Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Одна из важнейших улиц средневекового Новгорода — Прусская — в древности шла от вала Окольного города до Покровской башни детинца. В конце XIV века при строительстве укреплений в месте их пересечения с Прусской улицей появилась каменная башня. Её остатки можно было видеть ещё несколько десятилетий назад. Среди горожан ходили легенды о существовании под нею подземных ходов...

Девять узников под валом

Летом 1933 года «раскопочная экспедиция Управления новгородских государственных музеев» под руководством Ю.В. Бошенятова исследовала остатки башни.

«Когда-то стены были скреплены связями, т.е. толстыми брёвнами, вложенными внутрь стен, — писал потом Бошенятов. — Брёвна сгнили, а на их месте остались пустоты (подобные пустотам в ряде кремлёвских башен), кажущиеся несведущим людям внутристенными ходами, но ничего общего с ними не имеющие. На этой почве возникли легенды о подземных ходах. Говорили, что из отверстия для связи ведёт ход вниз под вал. Ход закрыт железной дверью, а за нею — комната, в которой стоит старая мебель, висят иконы и находятся девять прикованных узников (живых!). Легенда явно нелепа, т.к. устройство жилых, пыточных или иного назначения помещений во внешних городских укреплениях нецелесообразно — это ослабляет мощность укрепления. Но легенда оказалась исключительно живучей: неоднократно кладоискатели пытались забраться под вал и даже производили «раскопки», приносившие, конечно, большой вред памятнику старины. Раскопки 1933 года наглядно доказали необоснованность легенды. Никаких подземных помещений, ходов под вал и т.п. обнаружено не было».

К сожалению, в результате расширения улицы после войны от «памятника старины» не осталось и следа.

И ни в чём себе отказу

Но главной достопримечательностью Прусской улицы, пожалуй, являлась церковь святого Михаила Архангела. Деревянный Михайловский храм, существовавший ещё в XII веке, в 1219–1224 годах сменил каменный. Строительство, а впоследствии и перестройки храма проводились на деньги прусского боярства — одной из основных политических сил Великого Новгорода в период расцвета Вечевой республики.

Колокольня церкви Михаила Архангела. Открытка начала 1915 г. издания В.А. Иванова из собрания Новгородского музея-заповедника

Исследования археологов показали, что в XIII веке церковь была выстроена в традициях полоцко-смоленской архитектурной школы — с богатым декором и необычным устройством алтарной части. В 1402 году посадник Кирилл Андреевич возобновил существовавший при церкви придельный храм Трёх Отроков. Во второй половине XV столетия Михайловская церковь получила статус одного из семи городских соборов, к ней были приписаны 14 ближайших храмов.

После того как Москва «приписала» к себе весь Новгород, бояре, в том числе и проживавшие на Прусской улице, были выселены на северо-восток и в центр Московского государства. Это лишило Михайловский храм многих прихожан и богатых жертвователей. С XVI века на содержание церкви деньги стали выделять из казны. Из росписи 1621 года мы узнаём, что священник на год должен был получать один рубль и 75,5 копеек, дьякон — один рубль и 12 копеек, дьячок — 30 копеек, два пономаря — 30 копеек, а 21 копейка полагалась просвирнице. Дополнительно казённые деньги предполагалось тратить «на темьян, и на ладан, и на вино полтина (50 копеек), да на свечи за пол 2 пуда воску 60 алтын (рубль 80 копеек)… да милостыни за корм, и за пиво, и за мёд годовой рубль и 3 алтына и 3 денги (рубль и 10,5 копеек)».

Впрочем, эти деньги многие годы оставались невостребованными, так как несколько десятилетий после шведского разорения Новгорода в 1611–1617 годах Михайловская церковь стояла пустой и разграбленной. Её возобновили и, видимо, в очередной раз перестроили в 1685 году.

Три батареи прихожан

К середине XIX века древний храм пребывал в запустении. Но 20 января 1854 года его посетил великий князь Михаил Николаевич, командовавший Гвардейской конной артиллерией, и прикомандировал к приходу церкви три артиллерийские батареи.

На несколько десятилетий храм стал «артиллерийским». Князь даровал колокола, отлитые из медных пушек общим весом 300 пудов, а также пожертвованные в 1862 году «серебряные вызолоченные сосуды с прибором и такой же массивный напрестольный крест». В 1864 году рядом с храмом заложили новую колокольню: её строили на собранные новгородцами средства в честь окончания Кавказской войны в бытность великого князя Михаила Николаевича наместником на Кавказе.

Тогда же основательно перестроили и сам храм. Освящение обновлённой церкви состоялось 2 октября 1866 года. Реконструкция древнего здания была неоднозначно оценена современниками. Одни считали, что «старанием и неутомимою заботливостью… полуразрушенная церковь… приведена в надлежащий вид и представляет собой благолепный трёхпридельный пятиглавый храм». Другие, в том числе историк Пётр Гусев, уже в начале XX столетия описывали новое строение как «церковь с одним куполом посередине и четырьмя ложными куполками по углам, во вкусе северных храмов времен московского упадка. Вот что очутилось на месте когда-то знаменитой соборной во XV–XVI вв. Михайловской церкви».

В ноябре 1865 года одних артиллеристов-прихожан сменили другие: к храму была приписана прибывшая в Новгород 22-я артиллерийская бригада. Её стараниями древняя церковь обросла ещё несколькими атрибутами «бога войны»: в 1882 году «для украшения колокольни-памятника» военное ведомство прислало 14 чугунных и две стальные пушки на лафетах, а в 1904 году по инициативе старосты церкви командира полковника Семёнова из чугунных пушек вокруг церкви устроили ограду.

В конце XIX века настоятелем «артиллерийского» храма был Тимофей Софийский — дед художника Мстислава Добужинского, вспоминавшего впоследствии: «Наш сад примыкал к беленькой церкви Михаила Архангела с пятью зелёными куполами, построенной в XII веке, где дед был настоятелем. Она, к сожалению, была перестроена в 1852 году, но в ней сохранился старый высокий иконостас с пятью ярусами тёмных икон, маленькие оконца были забраны старинной плетёнкой, а на внешней стороне алтарной абсиды были втиснутые в толщу стены древнейшие каменные кресты необыкновенной формы с таинственными письменами «вязью». На церковном дворе росли два вековых дуба, и трава под ними была всегда усеяна желудями, а на улице около входа в церковную усадьбу стояли на зелёных подставках-лафетах шесть старинных чугунных пушек — подарок великого князя Михаила Николаевича. Под этими лафетами расплодилось множество шампиньонов, которые мы, мальчишки, усердно собирали».

В годы советской власти церковь святого Михаила Архангела продолжала действовать, а в начале 1930-х годов после закрытия Софийского и Входоиерусалимского соборов даже получила статус кафедрального храма. Богослужения в церкви прекратились в 1942 году.

После войны в здании храма располагались жилые и общественные помещения, оно лишилось куполов. После реставрации в здании разместилась Новгородская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих «Веда».

В 1914 году на волне патриотических настроений, охвативших страну после начала Первой мировой войны, на одном из заседаний Новгородской городской думы обсуждался вопрос о замене названия улицы другим, «не напоминающим коварную Пруссию». Особенно ратовал за это гласный думы Масловский: «Это название стало неприятно в ушах, напоминая всем о ненавистных германцах, и что с подобным названием ещё может мириться человек, знакомый с археологией Новгорода и знающий истинный корень его, но огромное большинство жителей, а тем более простонародья, не знают историю, и потому не следует идти против патриотических чувств (...)».

Улицу предлагали назвать «Артиллерийской», «Новгородской», «Вознесенской» (по находившемуся там в древности храму Вознесения Христова), «Славянской» (автор этого предложения мотивировал его тем, «что его мысль совпадает с военными действиями по освобождению угнетённого славянства с тевтонами, и борьбу эту следует увековечить в памяти местного населения»).

А вот член городской управы И.С. Романцев выступил за сохранение древнего названия. Он сообщил, что название происходит не от пруссаков, а от прусов, и писать его следует с одной буквой «с». Как альтернативу Романцев предложил изменить название улицы на «Прусинская».

В итоге голоса разделились поровну — 17 против 17. Все решил голос председателя думы А.А. Соловьёва, настроенного против всякого переименования. В 1919 году советская власть дала улице созвучное эпохе имя революционера-народника Андрея Желябова. Через несколько десятилетий ей было возвращено ее историческое название.

Илья ХОХЛОВ
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ
научные сотрудники НГОМЗ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Книга Ильи Хохлова и Вячеслава Волхонского «Жил-был город… Прогулки по улицам старого Новгорода» охватывает период от Средних веков до 60-х годов XX столетия.

Большая прогулка

Музей-заповедник презентовал книгу, посвящённую истории новгородских улиц и их обитателей

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады. Открытка начала XX века. Из собрания Новгородского музея- заповедника

Где эта башня, где этот храм?

Воспоминание от начала Неревского конца

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА