В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований
Одна из важнейших улиц средневекового Новгорода — Прусская — в древности шла от вала Окольного города до Покровской башни детинца. В конце XIV века при строительстве укреплений в месте их пересечения с Прусской улицей появилась каменная башня. Её остатки можно было видеть ещё несколько десятилетий назад. Среди горожан ходили легенды о существовании под нею подземных ходов...
Девять узников под валом
Летом 1933 года «раскопочная экспедиция Управления новгородских государственных музеев» под руководством Ю.В. Бошенятова исследовала остатки башни.
«Когда-то стены были скреплены связями, т.е. толстыми брёвнами, вложенными внутрь стен, — писал потом Бошенятов. — Брёвна сгнили, а на их месте остались пустоты (подобные пустотам в ряде кремлёвских башен), кажущиеся несведущим людям внутристенными ходами, но ничего общего с ними не имеющие. На этой почве возникли легенды о подземных ходах. Говорили, что из отверстия для связи ведёт ход вниз под вал. Ход закрыт железной дверью, а за нею — комната, в которой стоит старая мебель, висят иконы и находятся девять прикованных узников (живых!). Легенда явно нелепа, т.к. устройство жилых, пыточных или иного назначения помещений во внешних городских укреплениях нецелесообразно — это ослабляет мощность укрепления. Но легенда оказалась исключительно живучей: неоднократно кладоискатели пытались забраться под вал и даже производили «раскопки», приносившие, конечно, большой вред памятнику старины. Раскопки 1933 года наглядно доказали необоснованность легенды. Никаких подземных помещений, ходов под вал и т.п. обнаружено не было».
К сожалению, в результате расширения улицы после войны от «памятника старины» не осталось и следа.
И ни в чём себе отказу
Но главной достопримечательностью Прусской улицы, пожалуй, являлась церковь святого Михаила Архангела. Деревянный Михайловский храм, существовавший ещё в XII веке, в 1219–1224 годах сменил каменный. Строительство, а впоследствии и перестройки храма проводились на деньги прусского боярства — одной из основных политических сил Великого Новгорода в период расцвета Вечевой республики.
Исследования археологов показали, что в XIII веке церковь была выстроена в традициях полоцко-смоленской архитектурной школы — с богатым декором и необычным устройством алтарной части. В 1402 году посадник Кирилл Андреевич возобновил существовавший при церкви придельный храм Трёх Отроков. Во второй половине XV столетия Михайловская церковь получила статус одного из семи городских соборов, к ней были приписаны 14 ближайших храмов.
После того как Москва «приписала» к себе весь Новгород, бояре, в том числе и проживавшие на Прусской улице, были выселены на северо-восток и в центр Московского государства. Это лишило Михайловский храм многих прихожан и богатых жертвователей. С XVI века на содержание церкви деньги стали выделять из казны. Из росписи 1621 года мы узнаём, что священник на год должен был получать один рубль и 75,5 копеек, дьякон — один рубль и 12 копеек, дьячок — 30 копеек, два пономаря — 30 копеек, а 21 копейка полагалась просвирнице. Дополнительно казённые деньги предполагалось тратить «на темьян, и на ладан, и на вино полтина (50 копеек), да на свечи за пол 2 пуда воску 60 алтын (рубль 80 копеек)… да милостыни за корм, и за пиво, и за мёд годовой рубль и 3 алтына и 3 денги (рубль и 10,5 копеек)».
Впрочем, эти деньги многие годы оставались невостребованными, так как несколько десятилетий после шведского разорения Новгорода в 1611–1617 годах Михайловская церковь стояла пустой и разграбленной. Её возобновили и, видимо, в очередной раз перестроили в 1685 году.
Три батареи прихожан
К середине XIX века древний храм пребывал в запустении. Но 20 января 1854 года его посетил великий князь Михаил Николаевич, командовавший Гвардейской конной артиллерией, и прикомандировал к приходу церкви три артиллерийские батареи.
На несколько десятилетий храм стал «артиллерийским». Князь даровал колокола, отлитые из медных пушек общим весом 300 пудов, а также пожертвованные в 1862 году «серебряные вызолоченные сосуды с прибором и такой же массивный напрестольный крест». В 1864 году рядом с храмом заложили новую колокольню: её строили на собранные новгородцами средства в честь окончания Кавказской войны в бытность великого князя Михаила Николаевича наместником на Кавказе.
Тогда же основательно перестроили и сам храм. Освящение обновлённой церкви состоялось 2 октября 1866 года. Реконструкция древнего здания была неоднозначно оценена современниками. Одни считали, что «старанием и неутомимою заботливостью… полуразрушенная церковь… приведена в надлежащий вид и представляет собой благолепный трёхпридельный пятиглавый храм». Другие, в том числе историк Пётр Гусев, уже в начале XX столетия описывали новое строение как «церковь с одним куполом посередине и четырьмя ложными куполками по углам, во вкусе северных храмов времен московского упадка. Вот что очутилось на месте когда-то знаменитой соборной во XV–XVI вв. Михайловской церкви».
В ноябре 1865 года одних артиллеристов-прихожан сменили другие: к храму была приписана прибывшая в Новгород 22-я артиллерийская бригада. Её стараниями древняя церковь обросла ещё несколькими атрибутами «бога войны»: в 1882 году «для украшения колокольни-памятника» военное ведомство прислало 14 чугунных и две стальные пушки на лафетах, а в 1904 году по инициативе старосты церкви командира полковника Семёнова из чугунных пушек вокруг церкви устроили ограду.
В конце XIX века настоятелем «артиллерийского» храма был Тимофей Софийский — дед художника Мстислава Добужинского, вспоминавшего впоследствии: «Наш сад примыкал к беленькой церкви Михаила Архангела с пятью зелёными куполами, построенной в XII веке, где дед был настоятелем. Она, к сожалению, была перестроена в 1852 году, но в ней сохранился старый высокий иконостас с пятью ярусами тёмных икон, маленькие оконца были забраны старинной плетёнкой, а на внешней стороне алтарной абсиды были втиснутые в толщу стены древнейшие каменные кресты необыкновенной формы с таинственными письменами «вязью». На церковном дворе росли два вековых дуба, и трава под ними была всегда усеяна желудями, а на улице около входа в церковную усадьбу стояли на зелёных подставках-лафетах шесть старинных чугунных пушек — подарок великого князя Михаила Николаевича. Под этими лафетами расплодилось множество шампиньонов, которые мы, мальчишки, усердно собирали».
В годы советской власти церковь святого Михаила Архангела продолжала действовать, а в начале 1930-х годов после закрытия Софийского и Входоиерусалимского соборов даже получила статус кафедрального храма. Богослужения в церкви прекратились в 1942 году.
После войны в здании храма располагались жилые и общественные помещения, оно лишилось куполов. После реставрации в здании разместилась Новгородская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих «Веда».
В 1914 году на волне патриотических настроений, охвативших страну после начала Первой мировой войны, на одном из заседаний Новгородской городской думы обсуждался вопрос о замене названия улицы другим, «не напоминающим коварную Пруссию». Особенно ратовал за это гласный думы Масловский: «Это название стало неприятно в ушах, напоминая всем о ненавистных германцах, и что с подобным названием ещё может мириться человек, знакомый с археологией Новгорода и знающий истинный корень его, но огромное большинство жителей, а тем более простонародья, не знают историю, и потому не следует идти против патриотических чувств (...)».
Улицу предлагали назвать «Артиллерийской», «Новгородской», «Вознесенской» (по находившемуся там в древности храму Вознесения Христова), «Славянской» (автор этого предложения мотивировал его тем, «что его мысль совпадает с военными действиями по освобождению угнетённого славянства с тевтонами, и борьбу эту следует увековечить в памяти местного населения»).
А вот член городской управы И.С. Романцев выступил за сохранение древнего названия. Он сообщил, что название происходит не от пруссаков, а от прусов, и писать его следует с одной буквой «с». Как альтернативу Романцев предложил изменить название улицы на «Прусинская».
В итоге голоса разделились поровну — 17 против 17. Все решил голос председателя думы А.А. Соловьёва, настроенного против всякого переименования. В 1919 году советская власть дала улице созвучное эпохе имя революционера-народника Андрея Желябова. Через несколько десятилетий ей было возвращено ее историческое название.
Илья ХОХЛОВ
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ
научные сотрудники НГОМЗ