Понедельник, 29 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Эклектика во всём

{thumbimage 150px 1}Они играют на инструментах со странными названиями и поразительным звучанием, своей творческой мастерской эти ребята называют знаменитый Выборгский замок, а в ближайшем будущем музыканты видят себя сидящими на Луне.

В Великом Новгороде группа «Musica Radicum», что с латыни переводится как «Музыка корней», дала сразу два концерта, один состоялся в культурном центре «Дом», второй прошёл в Центре культуры имени Рахманинова. Любопытно, что в обоих залах, столь различных по духу, группа выглядела очень органично. Те же новгородцы, что стали слушателями хотя бы одного из концертов, наверняка всей душой потянулись к собственным корням, потому что равнодушно слушать средневековые наигрыши музыкантов попросту невозможно.

Начав с озвучивания всевозможных ролевых сборов и средневековых реконструкторских ярмарок, «Musica Radicum», объединённая любовью к истории и путешествиям, очень скоро превратилась в самостоятельную группу с подвижным составом. В «Музыке корней» играют пять исполнителей, но в Великий Новгород приехали четверо - так называемый «московский» состав. Сегодня в музыкальной копилке группы средневековая и фольклорная музыка, объединяющая западноевропейскую мелодику с исполнительской практикой Восточной Европы, гармониями Ближнего Востока и звуками архаичных культур Евразии. Сами ребята уверяют, что холодному академическому подходу предпочитают «дионисийский» экстаз средневековых шпильманов, рожденный в пламени импровизации и божественного вдохновения.

Корреспондент «НВ» пробралась в импровизированную гримерку перед одним из концертов и задала ребятам свои вопросы.

- Откуда ваши инструменты?

Кирилл: Я играю на ударных, привезённых из Ирана и Турции. В принципе у музыкантов, желающих играть на необычных инструментах, есть только два пути: делать их на заказ или ехать на родину инструмента. Мой барабан, а по-персидски - тонбак, отличается сложной техникой игры и необычным звуком, используется в классической иранской музыке. С тонбаком я встретился на ю-тубе, послушал, влюбился, заказал и начал осваивать.

Снежана: В моём арсенале - две волынки: одна испанская, вторая французская. Ну и фидель - средневековый инструмент, предок скрипки и альта. Огромное количество изображений этого инструмента можно найти на картинах и гобеленах. Особенность его в том, что он имеет жильные струны, кроме того, их пять, а не четыре, как на современных смычковых. В итоге получается пронзительный скрипучий звук.

Дмитрий: Мои инструменты из Сирии и Турции: уд - дедушка гитары, и саз - из Турции. Гриф саза подразделён на четверть тона, что естественно для арабской, восточной музыки.

Илья: вообще, я перкуссионист, играю на дарбуке и давуле. Давул - это большой, с двух сторон обтянутый барабан, который задаёт основную партию. Давул - сердце нашего
ансамбля, волынка - его лёгкие, тонбак - глаза, ну а струнные - это жилы.

- Мне кажется, что такие инструменты - недешёвое удовольствие?

Дмитрий: Волынки стоят не менее 1200 евро в зависимости от дерева. Главное, чтобы человек умел играть. Тогда всё это окупается. Да и вообще, хороший музыкант не будет играть на плохом инструменте.

- Значит, вы музыканты хорошие... А кто научил вас быть такими?

Дмитрий: Любое обучение - это прежде всего самостоятельная работа. Конечно, ты общаешься с носителем знания, смотришь видео, слушаешь альбомы. Но, в конечном счёте, всё зависит от тебя. У музыкантов есть слэнг - человеко-часы: чем больше высидишь с инструментом, тем лучше. Но есть и особенности... Я вот обучался на классической гитаре и на эстрадно-джазовой, и после обучения у меня исчезло всякое желание играть. Любовь к музыке вернулась только благодаря увлечению фольклором. Ничто не вызывает такого отторжения, как принудительная игра.

- В вашей группе звучат инструменты из Сирии, Ирана, Франции, Турции. Не мучаетесь вопросом, что с чем сочетается?

Снежана: В нашем ансамбле жёстких рамок нет. Вокруг полно тех, кто считает, что средневековую музыку нужно играть на аутентичных инструментах, но мы так не считаем.

Дмитрий: Вот у меня по материнской линии в роду финно-угры, а по отцовской - украинцы. И как, спрашивается, это должно сочетаться? Сейчас не проблема найти ноты. Но ноты - это не более чем запись. А вот чтобы сыграть, нужно услышать музыку от носителя. Так как это невозможно, мы просто ищем. Правды не знает никто. Веков через семь люди будут покупать старые синтезаторы, петь песни Юры Шатунова и говорить: «Мы играем аутентичную музыку». И как это будет звучать?

- А вообще, как будет выглядеть мир через 7 веков?

Дмитрий: Я думаю, что через 7 веков будут жабры у людей.

Снежана: Считаю, что наша группа будет сидеть на Луне и смотреть вниз, на тех, кто до Луны ещё не добрался.

Илья: А я надеюсь, что через 7 веков сбудется мечта любой музыкальной группы: у талантливых людей появятся хорошие спонсоры.

Мария КЛАПАТНЮК

Фото из архива группы
«Musica Radicum»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура