Качество жизни в регионе напрямую зависит от того, как платятся налоги
Часть из собранных в области налогов поступает в федеральный бюджет. Это, к примеру, налог на добавленную стоимость, выплачиваемый бизнесом. Однако немалая часть платежей остаётся в области, поступая в региональный и местные бюджеты. Как обстоят дела с их собираемостью? Об этом мы поговорили с руководителем областного управления ФНС Андреем ВЕСЕЛОВЫМ.
— Андрей Геннадьевич, давайте напомним читателю, какие именно налоги поступают в областную казну и бюджеты районов.
— В региональный и местные бюджеты поступают, например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги, уплачиваемые по упрощённой и патентной системам налогообложения, имущественные налоги: налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги. Причём НДФЛ распределяется между областным и местными бюджетами. Транспортный налог и налог от УСН полностью поступают в бюджет области. Налог на имущество физических лиц (например, налог на квартиру, дом), земельный налог и платежи за патент поступают в бюджеты муниципальных образований.
Если говорить об итогах 2020 года, то поступление всех налогов — и от граждан, и от организаций — в Новгородской области увеличилось на 1,4%. Рост составил порядка 460 миллионов рублей. Это довольно много для нашего региона, так как общий объём платежей достиг 34,6 миллиарда рублей.
Увеличение произошло за счёт федеральной части, в которой большую долю составил НДС. В прошлом году Новгородская область перечислила в федеральный бюджет 10,6 миллиарда рублей. По сравнению с 2019 годом эта сумма выросла на четверть.
Что касается налогов, которые зачисляются в консолидированный бюджет области, то тут наблюдается снижение поступлений на 6,6%. В областную казну поступило 24 миллиарда рублей, из которых 10,8 миллиарда составляет налог на доходы физических лиц.
В государственные внебюджетные фонды за 2020 год поступило 20,9 миллиарда рублей страховых взносов — «налогов на труд», как их иногда называют экономисты. Это на 3,4%, или 731 миллион, меньше, чем в 2019 году, и говорит о том, что и сами выплаты сотрудникам тоже пропорционально снизились.
— Это связано с общей ситуацией в экономике, вызванной пандемией коронавируса?
— Конечно. Но есть и положительная тенденция. Мы подвели итоги уплаты имущественных налогов и видим, что объём платежей растёт. Каждый год эта сумма составляет примерно 1,2 миллиарда, и она увеличивается. Но не за счёт изменения механизма начисления, а за счёт роста налоговой базы. Несмотря ни на что в регионе становится больше автомобилей, жители области оказываются владельцами новых квартир, земельных участков.
Мы объясняем налогоплательщикам, насколько важно выплачивать именно имущественные налоги, ведь они остаются в области. Уровень собираемости таких платежей в 2020 году по сравнению с 2019-м вырос на 5%. Кажется, что не так много, но в абсолютных цифрах — 60 миллионов рублей. И всё это несмотря на то, что многие новгородцы попали в сложные обстоятельства в связи с пандемией и были вынуждены сократить свои расходы.
Признаюсь, мы не ожидали роста платежей, хотя и очень надеялись. Очевидно, что свою роль сыграли инициированные государством и регионом меры социальной поддержки, когда налоговая служба впервые в своей практике выступала как ведомство, которое не взимает, а выплачивает средства, в том числе на зарплату.
И, наконец, становится всё больше тех, кто понимает, что налоги платить нужно. Новгородская область в этом смысле — достойный пример. Уровень собираемости налогов в регионе выше среднероссийского.
— В регионе на областном и районном уровнях действуют межведомственные комиссии по работе с налогоплательщиками-должниками. Как они помогли повысить объём собранных платежей?
— Их правильное название — межведомственные комиссии по увеличению поступлений в доходы регионального бюджета. В их состав входят представители власти, различных ведомств, в том числе налоговой службы. Результаты работы таких комиссий сложно оценить в абсолютном выражении. По методике, которую используют в ФНС, мы видим, что они в 2020 году помогли привлечь в бюджет региона более 250 миллионов рублей. Это довольно много.
Наша служба ведёт и свою работу по взысканию налоговой задолженности, однако в 2020 году на протяжении полугода деятельность по принудительному взысканию платежей была приостановлена в рамках мер поддержки в условиях пандемии. К примеру, количество и объём инкассовых поручений на счета должников по сравнению с 2019 годом снизились в три раза.
— И всё-таки насколько остро стоит проблема задолженности?
— За 2020 год задолженность по налогам незначительно снизилась — на 1,1%. В общем, немного. Но и это — неплохой результат с учётом того, что происходило в экономике.