Понедельник, 10 ноября 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Башмак в искусстве

{thumbimage 150px 1}В начале июля городской Выставочный центр Великого Новгорода, расположенный в «Диалоге», отметит ровно год своего существования. Как чувствовали себя произведения искусства и зрители в необычных для галереи помещениях, почему Церетели не вырвался в лидеры и что такое «Башмак в искусстве», «НВ» рассказывает Сергей ПУХАЧЕВ, совладелец Центра.

{thumbimage 150px 1}В начале июля городской Выставочный центр Великого Новгорода, расположенный в «Диалоге», отметит ровно год своего существования. Как чувствовали себя произведения искусства и зрители в необычных для галереи помещениях, почему Церетели не вырвался в лидеры и что такое «Башмак в искусстве», «НВ» рассказывает Сергей ПУХАЧЕВ, совладелец Центра.
 
— С новым годом, Сергей Борисович! Точную дату начала работы Выставочного центра помните?
— Боюсь, что нет, столько всего за это время произошло. Запомнились только опасения, когда развешивали первые картины (они, кстати, были новгородских художников): полуподвальное помещение, температурный режим, освещение, влажность… Но всё прошло отлично. Выставка состоялась, а Центр закрылся до осени...
— …чтобы открыться экспозицией «Портрет минус фотография», о которой потом писали «НВ», и грандиозным Зурабом Церетели в большом зале. Но ведь все это время Выставочный центр в вашем лице занимался техническим оснащением и налаживанием контактов?
— Так получилось, что зал задышал, заработал. Технические вопросы мы решили, помогли мэрия и корпорация «Сплав», а вот с приглашениями, поначалу особенно, было очень напряженно. Цитирую свои переговоры с питерским культурным центром «Пушкинская, 10»: «Откуда? Из Великого Новгорода? Так мы у вас были пару лет назад, нам сказали, что мы вам неинтересны».  Больших трудов стоило доказать, что их время для Новгорода уже пришло. «Пушкинская, 10» — это уникальный комплекс мастерских художников и студий самых известных музыкантов. И сегодня у меня есть твердая убежденность, что мы все-таки образуем в нашем городе пространство для современного искусства.
— Вы часто говорите о нехватке этого самого «современного искусства». Что, с имиджем Новгорода как древнего русского города мы уже немного перестарались, и он довлеет над нами?
— В какой-то степени, да. Великий Новгород — средоточие прекрасной древности, но он не должен в ней замыкаться. Я и Выставочный центр открывал именно для того, что просвещать новгородцев. Надо модернизировать художественное сознание наших с вами соотечественников. Современное искусство — непростое для восприятия, безусловно, чтобы его понимать, нужно знать корни. Признано — оно все выросло из классики, из той же древнерусской живописи, если уж совсем кратко.
— Некоторые экспозиции Центра, как мне показалось, уж очень далеки от целей просвещения. Например, оплавленные виниловые пластинки. Это же явный эпатаж,  чтобы публику привлечь и деньги в кассу заодно. Не победил ли в вас, Сергей Борисович, коммерсант искусствоведа?
— Центр — конечно, коммерческое предприятие, но пока финансовыми успехами похвалиться не можем. Знаете, делая ставку на произведения Зураба Церетели, мы недооценили тягу новгородцев к классическим жанровым картинам, к историческим сюжетам. А их нам дала выставка художников Академии Глазунова. Именно она побила рекорд посещаемости — четыре тысячи человек. Церетели проиграл.
Перекрученные старые пластинки, превращенные в Дон-Кихота, или женские трусики (они у меня, кстати, до сих пор в кабинете находятся) — это же восхитительная перемена! Вы могли бы к «Винилу» добавить еще  «Личное дело. Леня Николаев. Эклектика»». Это первая выставка серии, которую мы называем «Один человек». Вторая будет уже в августе, «Александр Кочевник». Я убежден, что один в поле воин, поэтому не люблю размышлять «от имени народа». Я всегда спрашиваю: а лично ты что сделал, чем ты интересен? Эта серия, может быть, и не художественная, но она рассказывает о том, что вокруг единичного экземпляра человека происходят события, которые могут быть любопытны многим. Это просвещение антропологическое.
— Так близко ли достижение просвещенческой цели?
— Дальше, чем вы можете себе представить. За эти 23 выставки, что состоялись в течение года, Центр получил несколько преданных зрителей. Это дамы повыше бальзаковского возраста и любознательные студенты. Город надо «перетачивать», для этого у нас есть силы и время.
— Тогда поговорим о том, что впереди.
— Нам во многом приходится идти по стопам культурных столиц. Мне за это не стыдно, это чужой опыт, который нужно использовать. Рано или поздно, но и Новгород «выстрелит». Что нам, не найти в Америке какую-нибудь выставку, от которой они там устали, а у нас это будет скандал и к нам поедут Москва и Питер? Легко.
А пока самое ближайшее событие — это открытие 3 июля в рамках перекрестного Года Франции и России выставки Жака Эбера из Бордо. Он самодеятельный художник и большой патриот родного города и его вина. Все это он частично привезет с собой. Антураж экспозиции, надеюсь, дополнят франкоговорящие новгородцы и просто любители французской культуры. Эбер покажет 40 своих картин и расскажет о том, как горячо он любит еще и Россию, поскольку женат на русской, а его сын-пианист предпочитает исполнять Рахманинова.
На самом деле предварительно план-график выставок городского Центра расписан с заходом на 2011 год. В августе ждем научно-популярный проект фонда Михаила Шемякина под названием «Шар в искусстве». Оговорюсь сразу: если хватит денег, то новгородцев ждет экспозиция, по поводу которой стоит поразмышлять. Шемякин по всему миру подбирает произведения, где изображен шар. У него есть еще две аналогичных — «Башмак в искусстве» и «Смерть в искусстве».
Предвосхищая вопрос, скажу, что будут и новгородцы, и петербуржцы, и москвичи. И живопись, и скульптура, и фотография, и предметы коллекционирования — лишь бы было интересно. Но особо хотел бы отметить грядущий, осенний проект «Кибоко: Кения — Петербург — Великий Новгород»». Это маски, их авторы — американец Марк Шефлен и его друзья. Выставка интерактивная, помимо готовых предметов, с того, кто не подвержен суевериям, прямо на выставке снимут гипсовую маску  и раскрасят.
— Уж простите, я подглядела в вашем списке много очень неоднозначных и знаменитых имен. Они будут удовлетворены размерами Центра, его условиями? Ведь, говорят, что селебрити капризны.
— Угадали, но дело не в капризах. Работы некоторых из тех, кого мы намерены пригласить, оцениваются достаточно дорого, они застрахованы, требуют определенного климатического режима, статуса и охраны. Мы пока дать всего этого не можем, а потому договорились с Натальей Григорьевой, новым директором Новгородского музея-заповедника о том, что сможем размещать такие выставки у них. Речь идет как раз о том же Михаиле Шемякине, школе акварели Сергея Андрияки,  Никасе Сафронове.
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Будет интересно!

Будет интересно!

Максим Замшев написал новый роман и не боится ходить по улицам

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 06.11.2025 года

РЕКЛАМА