Воскресенье, 08 сентября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

Без коня и жизнь не та

Расписные кони из дерева стали основой коллекции Никиты Никитина.

Расписные кони из дерева стали основой коллекции Никиты Никитина.

Фото: Елены КУЗЬМИНОЙ

Если соберётесь в областную библиотеку в Новгородском кремле, не поленитесь, поднимитесь на второй этаж — и по пути в читальный зал найдёте то, что обязательно заставит остановиться минимум на полчаса, а может, и больше. 

В витринах холла здесь работает выставка «Мой верный конь» — несколько полок уставлены десятками деревянных фигурок коней, троек, повозок и саней, запряжённых лошадьми, качалок и каталок, и рассмотреть хочется каждую. Хвостатая коллекция принадлежит новгородцу, участнику фольклорного театра «Круговина» Никите Никитину и уже не первый месяц путешествует по различным выставкам не только в Новгородской области, но и за её пределами. 

Лошадка-качалка 

Началось всё очень просто. В 2012 году Никита заглянул на ярмарку «Никольский торг» в культурный центр «Диалог» в Великом Новгороде и не смог удержаться от покупки — сегодня это, пожалуй, самый миниатюрный представитель его коллекции: лошадка-качалка, сделанная руководителем школы традиционной культуры «Параскева» Павлом Лоскутовым. «Он сейчас уже таких не делает». 

— А потом родилась идея: хочу что-то коллекционировать, — вспоминает новгородец. — Как мои друзья. Кто-то фигурки котов собирает, кто-то — колокольчики.

В России конь всегда был особенным животным. Это и надёжный помощник в хозяйстве, и преданный друг — в мирные годы и в смутные. Множество казацких песен — о коне. В день памяти святых Флора и Лавра, покровителей лошадей, этим терпеливым трудягам было принято устраивать выходной. 

— Конь был символом силы движения солнца, светлым персонажем народного фольклора, — говорит наш собеседник. 

Лошадки разных размеров всегда были лучшей игрушкой для мальчиков — и в Средние века, и в XX столетии. Маленькие фигурки коней не раз находили во время археологических раскопок в Великом Новгороде, а в семейном фотоархиве Никиты есть фото, на котором он ещё мальчишкой оседлал пластмассового коня. 

Коники мои

Коллекция Никиты становится всё многочисленней. Он помнит историю появления каждого вновь прибывшего. В собрании есть похожие фигурки, но ни одной одинаковой. Они сделаны неточной рукой человека, а не на станке, поэтому все разные. Как и их авторы. 

Отовсюду, где бывает (а ездит новгородец с «Круговиной» по этнографическим экспедициям и фестивалям много), он старается привезти нового коня. И, конечно, собрание прирастает стараниями друзей и родных, которым теперь не надо ломать голову над тем, что дарить собирателю. Он не считал, сколько сивок уже собралось на полках в его квартире, но уверен, что не меньше 90. 

Часть коников, как он называет своих деревянных подопечных, — современные творения сегодняшних мастеров. Часть — стилизации традиционных игрушек из разных российских регионов. Есть кони, сплетённые из бересты, — от руководителя студии «Новгородская береста» Владимира Ярыша. Не забыт конёк-горбунок — куда без него. Ещё часть фигурок — повторение архаичных форм. Не такие изящные, но оттого ещё более трогательные. Ничего удивительного, ведь когда-то главным инструментом для создания игрушки был только топор. 

Во Владимирской области эти игрушки так и называли — топорными. В коллекции новгородца их можно найти. Как и коней с Вологодчины, из Казани, Пскова, Архангельской области с традиционной сочной мезенской росписью в чёрно-красных цветах, из игрушечной столицы России — подмосковного Сергиева Посада, где местные мастера славились умением вырезать и расписывать коней из дерева. 

Есть в коллекции и иностранцы — несколько фигурок из Армении и Грузии. 

— В Армении найти фигурку коня на миниатюрных колёсах труда не составило, — говорит Никита, — а в Грузии пришлось поискать. Зашёл случайно в какой-то ларёк, смотрю — сидит мастер, деревом торгует. Его фигурка не очень похожа на коника, но он заверил, что это конь.

К сожалению, география российских городов, где были свои традиции создания и росписи деревянных фигурок лошадей, становится всё уже. Никита очень хотел купить коника у мастеров в нижегородском селе Новинки — не успел. В Сергиевом Посаде традиция тоже угасла. 

Тем больше у новгородца причин пополнять своё собрание новыми образцами. И на интервью он пришёл не с пустыми руками — с двумя новыми лошадками, которых тут же поместил за стекло. Кстати, выставка в кремлёвке будет работать до 30 сентября. Ещё есть время, чтобы увидеть её.

РЕКЛАМА

Еще статьи

За 14 недель «Новгородского лета» прошло более 2000 мероприятий. В них приняли участие свыше 400 тысяч гостей и зрителей.

До свидания, «Новгородское лето»!

Губернаторский проект в этом году собрал рекордное число участников

04.09.2024 | Культура

Каждый видит свою грушу.

Грушевое лето

Поклонники художника Николая Локотькова создали целую галерею реплик на творчество мастера

04.09.2024 | Культура

Почти сезон

Новгородский театр драмы готовится к встрече со зрителем чередой премьер

21.08.2024 | Культура

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 04.09.2024 года

РЕКЛАМА