Сегодня пятница, 18 января 2019 года

Газета издавалась с 1838 года по 1918 год.
Издание возобновлено 29 декабря 1990 года.

Елена Кузьмина

Школьники – отдельно, парты – отдельно

Новая школа в Псковском микрорайоне областного центра рассчитана на 1350 учащихся

Новая школа в Псковском микрорайоне областного центра рассчитана на 1350 учащихся

Фото: Фото novreg.ru

Всего несколько дней назад, 1 сентября, в Великом Новгороде торжественно открыли новую школу № 37 в Псковском микрорайоне, а в мэрии уже говорят о том, что областному центру нужна ещё одна. Хотя, напомним, это вторая новая школа, построенная в столице региона за последние два года.

В 2017 году в Деревяницком микрорайоне была сдана школа № 36 на 1350 мест. Такой же вместимостью обладает и школа, построенная на улице Белорусской. И тем не менее председатель городского комитета по образованию Ирина ШАНАЕВА считает, что областному центру требуется новое общеобразовательное учреждение.

Место занято

Тема новой школьной стройки самым неожиданным образом всплыла на большом аппаратном совещании, прошедшем в новгородской мэрии 4 сентября. Ирина Шанаева, докладывая о численности учащихся в Великом Новгороде, сообщила, что проблема переполненности классов по-прежнему актуальна для городских школ и гимназий.

— Проектная мощность большинства школ и гимназий, по данным проектно-сметной документации на момент постройки учебных заведений, не соответствует фактическому количеству учащихся в классах на данный момент, она существенно меньше, — заявила Шанаева.

Конкретно: в образовательные учреждения областного центра в этом учебном году отправились учиться 25 874 школьника, часть из них будет заниматься во вторую смену. Мест не хватает в гимназиях «Квант», «Исток», «Эврика», № 3 и № 4, а также в школах №№ 2, 9, 13, 14, 20, 22, 23 и 33.

— В соответствии с постановлением главного санитарного врача об утверждении санитарных норм и правил площадь учебных кабинетов принимается без учёта площади, необходимой для расстановки мебели для хранения учебных пособий и оборудования, и из расчёта не менее 2,5 кв. м на одного учащегося, — пояснила Ирина Шанаева. — По нашим подсчетам, при таком нормативе в школах и гимназиях Великого Новгорода могут обучаться 24 437 человек — на 1437 меньше, чем учится сейчас.

Добавим, что свободные места, не востребованные родителями школьников, в образовательных учреждениях всё-таки имеются. Правда, их всего 234. К примеру, по данным на 4 сентября, в первых классах вакантны 39 мест. Речь идёт о школах № 15 (8 мест), № 31 (1) и № 16 (28) и гимназии «Квант» (2).

Много или мало?

Мэр Великого Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ без преувеличения был ошарашен такой новостью. Он напомнил, что за последние два года с учётом ввода двух новых школ было создано 2700 мест, и заявил, что был уверен: проблема переполненности классов, а значит, и второй смены в школах снята.

Ирина Шанаева поспешила разуверить градоначальника и подтвердила, что для решения проблемы в Великом Новгороде нужно построить ещё одну школу.

К разговору подключилась Наталья РЫБНИКОВА, ректор Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов (ИОМКР) Великого Новгорода. Она напомнила, что СанПиНы по наполняемости школьных классов в России скорректировали в 2013 году, когда и был введён норматив по метражу на одного ученика в 2,5 «квадрата». Педагоги сомневаются, что его можно считать адекватным. Мол, когда в тех же самых классах на уроки приходило по 40 человек, школьники не учились хуже.

Как убеждена ректор ИОМКР, специалисты областного управления Роспотребнадзора при расчёте нормативной площади классов не должны вычитать из неё площадь, занимаемую мебелью и оборудованием. Кроме того, при определении проектной мощности школ они не берут в расчёт спортзалы, кабинеты технологии и другие помещения, где тоже идёт учебная деятельность.

Рыбникова пояснила, что у переполненности школ есть и другие причины. Во-первых, повышение рождаемости. Во-вторых, в последние годы в школы и гимназии областного центра пришло немало детей из районов — Новгородского и других ближайших к Великому Новгороду муниципалитетов.

— Такого у нас никогда не было, — подчеркнула Рыбникова. — В этом учебном году в школах Великого Новгорода учатся 1724 ребёнка, зарегистрированных на территориях других районов области.

В ближайшие годы проблема переполненности школ станет только острее, уверены эксперты.

— Количество детей, обучающихся во вторую смену, будет расти, если не остановится приток детей из районов, а он, скорее всего, будет увеличиваться, потому что родители находят работу именно в Великом Новгороде, — заявила Наталья Рыбникова. — Уменьшение численности учеников, поступающих в первые классы, начнётся только через два года. С 2010 года в регионе растет рождаемость.

Она добавила, что директорам школ приходится платить штрафы за переполненность классов. Сейчас в среднем число учеников в классах новгородских школ и гимназий достигает 26,8 — от 25 до 30. Ректор института считает такое количество детей оптимальным для сохранения комфортной и эффективной учёбы, но норматив диктует другие цифры — 18–22 человека в классе.

Трудности есть не только в системе основного образования. Владимир АВЕРКИН, ректор Новгородского института развития образования, сообщил, что с аналогичными сложностями сегодня сталкиваются и учреждения дополнительного образования, и детские сады по всему региону.

Неадекватный норматив

Юрий Бобрышев, выслушав специалистов, заявил, что нужно только радоваться росту рождаемости, но проблему переполненности школ следует обсудить в областном министерстве образования.

По мнению Рыбниковой, решать проблему можно двумя путями. С одной стороны, необходимо скорректировать норматив по метражу. Соответствующие расчёты Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов планирует представить в новгородскую мэрию, а её представители выйдут с законодательной инициативой в областную Думу.

Второй путь, от которого никуда не деться, — это всё-таки строительство новых школ. И не исключено, что это должно быть не одно учебное заведение. Сколько? Чтобы определить это, нужно привести в соответствие с новыми нормативами проектную мощность новгородских школ и гимназий. Пока что в их проектной документации значатся цифры, актуальные на год постройки учебных заведений, а это, напоминает Наталья Рыбникова, 60–80-е годы прошлого века. Этой работой должен заняться собственник школ — городской комитет по управлению муниципальным имуществом. Раньше необходимости в корректировках не было, потому что школы работали в других условиях — рождаемость была на спаде, а школьники из рай-онов учились в районах.

— Если сейчас проектная мощность общеобразовательных учреждений в городе составляет от 1080 до 1120 человек, то с учётом изменения санитарных и строительных норм, произошедших за минувшие десятилетия, введения новых предметов мощность наших школ и гимназий может снизиться до 750–800 человек для одного учебного заведения, — считает Наталья Рыбникова. — Это значит, что, скорее всего, Великому Новгороду потребуется не одна новая школа. Если, повторяюсь, норматив по метражу не сделают более адекватным.

Для областного министерства образования это не новость. В ведомстве говорят, что наиболее сложная ситуация складывается на Торговой стороне Великого Новгорода, где в жилом комплексе Ивушки регулярно вводятся в эксплуатацию новые дома. Аналогично с Северным микрорайоном, где тоже идёт активное жилищное строительство. В министерстве считают, что в этих районах и необходимо строить новые школы. В планах руководства региона — ликвидировать вторую смену в учебных заведениях Великого Новгорода к 2023 году.

Ирина ШАНАЕВА:

— Площадь учебных кабинетов в школах принимается без учёта площади, необходимой для расстановки мебели для хранения учебных пособий и оборудования, и из расчёта не менее 2,5 кв. м на одного учащегося. По нашим подсчётам, при таком нормативе в школах и гимназиях Великого Новгорода могут обучаться 24 437 человек — на 1437 меньше, чем учится сейчас.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Вадим Ковалёв — выпускник факультета радиотехники и кибернетики МФТИ. Соавтор курса учебно-методических материалов для подготовки к ЕГЭ. В 2008 году основал образовательный стартап, который в 2014 году был переименован в Электронную школу «Знаника».

Домашка с секретом,

или Почему традиционное школьное образование подчистую проиграло соцсетям и интернет-забавам?

11.01.2019 / Образование

Идеи сегодняшних школьников завтра могут стать реальными проектами

Ищи себя в жизни

Президент России Владимир ПУТИН принял участие в открытом уроке «Направления прорыва», состоявшемся в рамках форума профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ»

19.12.2018 / Образование

Пока профильное направление закрепляется за классом. В будущем у каждого учащегося должна быть индивидуальная программа

В индивидуальном порядке,

или Что делать, если в старших классах в перечне уроков нет обществознания или физики

19.12.2018 / Образование

По информации администрации Великого Новгорода, число посетителей ярмарки ежегодно составляет более 5 000 человек

Рабочая траектория

В Великом Новгороде прошла ярмарка учебных мест

19.12.2018 / Образование

Школа плюс университет

Министр просвещения Ольга ВАСИЛЬЕВА побывала в Великом Новгороде

21.11.2018 / Образование

Елена Орокина (справа) даёт мастер-класс для участников клуба молодой семьи

Прыгать и бегать разрешается

Мало выбрать физкультурно-оздоровительное направление. Нужно двигаться по нему

14.11.2018 / Образование

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 16.01.2019 года
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

ФОТОГАЛЕРЕЯ