Понедельник, 29 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Фермеры в натуре

В цехе по переработке молока Виктор Корленков — как дома.

В цехе по переработке молока Виктор Корленков — как дома.

Фото: Василий Дубовский

В бывшем колхозе имени Ленина выпускают молочную продукцию «как для себя»

Торговую марку фирмы «Агро-Волок» знают давно и хорошо как в Боровичском районе, так и за его пределами. Масло, творог, сыр — всё должно быть натуральным (да-да, никаких добавок!), вкусным и при этом доступным. На том и стоит бизнес семьи Корленковых.

Люди они гостеприимные. Мы — на порог, а там — пирог. Вишнёвый. 

— Почаёвничаем? — приглашает Александр Викторович. 

В прошлом старший из Корленковых был председателем колхоза имени Ленина. А его общий колхозный стаж — 37 лет. Ровно в тот день и исполнилось, когда «НВ» заглянули в деревню Волок Боровичского района. Выяснилось также, что день этот у него расписан. И Александр Викторович препоручил прессу заботам Виктора Александровича. 

«Агро-Волок» един в двух лицах: это и ООО, которое за отцом, и КФХ, которое за сыном. Заботы у них общие, но пути решения проблем, бывает, видят по-разному. И чья линия побеждает? 

— Государственная, — улыбается Виктор.

Не всё годно, что выгодно

Хозяйство КОРЛЕНКОВЫХ — как колхозный участок. 600 голов КРС, в том числе 400 — дойного стада. Стабильно высокие надои — в среднем более 5000 килограммов молока в год от коровы. Ещё немного поднапрячься, и показатель будет на уровне, позволяющем иметь статус племенного хозяйства. Полторы тысячи гектаров земли в обороте, более 70 работников заняты летом, зимой — поменьше. По словам фермера, это немного: в Удмуртии, Чувашии, Татарстане работают предприятия, которые в разы превосходят наши масштабы.

Чтобы уверенно открывать двери торговых сетей, сыр надо производить не десятками и даже не сотнями килограммов, а тоннами. Как приподняться «Агро-Волоку»? Была попытка вернуть к жизни остатки двух коллективных хозяйств в соседнем районе. К сожалению, от инвестиционного проекта пришлось отказаться — некому работать!

Корленковы занялись переработкой (и продолжают её развивать) в силу элементарной экономической логики: это рентабельнее, чем просто продавать молоко. Казалось бы, если исходить из одной только выгоды, то зачем вообще держать коров? Покупай молоко и перерабатывай. 

— Кто-то так и делает, — говорит Виктор. — Но для нас это неприемлемо. Всё равно что вытащить фундамент из-под здания. Наш бизнес — это полная производственная цепочка и ответственность за конечный результат. Качественные корма, качественное стадо, качественные продукты. Честное слово, они не залёживаются на прилавке.

Чтоб совсем уж понятнее, он привёл пример из отчётности одного из «заводиков»: завезли 3 тонны молока и произвели 6 тонн сыра. Не может быть! Ведь по-нормальному — соотношение 12 к 1. Но было же! Думайте, вникайте, информация о производителях есть в Интернете. 

Мельникова к газете
Зелёного корма для фермерского стада будет заготовлено впрок.

Будет время — расскажу

Виктор вырос на селе. Помогал родителям. Если председатель сам доил собственных коров, то его сын утром отвозил на тачке молоко в приёмный пункт, а вечером брал косу и шёл в поле. Но он не ветврач, как отец. Не агроном, не зоотехник. Он — военный топограф. Диплом оказался пропуском на работу в администрацию. Позвали в КУМИ, мол, почти по специальности. 

— Там от топографии был минимум, — рассказывает Виктор Корленков, — а остальное — законодательная база, которая ещё только нарабатывалась. Возможно, когда-нибудь напишу мемуары «Как я был чиновником». Или даже «Как я пытался стать главой района» — два раза баллотировался. Пять лет назад, завязав административную карьеру тугим узлом, я пришёл к отцу: «Папа, ты не хочешь поделиться опытом?».

Александр Викторович совсем не против, чтобы и внук, полный его тёзка, со временем включился в семейное дело. Образование у парня в тему — технолог по переработке сельхозпродукции. Набирается сейчас опыта в крупной компании на юге. Красивая была бы история: от Александра Викторовича к Виктору Александровичу и снова к Александру Викторовичу. 

Тот самый фактор

— Вот вы спрашиваете про образование…

Виктор вспоминает, как в училище ему преподавали курс военной педагогики и психологии:

— Нас учили учить. Сегодня, я вижу это хотя бы по практикантам, учат только профессии. Хотя специалист — он же и организатор. Должен иметь навыки коммуникации. Мы с отцом отправили своего Сашу после вуза в техникум — почитай-ка лекции там. После первого семестра у него возникло желание извиниться перед своим университетским преподавателем. 

Что особенно огорчает фермера, так это недооценённость профессии:

— Встречаешь случайных людей. Приехали девчонки, будущие зоотехники. Не интересно им, это видно. Спрашиваю: вы вообще собираетесь потом работать по профессии? Одна говорит: «Ну, не знаю пока…». Другая: «А я больше никуда не могла поступить на бюджетное место». 

А кадры нужны. Может, 600 голов скота и вправду не масштаб. Но это точно не тот случай, когда фермер может справиться сам. 

С другой планеты 

Проблема не лежит — стоит на поверхности. Борщевик.

— Да вас тут неприятель взял в кольцо, Виктор Александрович. 

— Тут все — окруженцы. Отбиваемся. Видите, листья желтеют? 

В прошлом году на «боевые действия» ушло 100 тысяч рублей. Считая судебные издержки.

— Собрали нас в районе, так и так, давайте бороться вместе. Поставили задачу: надо обработать тут-то и там-то. А потом: почему у вас ещё и тут? Непорядок. Мировой суд вынес предупреждение. Это значит, что на следующий раз будет штраф, а он огромный. Я обжаловал. У меня просто выбора нет. Как нет и таких денег, чтобы повсеместно вывести это «инопланетное» растение. В третьей судебной инстанции решение было отменено.

По факту вопрос всё равно открыт. Фермеру, конечно, хотелось бы, чтобы в штабах разработали иную стратегию генерального наступления.

Проблем, конечно, как у всех. Только затронь. Собирались вот приобрести новый комбайн, подали заявку. Но условия оказались совсем не те, что в рекламе. В общем, за миллион отремонтировали старый. Вот он (на фото) убирает вико-овсяную смесь. Уже ясно, что зелёного корма на зиму будет заготовлено впрок.

На производстве — как дома

— Мороженого хотите? — хозяин меняет тему, предложив заглянуть в цех.

Мы с нашим водителем его поддержали. И с энтузиазмом. Цех располагается в реконструированной общественной бане. Строил её, конечно, колхоз. Не пропадать же трудам, если надобность в ней отпала.

Чувствовалось, что здесь, на производстве, Виктор Александрович — как дома. Что давно и досконально вник в технологию.

Не припомню, чтобы раньше у меня после мороженого возникало ощущение, что пообедал. Это не помешало с видом бывалого дегустатора отведать «косичку» сыра, одобрив качество больше жестами и мимикой, чем словами.

— Сметанки? Она у нас особенная, как из деревенского детства. И творога такого у себя в Новгороде не купите. А масло! Можно, я похвалюсь? Лучшее в области масло — волокское.

Кстати, баночка фермерской сметаны — полнее, чем с виду точно такая же по размеру у других производителей. Внутри неё нет полости, скрадывающей объём.

«Агро-Волок» постепенно расширяет номенклатуру продукции. Сыр российский, адыгейский, копчёный. Четыре вида творожной массы. Йогурт, ряженка. Расходятся прекрасно — по учреждениям, по магазинчикам. И вот ещё способ реализации, о котором говорит грамота лучшему мобильному объекту торговли Боровичского района.

*    *    * 

— А можно и я скажу? — к нам подошёл работник цеха.

Звать Георгием. Что до фамилии: 

— Лазаров. Обыкновенная осетинская фамилия. Как у Гергиева. Нет-нет, я не его хвалить буду, — Георгий кивнул на Виктора Александровича. — Отца. За то, что воспитал сына.

Как вам обыкновенная осетинская похвала? Кстати, у Корленкова-старшего в этом году — юбилей. Александру Викторовичу исполнится 70 лет. Доброго здоровья, погоды и молока.

Теги: Боровичский район, АПК, Агро-Волок, фермер

РЕКЛАМА

Еще статьи

Махмуд Базаев уверен, что работник сельского хозяйства — это не профессия, а призвание.

Путь к счастью

В мошенской деревне Чувашева Гора построят роботоферму

25.10.2023 | Земля и люди

В хозяйстве у Александра Чумакова — около 400 ульев.

Жизнь не сахар, она — мёд

Раз в год Александр Чумаков возит своих пчёл на «курорт» в финском заливе

26.07.2023 | Земля и люди

Лилия Резник: «Для меня животноводство – это бизнес. Но не только. Как их таких не любить?»

«Сама себе завидую»

Лилия Резник — парфинская крестьянка уральской закалки

12.07.2023 | Земля и люди

Бороздим просторы поля.

Кто рано встаёт, тому кукушка поёт

Лесновский картофелевод Денис Морозов уверен, что фермер должен знать и уметь всё

17.05.2023 | Земля и люди

Национальная премия имени П.А. Столыпина «Аграрная элита России» учреждена в 2002 году.

Фермером быть

Продавать свою продукцию сельхозпроизводителям могут помочь агроагрегаторы

05.05.2023 | Земля и люди

Храм Димитрия Солунского – украшение деревни Городня.

И весь путь к счастью

Агадулах КУРБАНОВ давно уже считает себя своим человеком на батецкой земле

21.12.2022 | Земля и люди

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года