Но жизнь у многодетной семьи пошла в гору после переезда в деревню Горки
— И не больно!
Федя поднимается и маленькими, но скорыми шажочками торопится на поле. Там мумуки!
— Первым делом будет их считать, — улыбается мама.
— Восемь-девять, — начинает малыш.
Федя любит цифру «восемь». Любит, и всё. Может, ему сказали, что их самих восемь: мама, папа, два брата, три сестрёнки и он, самый младший. Третий годик ему.
Ивановых в деревне Горки больше всех. Да и кто тут есть-то? Пара домов — за дачниками. Ещё несколько — за постоянными жителями. Всего несколько километров от райцентра — посёлка Волот. Но очень укромно: ни тебе дорожных указателей, ни номеров.
— Так и что? — говорит Елена ИВАНОВА. — Мы не заблудимся, другим тут неинтересно.
Супругам Ивановым — Елене и Дмитрию — тут интересно уже девять лет. Сами они с Вологодчины. Как и четверо их старших детей — Егор, Варвара, Дарья и Емельян. А Екатерина и Фёдор родились уже здесь, на новгородской земле.
Дети — главная причина смены места жительства.
— Мы жили в городе Сокол, где основное производство — целлюлозно-бумажный комбинат, — рассказывает Елена. — У одного ребёнка — проблемы со здоровьем, у другого… Муж сказал: «Всё, хватит, едем в деревню!». Дима — человек деревенский, работы никакой не боится. Но заработать более или менее нормально, чтобы хватало и на жизнь, и на лечение, и на образование, не получалось. В Волотовском районе «Новгородский бекон» открывал ферму, мы и решились на ещё более дальний переезд. И не пожалели: материально нам стало легче.
Елена работала зоотехником, потом стала начальником фермы. Дмитрий трудился механизатором. Но на пятом году новгородской жизни Ивановы создали своё крестьянско-фермерское хозяйство. Потом Елена прошла конкурсный отбор среди начинающих КФХ области на получение грантов. 2 миллиона 845 тысяч рублей — весомая поддержка. Это позволило приобрести племенной скот — 8 нетелей айрширской породы, сельскохозяйственную технику и земельный участок площадью 86 гектаров. Ещё 198 гектаров безвозмездно предоставил район в рамках программы «Новгородский гектар». Сейчас фермерское стадо — 21 корова и 10 тёлочек. Порода — продуктивная и неприхотливая.
Строить традиционную ферму нет надобности. Навес со стойловыми местами, правда, не помешал бы. Молодняк Ивановы не продают, продолжая постепенное расширение хозяйства.
Каждый год — какая-нибудь приятная для них самих новинка. Например, недавно запустили новый охладитель молока. Можно было бы уже замахнуться и на собственную переработку, ведь только продавать молоко — не самый прибыльный бизнес. Между закупочной ценой и готовой молочной продукцией — большая разница. А между маленькой семьёй и большой? Один самокат или велосипед покупать или шесть?
Егор, можно сказать, уже выпорхнул из родительского гнезда: он — курсант военного училища. Как и мечтал. Он за неё боролся, свою мечту. Врачи поставили неблагоприятный диагноз, а Егор, занявшись физкультурой и укрепив свой организм, снял это препятствие. По словам Елены, многое дала сыну Солецкая кадетская школа. Жаль, если её всё же не станет.
Теперь в очереди на учёбу в городе — Варя с Дашей. Не квартиру, так хотя бы комнату в Новгороде родители уже купили. Оплачивают репетиторов. А среднему сыну Емельяну дана возможность получить музыкальное образование. Впрочем, в их семье никому медведь на ухо не наступил.
— Это от Димы, — уверена Елена. — Он у нас когда-то в народном ансамбле участвовал.
Варя видит себя только в медицине. Когда оказалась в областной больнице, только утвердилась в своём намерении. Пообщалась с медсёстрами, с врачами — они такие отзывчивые. Всё, она пойдёт в колледж. Для начала. Хочет помогать детям.
Даша ещё не определилась. Хотя видно, что очень любит животных. Даже самая строптивая корова у неё — как шёлковая.
Хотя если про дойку, то тут вне конкуренции Дмитрий. Он и сам ко всем своим мужским делам — тракториста, сварщика, строителя, плотника и бог весть кого ещё — дояра приплюсовал. Так вот в стаде есть корова, которая предпочитает доиться только у него. Как увидит, что у аппарата Елена — сразу уходит в конец стада.
Когда Елена рассказывала о своих детях, невольно возник вопрос: а кто же фермерствовать будет? Что, родителям всю жизнь, как говорится, отдуваться? Стоп. Во-первых, они сами завели такую большую семью. И говорят, что ни разу об этом не пожалели. Во-вторых, им очень хочется, чтобы их дети имели возможность развиваться и выбрать дело по душе в самостоятельной жизни. В-третьих… Да всё же получается. В городе где столько денег было бы набраться?
Тут же, что ни говори, хозяйство кормит. А детишки, они же все — помощники. Если и разъедутся потом, так что же тут поделать?
Родители их не ограничивают — такое воспитание. Построили дом — небольшой, но новый. Опять же исходя из бюджета КФХ. Так, вагонка на стенах не крашена. Тоже экономия, что ли? Вовсе нет. Младшенькие-то, нет-нет, да и нарисуют что-нибудь. Вот как подрастут, так и получат — по шкурке наждачки. Почистят и сами же покрасят.
Фёдор — вот на кого надежда. Его не то что в Горках — в области знают как Фермера. С лёгкой руки Ивана Пиреева, главы фермерской ассоциации, — он так назвал мальчугана. И немудрено: Федя, ещё не родившись, ездил с мамой на учёбу в Новгород. А потом мирно посапывал в люльке, никому не мешая заниматься. К своим двум с половиной годам он умеет встать и не жаловаться. Это уже много.
Ивановым многие говорят, мол, вы всё сами да сами. А они такие и есть — привыкли рассчитывать на самих себя.
— Папа, привет! — Елена окликнула дедушку из соседнего дома.
Отца они забрали с Вологодчины: не оставлять же одного. Сейчас ему уже 86. И поди ж ты — взял топорик, чтоб нарубить дровишек для печи.
Как жизнь крестьянская? Хорошо, говорит. Поездил, мол, по шарику земному. И снежную пустыню видел, и песчаную. А уж в русской-то деревне чем не жизнь?
Елена показывает тёлочку:
— Ведь как все, да? Как мы за неё переживали. Родилась — встать не может. День, другой. Не ест, насильно молоком поили. Когда поднялась, мы просто взмолились: «Господи, ну неужели нам удалось её спасти?».
И соловьи по утрам. И черёмуха. Правда, чем не жизнь?
Теги: Новгородская область, Волот, АПК