Среда, 24 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

«Посвящается Гале»

Воспоминания Евгении Молчановой о военном детстве вошли в проект Музея Северо-Западного фронта «Истории Победы».

Воспоминания Евгении Молчановой о военном детстве вошли в проект Музея Северо-Западного фронта «Истории Победы».

Фото: предоставлено Музеем Северо-Западного фронта

Маленькой Евгении удалось выжить на оккупированной немцами территории только благодаря старшей сестре

Когда Евгения Алексеевна МОЛЧАНОВА взялась за написание воспоминаний о военном детстве, её спасительницы уже не было на этом свете. Тем более хотелось рассказать и оставить эту память детям и внукам.

Перед самой войной, это уже был июнь 1941 года, внезапно умерла мама. В Ленинград приехала бабушка, помогла с похоронами и забрала детей к себе в Старую Руссу. Казалось, на время.

22 июня. «Бабушка, что такое война?» Бабушка берёт Женю на руки, крепко прижимает к себе, плачет: «Я буду за вас молиться…»

В ноябре закончились продукты. Ничего не оставалось, как побираться. Бабушка отправляла девочек — Галю с Женей. Гале было 10, Жене — только 4. Самый младший — братик Витя — оставался дома.

Однажды их увидел немец, сидевший на втором этаже кирпичного дома и уплетавший что-то из котелка. Он весело махнул Жене рукой, поманил и, смеясь, вылил содержимое котелка ей на голову.

Как-то немцы пришли к ним в дом. Ударили бабушку прикладом по голове и забрали всех троих внуков. Привели во двор госпиталя, где уже было много подростков и детей, собранных для сдачи крови. Потом заперли всех в церкви. Спустя несколько суток мальчишки откопали старый проход к реке, и все разбежались по домам. Бабушка от радости долго не могла успокоиться. Накормила, помыла, переодела, уложила спать. Но что будет дальше? Рано утром пришли две молодые женщины: «Надо уходить!» Их отвели за город, в деревню Медведково, где находился детский дом. Бабушка принесла Жене куклу, Вите — паровозик, а Гале — «Русские сказки», чтобы читала всем детям. Зимой Галя получила из Руссы записку о том, что бабушку убили немцы.

Медведково было на границе Партизанского края. Несколько месяцев немцев тут не было. Но в начале июня 1942 года нагрянули каратели, детей погрузили в фургоны и привезли на привокзальную площадь в Руссу. Группа подростков попыталась сбежать — их тут же расстреляли.

В поезде было душно, нечего было пить, дети умирали от обезвоживания. Вагон открыли в Порхове…

Потом был детдом в деревне Молочище. Многих детишек, ослабших в дороге, заносили на руках. В доме было самообслуживание. Главной среди ребят была Галя. Каким-то чудом она сохранила бабушкину книжку со сказками. Вскоре все знали их наизусть.

Был солнечный день. Галя впервые разрешила сестрёнке встать после болезни. «Радостные, мы вдвоём подошли к кроватке Вити, я посмотрела и тихо, заикаясь, сказала, что он спит. А Галя громко заплакала: Витя умер». Братик так и не перенёс того, что фашисты брали у него кровь. Он тихо угас.

Евгения Молчанова со старшей сестрой Галиной. Фото из личного архива Евгении МОЛЧАНОВОЙ

Пройдут десятилетия, и Евгения Алексеевна снова побывает в этих местах. Будет встречаться с людьми, искать какие-то следы военных лет, документы. В руки к ней попадёт и такой: «Список умерших детей, находящихся в период немецко-фашистской оккупации по Молочищенскому детскому дому…». Два листа. Витя Антонов — тоже там.

Взрослым человеком она постигнет масштаб народной беды и гордого сопротивления — несмотря ни на какие зверства оккупантов. При этом она вспомнит и одного странного немца из ноября 1943 года. Тогда в Молочище прибыли оккупанты, чтобы сжечь деревню, и партизаны спасали жителей и детей, шёл бой. Этот немец помогал увести детей из уже загоревшегося дома.

Она узнает его имя из книги начальника политотдела Ленинградской 3-й партизанской бригады Михаила Воскресенского «Герман ведёт свою бригаду». Звали его Альберт, он был убеждённым антифашистом, в самом начале войны сдался в плен. Благодаря ему на Псковщине появилась целая группа немцев-партизан.

А в тот ноябрьский день они бежали, спасаясь от карателей. И по ним стреляли. Тяжело ранило Катю, их добрую воспитательницу, которая была с ними ещё со Старой Руссы. И ранило Галю. Но она, не замечая этого, бегала по полю, ища сестру. Нашла в стороне от других — по красневшему Жениному пальто. Осколок, затаившийся в теле у Гали, извлекут, когда она станет уже совсем взрослой и ей нужно будет рожать. Ребёночка она тогда потеряет.

В Порховском районе есть памятник деревне Красухе, сожжённой фашистами вместе с жителями. Женщина, сидящая на холме, неотрывно смотрит на поле. Евгении Алексеевне она напоминает бабушку: «Она отдыхает, но горькие думы тревожат её, она очень ждёт нас, беспокоится, что сказать сыну о детях».

В апреле 1944-го в очередной в её жизни детдом приедет папа. Полковник-железнодорожник Антонов уже не чаял увидеть дочерей. Ему ещё в первый год войны сказали, что они попали под бомбёжку, будучи отправленными в эвакуацию.

«Выжить в те военные годы я смогла только благодаря заботам моей старшей сестры Гали, — пишет Евгения Молчанова. — Она отдавала мне последний кусочек хлеба, подбадривала меня и никогда не жаловалась на трудности».

Муж Евгении Алексеевны Анатолий Владимирович Молчанов был блокадником. В мире и согласии они прожили 50 лет. Возможно, это она сделала его, океанолога, поэтом. Писать стихи он начал уже в 1970-е. О пережитом, о тяжких испытаниях, о своём поколении.

Мы — счастливое поколенье:

Есть что вспомнить и чем гордиться,

Перед чем преклонить колени,

Что хранить в серебре традиций.

Да, изведали мы сверх меры

Тягот, бедствий, горя-печали,

Но нигде не теряли веры,

Человека в себе не теряли.

Но зато и свершений радость,

И Победы великой счастье

Были нам такою наградой,

Что никто отобрать не властен.

Вы, кто прошлое мажет дёгтем,

Унижая нас сожаленьем,

Так, наверно, и не поймёте

Счастья нашего поколения.

Наше время прошло мгновеньем,

Чтоб в истории утвердиться.

Мы — счастливое поколение,

Есть что вспомнить и чем гордиться!

Евгения Алексеевна и Анатолий Владимирович воспитали двоих детей. Евгения Алексеевна уже прабабушка, у неё есть правнучка София.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Герой Советского Союза Ф.А. Харченко (справа) беседует с командирами частей 13-го стрелкового полка 2-й стрелковой дивизии 59-й армии Волховского фронта. 1943 год.

Спасал Спасителя

В январе 1944-го снайпер Фёдор Харченко нашёл на руинах Нередицы суровый лик, глядевший с укоризной

Двигаясь с высокой скоростью, небольшие группы боевых пулемётных аэросаней в сопровождении лыжников сбивали немногочисленные немецкие заслоны, не ожидавшие стремительного нападения.

Ильменский плацдарм

Неизвестные герои «ледового десанта»

К 20-летию Победы в Великой Отечественной войне танк был установлен на территории новгородского кремля, а затем перемещён в экспозицию мемориала «Освобождение Новгорода».

Летучая рота

В материалах, публикуемых под этой рубрикой, мы рассказываем о людях, но в данном случае речь пойдёт о танке. Причём об известном каждому новгородцу танке Т-70

Вместе с отрядом «Находка» в лесу вблизи деревни Васильевщина работали ребята из Великого Новгорода и Демянска.

Он сражался за Родину

В Демянском районе найден красноармеец, погибший неподалёку от своей деревни

«Сколько лет пролетело, но закроешь глаза и видишь всё-всё…»

Ну, здравствуйте, Григорий Захарович

Как заметка в газете помогла найти родственников погибшего солдата

Самуил Гольберг со своей старшей дочерью Любой.

«Если не приду, значит, меня нет»

Так сказал пленный лётчик, уходя на допрос

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года