляет 2390 км. Планируется, что к концу года в нормативное состояние будет приведено около 50% этих дорог. В этом году было определено социально важное направление — ремонт дорог с маятниковой миграцией. Уже сейчас можно сказать, что в процентном соотношении мы превысим уровень отремонтированных дорог 2017 года, однако точные цифры будут озвучены в конце строительного сезона.
Если говорить о текущей ситуации в Великом Новгороде и в районах, то уже практически на всех запланированных участках завершены работы по укладке дорожного покрытия, осталось установить знаки, наладить освещение и укрепить обочины.
— Каковы планы на следующий год?
— Это участие в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги 2.0», ремонт дорог новгородской агломерации и продолжение работы по приведению региональных и муниципальных дорог в нормативное состояние.
— Как обстоят дела с приведением в нормативное состояние автобусного сообщения? Горожане жалуются на то, что наш автобусный состав изношен, случаются задержки рейсов.
— Согласно статистике за 10 месяцев 2018 года на городских маршрутах из запланированных 829 тысяч рейсов были выполнены 790 тысяч, то есть процент выхода в рейс у нас 95,2, что соответствует нормативам. В этом году для Великого Новгорода уже были закуплены дополнительные автобусы, до конца года у нас запланировано ещё одно пополнение автобусного состава. Кроме того, в Крестецком районе «Автобусный парк» запустил четыре новых автобуса, обновлен подвижной состав в Боровичском и Старорусском районах.
Если говорить о сбоях в графике движения автобусов в Великом Новгороде, то они происходили из-за пробок при пиковом скоплении автомобилей, и в том числе из-за проводившихся ремонтных работ. Все мы видели, что в этом году невиданный объем средств был направлен в областной центр, и огромное количество дорог было отремонтировано. И, несмотря на то, что в большинстве случаев дорожники старались работать в ночное время, порой ремонтные работы всё равно сказывались на пропускной способности улиц.
— А что нас ждёт зимой?
— Мы уже в прошлом году много работали над, скажем так, воспитанием и повышением качества работы подрядчика, обеспечивающего уборку города. Надеюсь, что в эту зиму состояние дорожной сети будет на уровень выше.
— С 1 января 2020 года полномочия по организации транспортного обслуживания перейдут на муниципальный уровень. Муниципалитетам будет оказана какая-либо поддержка?
— Да, есть Школа глав, в рамках которой специалисты будут разъяснять, как формировать маршрутную сеть и готовить договоры с подрядчиком, будет оказана консультативная помощь по положениям действующего законодательства. Сейчас у нас и так каждый маршрут согласован с главами районов, в будущем районы будут решать все эти вопросы напрямую с подрядчиками, так будет проще.
— А ресурсов у районов хватит? Не повлечёт ли это за собой новое закрытие рейсов?
— Должно хватить. Что касается финансирования, то муниципалитетам будет оказываться поддержка. На сегодняшний день основная проблема муниципальных перевозчиков — не нехватка автобусов или водителей, а нехватка пассажиров. Многие рейсы для перевозчика просто нерентабельны, но ведь их сохранение — это вопрос не только получения прибыли, но и исполнения социальных обязательств. Поэтому государство платит перевозчикам так называемые выпадающие доходы, которые рассчитываются в зависимости от затрат перевозчика на маршруте. К слову, в этом году объем финансирования перевозок был увеличен в три раза. Минтранс и в дальнейшем намерен поддерживать мало востребованные рейсы.
— Раз заговорили про автобусы, то нельзя не вспомнить и про поезда. В этом году, казалось бы, приятная новость — появление нового маршрута до Нижнего Новгорода — многими горожанами была встречена безрадостно, и всё из-за того, что таким образом был продлён маршрут поезда Новгород — Москва. Теперь в столицу мы будем приезжать в 4.50 утра и не на привычный Ленинградский, а на Курский вокзал.
— Честно говоря, мне не понятно, чем Курский вокзал хуже Ленинградского. А что касается времени, то до этого поезд прибывал всего на 25 минут позже.
— Да, было тяжело. А стало ещё хуже.
— Я понимаю такое недовольство горожан, но должен сказать, что не всё зависит только от нас. Есть ведь ещё и железнодорожная инфраструктура, во время пути надо сделать определённые остановки, пропустить какие-то поезда. Мы будем работать над этим вопросом, и надеюсь, что в будущем удастся отрегулировать временной фактор. В частности, мы планируем пустить этот поезд до района Москва-Сити. Тогда время его прибытия будет проще регулировать. Тем не менее новый маршрут, как мне кажется, даёт городу больше плюсов, ведь он направлен на развитие туристического потенциала. И это не единственное, что мы планируем сделать для развития железнодорожного сообщения. В следующем году в планах — связать Новгород с Псковом. Еще разрабатывается глобальная идея пустить через наш город поезд в Татарстан. Ну когда такое было? Сегодня развитие железнодорожного транспорта в области получило второе дыхание и набирает активные темпы.
— Будут ли развиваться пригородные маршруты?
— Они уже развиваются. Будут соединены Угловка и Боровичи, со следующего года появится точно ещё один, а может быть, и два пригородных маршрута, о них мы сообщим позднее.
— Может быть, мы из Новгорода когда-нибудь и полетим?
— Полетим. Возобновление авиасообщения запланировано к 2024 году.
— Вот только вы не первый это обещаете.
— Ну как сделать так, чтобы вы поверили? Вот лежит передо мной комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. За подписью министра транспорта Российской Федерации. В нём до 2024 года запланирована реконструкция аэропорта Кречевицы. Но мы обязательно будем форсировать эту ситуацию. Однозначно аэропорту быть.
***
В этом году мы завершили перешедшие с прошлого года работы по ремонту дорог Крестцы — Окуловка — Боровичи, Валдай — Боровичи, Боровичи — Устюжна. Эти дороги уже введены в эксплуатацию. Что касается исключительно 2018 года, то был проведён ремонт участков дорог Спасская Полисть — Малая Вишера — Любытино — Боровичи, Боровичи — Коегоща, Волгино — Хвойная, Подлитовье — Парфино — Старая Русса, Яжелбицы — Демянск — Залучье — Старая Русса, Шимск — Старая Русса — Локня — Невель. Завершён ремонт участка дороги на подъезде к Холму, а также участка дороги Юго-западный обход Великого Новгорода. Ведётся благоустройство на дорогах Угловка — Селище, Яжелбицы — Демянск — Залучье — Сольцы и Великий Новгород — Хутынь. Завершаются работы на дорогах Савино — Губарево, Великий Новгород — Сырково и Новая Мельница — Лешино.