Четверг, 26 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Балканских гор лихой дозор

Лейб-гвардии драгунский полк спешит домой

Этот год — особый для военной истории Великого Новгорода. Правда, памятные даты минули еще зимой — 200-летие Кречевицкого гарнизона и 140-летие окончания русско-турецкой войны 1877–1878 годов, в которой с честью сражался новгородский лейб-гвардии драгунский полк. Но в Новгород полк вернулся только 20 сентября. Как ожидается, этот день будет отмечен выставкой, которую при содействии музея-заповедника организует краевед Юрий Маркитанов, давно и плодотворно собирающий материалы о славном прошлом Кречевиц.

К чему такой ранний анонс? А к тому, что грядущее событие успешно отрепетировано в Санкт-Петербурге. И не где-нибудь, а в зале Нарвских триумфальных ворот. Шедевр архитектора Василия Стасова является памятником русской воинской славы, построен в ознаменование подвигов русской гвардии в Отечественной войне 1812 года и в Заграничных походах 1813–1814 годов. Выставка в честь новгородских драгун «По горам Балканским разнеслась молва о нас» продлится до 29 июля.

Кстати, на открытии заместитель директора Музея городской скульптуры Константин КАРАСЕВ (зал Нарвских ворот является отделом данного музея) напомнил, что выдающийся зодчий именно этого и хотел, чтобы триумфальные ворота имели зал воинской славы. По большому счету, местом для размещения постоянных экспозиций они стали лишь в XXI столетии. И наверняка не каждый новгородец догадывается, что здесь, на площади Стачек, стоит памятник, представляющий интерес не только снаружи.

Основу нынешней экспозиции составляют около 120 копий картин, рисунков, гравюр, фотографий и документов. Из полевой записки капитана Александра Бураго: «Имел сильную перестрелку на железной дороге. Раненых и убитых у меня нет. Наше русское авось взяло верх. Турки отступают или, вернее, бегут на деревню Станимак. Греческий посол меня принимал торжественно, поил чаем».

Разумеется, есть материалы, посвященные знаменитому бою под болгарским Новачином: в ноябре 1877-го небольшой отряд драгун, защищая орудие, не дрогнул под натиском многократно превосходящего числом врага. «В Новачинском деле геройский отряд исполнил свой долг так, как умели его исполнить наши суворовские чудо-богатыри», — скажет потом император Александр II.

«Всем известны славные дела драгун», — писали «Новгородские губернские ведомости», рассказав в номере за 23 сентября 1878 года о торжественной встрече полка городским обществом. При этом событии пожелал присутствовать Великий князь Владимир Александрович, августейший шеф полка.

Действительно, известны эти дела, можем повторить сегодня. Выставки, тем более публикации в СМИ — информации в последние годы было не так мало. Но! Во-первых, с течением времени кречевицкий сюжет обрастает новыми подробностями и деталями. Удалось же Юрию Маркитанову «идентифицировать» офицеров на портретах из памятного альбома, подаренного лейб-драгунами шефу полка. Во-вторых, если не напоминать о «чудо-богатырях»...

Ну, смотрите. Гарнизона в Кречевицах который год уже как нет. Министр Сердюков приказал, военные взяли под козырек. Музея по себе не оставили, не до того как-то оборонному ведомству. Так ведь и быльем может порасти. Офицер Маркитанов этого не хочет. И, к счастью, имеет поддержку в музейном сообществе.

Всего одна выставка, причем сравнительно небольшая. А сколько партнеров! Музей городской скульптуры — это понятно. Добавьте Эрмитаж — да-да, он самый. И Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. И Новгородский музей-заповедник, который, в частности, очень помог с подготовкой качественных иллюстраций. Плюс — поддержка со стороны Российского исторического общества, а также Новгородского общества любителей древности.

Благодарить так благодарить. У Юрия Маркитанова есть про запас несколько добрых слов и в адрес болгар.

— Речь не об официальных службах, а о простых людях, как мы с вами, — говорит Юрий Алексеевич. — Кто-то по твоей просьбе идет и фотографирует памятник русским, кто-то еще чем-то помогает. Если б не это человеческое понимание, можно было бы и загрустить. К примеру, когда обратился в библиотеку Кирилла и Мефодия в Софии, это главная болгарская библиотека, то ответа не было никакого. Я могу понять, что в Болгарии будут отмечать юбилей своей независимости весной следующего года. Но наши драгуны уже вернулись с войны...

Но не все, далеко не все. В одном только Новачинском бою полегло несколько десятков храбрецов.

Война 1877–1878 годов имела одним из важнейших итогов освобождение южных славян от турецкого гнета. Тут уж ничего не попишешь, братушки. И не перепишешь.

Фото Николая Шумилкина

РЕКЛАМА

Еще статьи

Книга Ильи Хохлова и Вячеслава Волхонского «Жил-был город… Прогулки по улицам старого Новгорода» охватывает период от Средних веков до 60-х годов XX столетия.

Большая прогулка

Музей-заповедник презентовал книгу, посвящённую истории новгородских улиц и их обитателей

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА