или Прыжки в вышину и футбол в Летнем саду
Как известно, к Софийской площади ведет улица со странным названием Газон. Когда-то на ее месте были и площадь, и стадион, и сквер. В настоящее время исторический топоним сохраняет совсем короткая улица, которая в советское время носила имя Горького, а потом опять стала Газоном, по которому — привыкли мы — ходить запрещается. Но на Газоне живут люди. Где еще такое встретишь?
Арена цирковая и ледовая
Площадь с названием Газон возникла в середине XIX столетия. Но ей предшествовал Летний сад, который построили пленные французы войны 1812 года. Они срыли для этого Малый Земляной город — вал с деревянными стенами и башнями и ров, полукольцом охвативший кремль. Продолжением сада логично стала площадь, засеянная травой, — Газон (от французского gazon — трава). В 1886 году в центре ее было разрешено построить деревянное здание театра Нила Богдановского, в 1906 году на границе между Газоном и Софийской площадью городские власти отвели участок под строительство цирка (тоже деревянного), но вместо цирка получился кинематограф. К концу 1917 года на Газоне появился-таки компромиссный павильон — для цирковых представлений и киносеансов.
Здесь, однако, пытались закрепиться не только развлечения. В 1900 году на северной окраине Газона был выделен участок для здания параллельных классов Николаевской женской гимназии. Накануне Первой мировой войны «на свидание» к гимназисткам торопились военные: 22-я артиллерийская бригада хотела получить разрешение на строительство здания офицерского собрания. Безуспешно.
Ещё до революции между зданиями театра и цирка была организована площадка для спортивных занятий. Зимой она становилась катком. 11 декабря 1911 года на катке состоялся один из первых в Новгороде хоккейных матчей между двумя местными командами, завершившийся со счётом 10:4.
От скита до водопровода
Свергнув проклятый царизм, советская власть заложенную спортивную традицию продолжила. Мало какое спортивное событие в Новгороде обходило Газон стороной.
Так, 28—29 августа 1920 года, в день праздника Новгородского полкового территориального округа, «в целях пропагандирования идеи спорта и поднятия этого дела на должную высоту» в Новгороде проводилась губернская Олимпиада. «Наши спортсмены, как истые любители и ценители культа физической красоты тела, живо откликнулись со всех углов губернии и спешат в Новгород на Олимпиаду», — сообщали газеты. В первый «олимпийский» день на площадке спортклуба на Газоне был назначен сбор допризывников и участников соревнований. Сами состязания проходили в других местах: на футбольном поле «Феникс» за Знаменским собором, у вала — лёгкая и тяжёлая атлетика. Пловцы соревновались на участке «от скита до водопровода».
Через год программа губернской Олимпиады пополнилась новыми видами состязаний, в особенности на воде, где были представлены «гребля, челны, лодки, лайбы». Предварительная запись участников производилась на площадке спортклуба на Газоне и в спортцентре № 8 на Сенной, 21.
Следующая Олимпиада состоялась в 1923 году. В ней приняли участие около сотни допризывников и спортсменов, соревновавшихся в беге на 100, 400 и 1500 метров, барьерном беге на 110 метров, «прыжках в вышину с места», «прыжках в вышину с разбега», прыжках с шестом, прыжках в длину с места и с разбега, тройном прыжке, метании диска и копья, толкании ядра, тяжёлой атлетике, борьбе, баскетболе (выступали две новгородские женские команды — «Спорт» и «Меркурий»), футболе (команды Новгорода, Боровичей, Старой Руссы, Валдая, Малой Вишеры и Грузино). В общем зачёте победил Новгород, второе и третье места заняли Старая Русса и Боровичи. Новгородский уезд за победу своих спортсменов получил в качестве приза фарфоровую художественную вазу, Старая Русса — серебряный кубок, Боровичи — вазу.
А что нам Питер?
Даже в те тяжёлые годы неизменным интересом публики пользовались футбольные матчи. Еще в 1920 году Совет старшин Новгубспортклуба обратился ко всем спортивным клубам, кружкам и обществам Новгородской губернии с призывом приступить к организации футбольных команд и к обязательной их регистрации в Новгородской футбольной лиге «для устройства в предстоящем летнем сезоне междугородних состязаний на переходящий приз». Своя лига в Новгороде появилась в 1923-м. Ежегодно между местными командами должен был разыгрываться весенний кубок Новгородского спортивного клуба.
Хотя матчи на Газоне проводились и до этого. На состоявшихся 3 и 4 октября 1920 года играх между «1-й командой новгородских спортсменов» и их соперниками из Петрограда публики было «весьма и весьма много». Первый матч окончился вничью — 3:3. А вот на следующий день новгородцы потерпели поражение от клуба «Петровский» со счётом 0:2. Автор газетной заметки писал: «Из новгородцев отметим сильную защиту, в особенности в лице бека Ильинского, хорошее нападение в лице форварда Вейнберга и уверенную и спокойную игру хавбека Гаврилова Ив., оказывавшего новгородцам особенную поддержку в наиболее критические моменты игры».
31 июля 1921 года 1-я команда Новспортклуба встретилась с одной из лучших команд Петрограда с довольно необычным названием «Скорая помощь». Помощь соперника нашим не понадобилась: боевая ничья — 3:3.
17 июня 1923 года новгородцы (составленная из клубов «Феникс» и «Унион» сборная) «схватились» на Газоне с петроградской командой водного транспорта и старорусскими допризывниками. И если рушанам новгородцы преподали «курс молодого футболиста» — 5:1, то гостям с берегов Невы уступили — 0:3. Но 15 июля при большом стечении публики состоялся матч-реванш.
«Петроградские водники начали энергичным натиском, и по началу игры можно было думать, что новгородцам придётся плохо, — читаем спортивный репортаж той поры. — Новгородцы начали игру вяло, как-то нерешительно». Далее узнаем, что к середине первого «хавтайма» игра у нас наладилась, и на 38-й минуте первый мяч оказался в сетке петроградских ворот. После перерыва счёт сравнялся, но за семь минут до окончания игры новгородцы вновь вырвались вперед.
«Команда Петрограда, несмотря на все свои старания и помощь судьи, умышленно или по незнанию не замечавшего нарушения правил игры петроградцами, ничего не может поделать», отмечал газетный комментатор. Рефери он советовал подучиться, а новгородской команде добавить в сыгранности между нападающими и полузащитниками.
Какая боль! «Феникс» — ГПУ: 8:0
Проводились матчи и между новгородскими командами. Правда, интерес к ним был не тот. Да и игры получались какие-то не те. Например, во время матча 29 июля 1923 года между «Фениксом» и «Унионом» обе команды играли «довольно ровно, но без всякого увлечения, очень вяло». Видно было, «что команды свои и играют «по-домашнему». Матч окончился со счётом 1:1. Впрочем, через два дня «Феникс» отвел душу на только что основанной команде квартировавшего в Новгороде 24-го дивизиона войск ГПУ — 8:0. Однако местный обозреватель и тут был недоволен: «каждый игрок команды играл только для себя, а не для команды».
Зимой футбольные баталии сменялись хоккейными. 18 марта 1923 года после более чем десятилетнего перерыва новгородцы на своём льду скрестили клюшки с командой Петрограда, приславшей лучших своих игроков. Жители города смогли увидеть малознакомый им в то время вид спорта. «Состязание носило чрезвычайно оживлённый характер», петроградцы победили с минимальным перевесом — 3:2. Во время матча играл духовой оркестр.
«Спартак» не пробегал?
Приобщались новгородцы и к другим видам спорта. 11 сентября 1921 года на Газоне разыгрывалось первенство Новгорода по лаун-теннису (в переводе с английского lawn — лужайка). В 1925-м там же прошли губернские соревнования рабочих организаций общества «Спартак». «По всем видам спорта, за исключением тяжёлой атлетики».
Кроме спортплощадки на Газоне, в начале 1920-х годов в городе имелись еще три — на Знаменском поле, у Клуба водников на углу Дмитриевской и Козьмодемьянской улиц и у железнодорожной станции. На Газоне должны были заниматься спортом допризывники Софийской стороны, за исключением служивших в водном транспорте и на железной дороге. 17 июня 1923 года была открыта ещё одна площадка — «РКСМ имени «Спартака» (угол Б. Михайловской и Карла Либкнехта улиц в Никольской ограде).
Догоним и перекусим
В 1924 году спортплощадку на Газоне расширили, присоединив к ней территории, где ранее располагались театр и общественная столовая. Однако для дальнейшего развития спорта городу требовался полноценный стадион. Начавшееся было весной 1925 года строительство между Красными казармами и валом вскоре застопорилось. Эту проблему удалось решить лишь несколько лет спустя, когда правление Новгородского спортивного общества «Динамо» в 1932 году приняло решение построить стадион на месте спортплощадки на Газоне.
Идея была поддержана городскими властями. Так это же другое дело! Работы начались поздней осенью, в декабре были открыты каток и раздевалка, а 30 июля 1933 года состоялось торжественное открытие возведённого за девять месяцев стадиона. Это был спортивный комплекс, включавший футбольное поле размером 70 на 90 метров, площадки для волейбола, баскетбола, тенниса, крокета, а также беговые дорожки, тир, зимние раздевалки и трибуну на 700 человек.
Война от всего этого ничего не оставила. Но стадион был восстановлен довольно быстро. Причем южная его часть напоминала новгородцам о том, что соревноваться нам предстоит не только на спортивных площадках. Там была установлена Доска почёта передовиков сельского хозяйства области. Ведь страна стремилась решить вопрос продовольственного обеспечения. Безо всякого там «импортозамещения», тогда задачи формулировались иначе. Надпись на Доске почёта гласила: «В ближайшие годы догоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения!».
* * *
В 1959 году на месте стадиона был разбит сквер, в центре которого 14 июня 2009 года установили памятник Сергею Рахманинову работы скульптора Александра Рукавишникова. У нынешних новгородских футболистов, конечно, есть отличный газон. Но у их дедушек и бабушек был Газон. Почувствуйте разницу!
«Вредные советы»
В 1924 году газета «Звезда» напечатала советы новгородским футболистам. Посвятив этот труд «много о себе мнящим».
«Всем, кто хочет слыть хорошим игроком, рекомендуется запомнить нижепредлагаемые советы, исполнение которых явится лучшей гарантией того, что исполнители, безусловно, будут пользоваться уважением в среде футболистов, и их имена получат громкую известность, как представителей образцовых игроков, понявших свою роль и значение в футбольном спорте», — уверяла «Звезда».
Далее приводились, собственно, сами советы.
«1. Выходите на площадку не раньше, чем через 20 минут после начала состязания — это первый признак того, что в вас должны видеть будущую знаменитость.
2. Будьте всегда в фуфайке, относящейся с презрением к мылу, и в бутцах, исковерканных до неузнаваемости; такая амуниция служит ярким доказательством, что вы игрок, видавший виды.
3. Позабудьте о том, что этика играет какую-либо роль в футбольном спорте; это предрассудок философствующих.
4. Не старайтесь узнать, что такое техника и тактика игры, — это выдумка досужих теоретиков, трактующих о каком-то классе игры.
5. Не слушайтесь капитана команды, так как он стремится создать никому не нужную тренированную и дисциплинированную команду.
6. Стремитесь при состязаниях обводить как можно большее число противников, не передавая мяча игрокам своей команды, чтобы они не воспользовались успехом, который должен принадлежать только вам.
7. Бейте по мячу как можно выше вашего воображения и дальше ваших мыслей — такие удары очень красивы и вызывают восхищение у зрителей.
8. Не посещайте никогда тренировок, ибо тренировки — враг усовершенствований.
9. Не думайте совершенно об уплате членского взноса в клуб, членом которого вы состоите, потому что в противном случае клуб не будет дорожить вами».
Комментарий специалиста
Василий АНДРЕЕВ, кандидат исторических наук:
— Нужно говорить об исторической реставрации, справедливости. В Великом Новгороде, если он хочет быть Великим, должны быть те названия, которые существовали в веках. Так решил горсовет, учтя в том числе и мои предложения, мой доклад депутатам. Конечно, Газон — далеко не самое старинное из наших названий. Это событие для XIX века — появление в городе Летнего сада, предусмотренного, кстати, еще по Генплану, утвержденному императрицей Екатериной II. Ради этого снесли второе кольцо укреплений древнего Новгорода. Сегодня о нем напоминают только две горки — Веселая и Екатерининская. К разбивке сада были привлечены пленные французы. Так с них и пошло — их же словом стали называть это место. Газон, он и есть газон. Хоть во Франции, хоть в России. У нас вот из этого название появилось, став одной из новгородских особенностей. И сад был Газоном, и улица. Посмотрите в библиотеке дореволюционные путеводители — там адресация есть, номера домов.
Если говорить о переименованиях, то они были, но целиком на совести большевиков. Например, в апреле 1919 года советская власть одним махом 30 новгородским улицам присвоила новые имена. Ей же все ясно было со старым миром — на горизонте маячила Мировая революция.
Правда, Газон продержался дольше многих коренных топонимов, его судьба решилась в 1930-е. Переименовали в улицу Горького. А Садовая, продолжавшая Газон от пересечения с улицей Ленинградской и до моста через реку, оставалась сама собой аж до 70-х. Тогда коммунистические власти пришли к выводу, что неправильно — направление одно, а улицы две. Какое из двух названий оставить? Тут двух мнений быть не могло. Великий пролетарский писатель и какая-то Садовая! Ну и продлили Горького до Волхова.
«Чем вам не угодил Горький?» — я много раз слышал этот вопрос. Ничем, просто это Новгород. Кстати, когда еще при жизни писателя его родной Нижний переименовали в Горький, он очень это переживал...
Илья ХОХЛОВ, Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ, научные сотрудники НГОМЗ
Подготовил к печати Василий ДУБОВСКИЙ