Пятница, 29 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Общество новгородской цивилизации,

или Почему на Родине России не перестанут искать особые исторические смыслы

Осенью 2013 года на базе Новгородского музея-заповедника было образовано Новгородское региональное отделение Российского исторического общества. В Совет Новгородского отделения РИО вошли представители музея-заповедника, университета имени Ярослава Мудрого, архивов, библиотек, историки и краеведы.

 

РИО является продолжателем деятельности Императорского русского исторического общества, основанного в Санкт-Петербурге в 1866 году выдающимися историками, государственными деятелями, поэтами, просветителями и дипломатами. С самого начала деятельность общества патронировалась царствующим домом. После революции 1917 года оно было распущено Общим собранием Академии наук за неимением средств для продолжения своей деятельности.

Российское историческое общество возобновило свою деятельность в 2012 году. Целью организации является объединение усилий общественности, государства, ученых, творческих деятелей для объективного изучения, освещения и популяризации отечественной истории. Его учредителями стали Российская академия наук, МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский университет, МГИМО, Исторический музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Президентская и Российская государственная библиотеки и др. Возглавляет РИО директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин.

Четыре года деятельностью Новгородского отделения Российского исторического общества руководит генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья ГРИГОРЬЕВА, которая ответила на вопросы главного редактора «НВ» Игоря СВИНЦОВА.

— Почему было принято решение создать Новгородское отделение Российского исторического общества именно на базе музея-заповедника?

— Во многих областях, например в Тверской и Ленинградской, такие представительства созданы на базе университетов. Наши коллеги из Государственного исторического музея и Института археологии, которые уже представляли историческое общество, предложили создать Новгородское отделение РИО именно на базе нашего музея. Наверное, потому, что мы постоянно присутствуем в федеральной картине культурных событий и историко-культурного наследия. Для нас же было важно, используя РИО как инструмент вхождения в историческое российское сообщество, актуализировать тему «Новгород — Родина России».

— Сегодня это принимается как постулат?

— Эта тема почему-то всегда переходит в дискуссионную плоскость. Хотя уже давно разрешена учёными. Никто не спорит, что поселение на территории нынешней Старой Ладоги появляется примерно на 100 лет раньше, несомненно и то, что Ладога являлась местом княжеской резиденции. Но ладожское поселение, в отличие от Новгорода, не стало центром складывания древнерусской государственности, крупным центром древнерусской культуры. Участие в РИО позволяет нам на федеральных площадках говорить о значимости истории Новгородской земли, ее особом уникальном месте в российской истории. Поскольку именно роль Новгорода в Древней Руси, в становлении нашей государственности остается корневой и для современной России.

— Но вы музей, а не дискуссионная площадка, не лекторий...

— У музея нет миссии заниматься общеисторическими вопросами. Но благодаря РИО мы имеем возможность напрямую работать с академической наукой. В рамках общества мы развиваем и сопровождаем темы, опираясь на нашу коллекцию. А она очень разнообразна по тематике и уникальна по составу музейных предметов.

— А ваши проекты ограничены каким-то историческим периодом?

— Прежде всего мы музей древнерусского, средневекового периода. Хотя в составе Новгородского объединенного музея-заповедника есть и Музей-усадьба Суворова, и Музей Северо-Западного фронта... Конечно, у нас недостаточно таких специалистов, чтобы обращаться к современности, глубоко развивать эти темы. Но, совершенно обоснованно, пользуясь нашим присутствием в РИО, мы их создаем и сопровождаем, приглашая академических ученых для реализации конкретных проектов.

— Например, посвященные событиям Великой Отечественной войны?

— Именно. Мы не военно-исторический музей, но свою часть военной истории мы показываем. Поэтому и дальше будем сотрудничать с ведущими историками Новгорода и Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского института истории РАН — Геннадием Михайловичем Коваленко, Борисом Николаевичем Ковалёвым и другими.

А в декабре мы покажем интересный совместный проект с нашим партнером, новгородским режиссером Даниилом Донченко. Мы его назвали «Новгородский Нюрнберг». Это документальный артспектакль и выставка, посвященная судебному процессу 1947 года над немецкими военными преступниками, который проходил у нас в Новгородском кремле. Над проектом работают наши музейные специалисты Илья Хохлов и Антон Мартьянов.

— Музей впервые обращается к октябрьским событиям 1917 года. Конечно, причина и в 100-летнем юбилее. Но вы готовите очень объемный проект о Новгороде революционном.

— Это профессиональный интерес нашего музея, ведь никто из наших историков этим не занимался настолько глубоко. Оказалось, что в наших фондах есть много предметов, связанных с этими событиями. Это и вещи, и документы, и персональные истории, и даже история самого музея, связанная с хранением этих предметов. Получилось настолько интересно, что мы даже подумываем после выставки сделать экспозиционный проект. Пока еще размышляем над его формой.

— Когда откроется выставка, и чем вы хотите удивить новгородцев?

— Выставка «1917. Эхо больших надежд» откроется 3 ноября и развернется в трех выставочных залах главного здания музея. Она будет состоять из двух частей: первая познакомит посетителей с историей революционных событий, происходивших в Новгороде и на территории Новгородской губернии, вторая расскажет об истории и традициях празднования годовщины Октябрьской революции в советское время. Например, основу экспозиционного ряда первого зала составят документы, фотографии и личные вещи солдат 177-го запасного пехотного полка, которые в условиях слаборазвитой городской промышленности и малочисленности рабочих стали в 1917 году главной опорой большевиков в Новгороде. Но более не хочу удаляться в подробности выставки. Приходите, это действительно очень интересно. Кстати, проект мы смогли создать благодаря гранту фонда «История Отечества» при поддержке Российского исторического общества.

— При поддержке РИО вы реализовали еще один грантовый проект, который уже завоевал популярность у новгородцев, особенно у юных. Я говорю о фестивале «Онфим собирает друзей».

— И будем его продолжать. Это детское развитие, музейная терапия, обучение специалистов правильной трансляции истории для детей и юношества, это детское чтение вообще и детское чтение истории в частности. Фестиваль помогает детям погрузиться в историю через музейную атмосферу.

В следующем году «Онфим» дополнится еще одной площадкой, связанной с православной историей. Ведь Новгород — исторический и современный центр православия. Специалистами музея разработано более 50 направлений лекций и уроков для школ, в помощь преподавателям основ православной культуры. Мы подошли очень корректно к этой теме. Не говорим о канонах и обрядах, а рассказываем об истории православия, и развитии православной культуры на территории Новгорода. Делаем это ненавязчиво, в контексте истории нашего народа. В рамках совместной работы с нами будут сотрудничать Новгородская епархия и научное сообщество из других регионов.

— Что ещё в планах у Новгородского отделения российского исторического общества?

— Мы хотим попробовать заявить издательский проект. Сегодня нет книги по истории Великого Новгорода. Ёмкой, презентационной, документальной и при этом популярной. Она может выстроиться вокруг термина «новгородская цивилизация». Это должно быть презентационное издание — в хорошем формате, с электронным приложением.

— С каким историческим охватом?

— От древнейших времен и до современного периода.

— А термин «новгородская цивилизация» не вызывает отторжения у исторического сообщества?

— Этот термин неоднократно звучит из уст специалистов, изучающих Новгород. Кстати, он впервые введён в обиход нашим историком, писателем и публицистом Виктором Смирновым. Ну а почему не цивилизация? Ведь на самом деле её никто не смог повторить. Это именно цивилизация — организация жизни, торговля и, куда деваться, завоевания, укрепление своих позиций. Новгородцы даже чуть не изменили ход нашей истории. Уже в XII веке наши предки делали украшения из высокопробного серебра — чистота металла 99,8%. Тут даже лучшие фальшивомонетчики были, пока их «лавочку» прикрыли, целый век прошел. Сейчас над сутью книги работает наш музейный ученый совет. Перед ним сложная задача. Как совместить артефакты, исторические подтверждения, и в то же время создать некий труд, который смог бы объединить работы многих наших просветителей, таких, как Сергей Трояновский и Виктор Смирнов.

— То есть серьёзные учёные должны написать популярную книгу?

— Да. И мы думаем, что для исторического общества это может быть интересно. Будем выходить с такой просьбой — поддержать эту тему.

— Так вы постепенно в нише образования народных масс потесните локтями и высшую школу.

— В Новгородском кремле размещается Лихудов корпус — передовое для своего времени образовательное учреждение. На нас ответственность большая. Братья Лихуды оставили нам множество посланий — видимых и невидимых. На самом деле мы занимаемся своим делом. Миссия музеев едина — хранить, исследовать, популяризировать. Сегодня в музейном сообществе идёт спор-диалог, чем мы занимаемся: просвещением или коммуникацией, и какое из этих понятий выше. Мы никак не мешаем высшей школе, более того — сотрудничаем с ней.

Фото предоставлено НГОМЗ



 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года