Четверг, 28 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Полный назад!

В XIX веке новгородцы бесплатно катались на «Антихристе»

Волхов делит Новгород на две части — Софийскую и Торговую. Это известно и понятно. О чем мы подзабыли, так о другом назначении нашей реки: до середины XX столетия это была оживлённая транспортная магистраль. Волхов бороздили пароходы, связывая город с другими населёнными пунктами.

 

Противный ветер

Появлением пароходного сообщения Новгород обязан военным поселениям. Самое раннее упоминание о таком типе судна относится к 1819 году. Пароход, предназначенный «для привода из озера Ильменя в реку Волхов во время противного ветра судов с камнем, нужным к построению жилищ военных поселений», был построен в Старорусском уезде и оснащён паровым двигателем в Новгороде. Кстати, первый в России пароход появился лишь четырьмя годами ранее — в 1815-м.

На протяжении нескольких последующих десятилетий ходили два парохода военных поселений — «Волхов» и «Ильмень». Первый — от Новгорода до «новой Чудовской дороги, идущей в село Грузино» и обратно, с несколькими остановками по пути. Маршрут другого судна пролегал по давшему ему название озеру в старорусские военные поселения.

Пароходы использовались для перевозки строительных материалов и пассажиров. Причём в числе последних были как спешившие по служебным делам военные, так и мирные жители губернии. Плата за проезд зависела от ранга пассажира и места его расположения на пароходе. С детей до двух лет плата не взималась, за детей до 13 лет уплачивалась половина положенной суммы. За отдельную плату пароходы могли также буксировать частные лодки.

Пароходы военного ведомства трудились в Новгородской губернии не один десяток лет. Однако в 1851 году «по ветхости и неблагонадёжности» сошёл с дистанции «Волхов» — первый казённый пароход «старинного устройства». А в следующем году закончил свой трудовой век «Ильмень».

И булка в придачу

Настала эра частных пароходов. Впрочем, они курсировали по Волхову с 1849 года. Это были принадлежавшие купцу Ненюкову «Пётр» и «Антреприз», который в народе почему-то именовали «Антихристом».

Незамысловатую историю развития частного пароходства на Волхове, услышанную им от местного жителя, пересказал в своей книге «На исторической реке» писатель Александр Круглов. Победитель старых, неудобных и тихоходных казённых пароходов Ненюков взвинтил цены и вообще стал «куражиться» — пассажирам навязывались билеты более дорогих классов. Недолго радовался купчина, вскоре объявились конкуренты в лице «Пароходства по Волхову».

Теперь, стремясь завоевать симпатии клиентов, Ненюков и компания снижали цены. Дошло до того, что на пароходах Ненюкова пассажиров стали возить даром, да ещё и дарить им булку. Долго такое счастье продолжаться не могло, и закончилась эта борьба соглашением о поочерёдных рейсах. Ненюкову это не помогло, в конце концов, он продал свои пароходы компании.

«Кокетка», государь!

Общество «Пароходство по Волхову» было учреждено в 1857 году вице-адмиралом Павлом фон Моллером и купцом 1-й гильдии Эммануилом Нобелем для буксировки судов и перевозки пассажиров по реке Волхов, озеру Ильмень и впадающим в него рекам между Новой Ладогой, Гостинопольской пристанью, Волховской станцией Николаевской железной дороги, Новгородом и Старой Руссой. К 1867 году общество владело четырнадцатью пароходами, из которых восемь пассажирских большого размера осуществляли перевозки между Новой Ладогой, Волховской станцией, Новгородом и Старой Руссой. Ещё два малых буксиро-пассажирских парохода и четыре малых буксирных курсировали между Волховской станцией и Старой Руссой. За один рейс пароходы общества могли перевезти до ста пятидесяти человек на малых пароходах и до четырёхсот — на больших. Кроме того, обществу принадлежали восемь грузовых судов.

Некоторые пароходы компании носили игривые имена: «Красотка», «Кокетка». И крылатые: «Бабочка», «Пчёлка», «Комар», «Чайка». Для своего времени это были довольно комфортные суда. Вот, например, отзыв пассажира 1859 года: «Красивый, лёгкий пароход «Красотка», чрезвычайно удобно устроенный, с довольно быстрым ходом (70 вёрст в три с половиною часа)».

Именно на «Красотке» и «Кокетке» прибыли в Новгород в 1862 году члены императорской семьи. Охотно пользовались этим видом транспорта и обычные жители империи: в начале 60-х годов XIX века на пароходах в Новгород прибывало ежегодно до 50 тысяч человек и ещё столько же отправлялось по Волхову к железнодорожным станциям.

Не зли капитана

Впрочем, у компании имелись не только достоинства. Работа пароходства вызывала много нареканий. Пассажиры жаловались на грубость матросов и капитана, явно наделенного слишком большими правами: по правилам компании он мог высадить не подчинявшегося ему пассажира в любом населённом пункте. И, видимо, нередко так и поступал. Кроме того, подобно купцу Ненюкову, «Пароходство по Волхову» при наличии более дешёвых билетов старалось продать дорогие. Пассажиров 1-го и 2-го классов загоняли в душные каюты: «При отличной погоде надо было отказаться от чистого воздуха и живописных берегов и отправиться в каюту, наполненную смрадом вонючих папирос и только что снятых со стола щей».

В конце XIX века в Новгороде существовали две пароходные пристани: Волховская, располагавшаяся в конце Буяновской улицы, у Лерховского бульвара, и Старорусская — в конце Большой Михайловской улицы.

Тем временем почти всё судоходство по Волхову и Ильменю перешло к купцам Забелиным. В начале XX века по Волхову ходили пароходы «Андрей Забелин», «Мария Забелина», «Отец Иоанн Кронштадтский».

Жалобы на качество обслуживания не прекращались. В 1908 году очевидец писал: «Пароход «Андрей Забелин» ходит так тихо, что один из пассажиров, немец, справедливо заметил, что скорее можно попасть из Берлина в Америку, чем из Соснинки в Гостинополье», а пароходная администрация «дошла до последних пределов самоуправства».

Кто тут сухой?

В 1924 году насчитывалось пять пароходных линий: Новгородская (между Новгородом и станцией Волхово), Старорусская (от Волхово до Старой Руссы), Гостинопольская (между станцией Волхово и городом Волховом), Мстинская (от села Холова до Новгорода) и Ловатская (от Старой Руссы до села Черенчицы с заходом в село Антипово).

А нравы все так же оставляли желать лучшего. Ходивший между Бронницей и Новгородом по Сиверсову каналу пароход «Великий Октябрь» давал такую высокую и крутую волну, что она заливала соседние челны, при этом «на пароходе ждут этого удовольствия и весело хохочут над пострадавшими».

Не лучше повели себя капитан и команда судна «Всесоюзный староста Калинин» (бывший «Отец Иоанн Кронштадтский»), ходившего от Старой Руссы до Новгорода. На их глазах стала тонуть шедшая от противоположного берега лодка с 18 пассажирами, а они «смеялись, радовались развлечению». При этом рядом с пароходом стояла свободная большая лодка, вмещающая 80 человек.

В другой раз дело и вовсе обернулось трагедией — из-за того, что пароход не сбавил ход, лодка со спешившими к нему пассажирами ударилась в лопасть пароходного колеса и перевернулась. В холодной ноябрьской воде оказалось 20 человек, двоих спасти не удалось.

«Невольно слеза набежит»

В 1944 году после освобождения Новгорода пароходное сообщение было возрождено. Были организованы линии Волхово — Новгород — Шимск (пароход «Форель») и Новгород — Мста («Усть-Луга»). В последующие годы в город возвращались старые и появлялись новые пароходы («Всесоюзный староста Калинин», «Коммунар», «Онега», «Экстра» и другие). Организовывались новые маршруты, даже внутригородской — Юрьево — Колмово.

При этом небольшой полученный по репарации финский пароход «Экстра», переименованный затем в «Волхов», занимался перевозом пассажиров с одного берега на другой. Ведь Волховский мост был разрушен немцами при отступлении.

Воспоминания об «Экстре» сохранились не только у жителей послевоенного Новгорода, но и у приезжих археологов, возобновивших раскопки в 1947 году. Небольшой пароходик даже стал частью археологического фольклора:

Раскинулся Волхов широко,
По Волхову «Экстра» спешит.
Как вспомнишь — вздохнёшь ты глубоко,
Невольно слеза набежит.

К 1960-м годам пароходы были вытеснены теплоходами. В настоящее время речной пассажирский транспорт, на протяжении полутора столетий являвшийся одним из главных в Новгородской губернии, окончательно превратился в развлечение для туристов.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ

Фото из архива НГОМЗ и Вячеслава Волхонского
 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года