Пятница, 26 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Учитель. От первого лица

В качестве доказательства правила «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» педагоги могут показывать детям свои зарплатные квитки

Эксперты РИА «Рейтинг» провели исследование уровня и распределения зарплат работников учебной отрасли в регионах России, в котором учитывались доходы педагогов всех уровней образования — от дошкольного до высшего профессионального. Новгородская область — на 63-м месте из 85.

Реальная картина

Оценка производилась на основе данных за 11 месяцев 2018 года. В качестве основных показателей ранжирования использована доля работников, получающих более 50 тыс. рублей в месяц, менее 15 тыс. рублей и зарплату выше средней по региону.

В целом по стране лишь 12,3% специалистов сферы образования получают от 50 тыс. рублей. И Москва — единственный регион, где этот показатель больше половины от общего количества педагогов (59,5%). На втором месте — Чукотка (49,9%), на третьем — Ямало-Ненецкий автономный округ (45,1%). Четвертое, пятое и шестое места в рейтинге занимают Магаданская область (38,7%), Камчатский край (37,1%) и Сахалинская область (36,6%).

Но в подавляющем большинстве регионов, согласно исследованию, специалистов, прилично получающих, — всего несколько процентов. Социологи объясняют это тем, что значительная часть зарплат в сфере образования платится не из федерального, а из региональных бюджетов. Именно из-за этого богатые субъекты РФ характеризуются более высокой оплатой труда педагогов. И, как следствие, очень высока разница между территориями по зарплатным статьям расходов. Так, если в столице почти 60% представителей учебной сферы имеют свыше 50 тыс. рублей в месяц, то в Карачаево-Черкесской Республике, которая занимает последнюю строчку в рейтинге, — лишь 0,35%. То есть разница почти в 200 раз!

Что касается тех учителей, воспитателей, преподавателей, которые за свой труд получают менее 15 тыс. рублей, так таковых более трети в 51 субъекте РФ.

И Новгородская область — не исключение. Согласно рейтингу доход от 50 тыс. рублей имеется у 2,6% сотрудников образовательной отрасли, выше средней зарплаты по региону получают 29,7%, менее 15 тыс. рублей — 37,4%.

Наёмная единица

Невольно возникает вопрос: как же тогда при таких показателях регионы выполняют майские указы главы государства в части оплаты труда бюджетным работникам?

Тут нужно еще раз повторить, что в вышеприведенных результатах исследования речь идет о средней чистой зарплате, то есть той, что специалисты получают на руки. В официальных же документах учитываются и налоги, и страховые взносы за сотрудников. Кроме того, принято считать, что ежемесячный доход педагогов должен быть равен средней заработной плате в экономике по региону, но это не так. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2015 года (№ 973) за основу берется среднемесячная начисленная зарплата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. А она, естественно, ниже общего показателя. Так, если в 2018 году средняя по региону номинальная начисленная зарплата, по данным Новгородстата, составила 31 275 рублей, то, скажем, целевой размер по педагогическим работникам общего образования областного центра был установлен на уровне 27 858 рублей. Но даже и этот уменьшенный показатель выдержать непросто.

Стимула нет

В конце февраля в Великом Новгороде разразился скандал — после того как учителя отдельных школ получили за первый отработанный в этом году месяц в среднем на 4–5 тыс. рублей меньше, чем за декабрь 2018-го. Тогда в соцсетях педагоги-активисты распространили письмо, в котором сообщили, что при таком к ним отношении работать будут только в рамках учебных часов, и никаких вам задержек с детьми на переменах, внеурочной подготовки, дополнительных занятий.

Речь идет о двух общеобразовательных учреждениях — №№ 21, 31. Причина снижения заработной платы, как пояснили в городском комитете образования, — отток детей из этих школ Псковского микрорайона в новое учебное заведение, открывшееся 1 сентября.

— Школа № 31 потеряла 300 человек, а с ними и подушевое финансирование. Сокращение контингента учащихся сказалось и на нагрузке педагогов — часов стало меньше. При этом руководство учреждения приняло решение до конца прошлого календарного года не снижать уровень оплаты труда, но обязано было сделать это в текущем году, так как бюджет организации на календарный 2019-й сверстан с учетом имеющегося количества ребят в классах. Что касается школы № 21, то там проблема возникла больше не по специалистам, а по обслуживающему персоналу, — пояснила ситуацию председатель комитета образования Великого Новгорода Ирина ШАНАЕВА.

Надо признать: февральское письмо новгородских учителей в соцсети вновь всколыхнуло наболевшую тему, которую сами педагоги регулярно обсуждают между собой, но стараются не выносить на публику.

О чем вслух не говорят? Да о том, что лет пять уже, как они не видят в своих квитках увеличения сумм за работу. О том, что получают всего около 20 тыс. рублей в месяц. О том, что так называемый стимулирующий фонд оплаты труда (за победы самих специалистов образования или их учащихся в конкурсах, за поездки с ребятами на экскурсии, за классное руководство, за организацию дежурства по школе и за многое другое) давно потерял актуальность.

— Да, фонд оплаты труда состоит из базовой и стимулирующей частей. С 1 января 2019 года решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в нашем регионе произошло повышение на 10% базовых окладов работникам образовательных организаций. Но путем перераспределения имеющихся в каждом учреждении средств. То есть в реальности фонд оплаты труда не увеличился на 10%. Базовую часть, которая в идеале должна составлять 70% от общей заработной платы, директора школ подняли за счет сокращения стимулирующих выплат, — продолжает разговор Ирина Шанаева.

Но это, как выясняется, не нарушает ни один из законов, поскольку в положении о стимулирующих надбавках, которое принято в каждом общеобразовательном учреждении нашего региона, черным по белому прописано, что дополнительные баллы, денежный размер которых администрация может изменять хоть ежемесячно, начисляются при наличии на это средств.

Получается, что повышение заработной платы произошло только де-юре, фактически же путем несложных манипуляций чиновники урезали одну часть целого, чуть добавив к другой, но при этом целое больше-то не стало.

Как сообщали в мэрии, общий бюджет отрасли образования Великого Новгорода в 2018 году составил 2 млрд рублей. Столько же на эти нужды город получит и в этом году. При потребности в 3,5 млрд рублей.

Вместо заключения

Более-менее прилично зарабатывают сотрудники учреждений с большим контингентом учащихся. Так, например, в школе поселка Панковка Новгородского района, в классах которой сейчас 769 детей, а здание изначально и проектировалось на такую численность, 42 педагога в среднем получают около 30 тыс. рублей (целевой показатель по району — 29 600 рублей). И, по словам директора Марины КОФАНОВОЙ, стимулирующий фонд — пока тоже приличный.

А вот общеобразовательное заведение поселка Большая Вишера Маловишерского района в настоящее время посещают 117 ребят, притом что вместить типовое здание может 640 учащихся. В штате — 12 педагогов с большим стажем, и у каждого нагрузка — не менее 35 часов в неделю при норме на одну ставку — в 18 часов!

— В текущем году до школы даже не довели целевые показатели по заработной плате, поскольку бюджет организации всё равно не позволит их выполнить. Учителя еще в прошлом году стали получать меньше на 2–3 тысячи рублей, — говорит директор школы Сильва ИСАКОВА. — Средний размер зарплат специалистов составляет 23 тысячи рублей в месяц, но есть и те, кто получает всего 16 тысяч рублей. В этом году имеющегося денежного фонда на то, чтобы перечислять заработную плату хотя бы на том же уровне, что и в 2018-м, не говоря уже о повышении, хватит только до лета. В ближайшее время буду писать письмо в районный комитет образования о необходимости дополнительно выделить на оплату труда работникам школы один миллион рублей...

Дождутся ли новгородские педагоги реального роста доходов, а не только на бумаге? Как сообщили в правительстве области, повышение уже заложено в региональный бюджет, но всего на 4% и с октября 2019 года...

РЕКЛАМА

Еще статьи

Заданием для конкурсантов в компетенции «Разработчик мобильных игр» стало создание мини-игры «Ферма».

Своим умом

Новгородские студенты и школьники борются за путёвки в финал Чемпионата высоких технологий

24.04.2024 | Образование

Классы и лаборатории для занятий будут оснащены высоко-технологичным оборудованием. Дизайн-проект

Наука и техника

Студенты Новгородского строительного колледжа будут учиться на ультрасовременном оборудовании

24.04.2024 | Образование

На Тотальный диктант пришли три поколения выпускников новгородской школы  № 4. Справа в первом ряду — Маргарита Лихачёва.

Тотальный диктант поженил новгородцев

В субботу, 20 апреля, прошёл юбилейный 20-й Тотальный диктант. В ежегодной проверке грамотности приняли участие писатель, депутат, 88-летняя новгородка и другие…

24.04.2024 | Образование

Сергей Чеботарёв: «В Школу обращаются, потому что её сотрудники завершают свои проекты продуктовым результатом».

Школа для инженеров

Как в Новгородской области готовят кадры для высокотехнологичных отраслей промышленности

17.04.2024 | Образование

В рамках мероприятия было подписано соглашение между правительством региона, ФГУП «Космическая связь» и НовГУ о совместной работе.

Для нас это важно

Новгородский университет будет сотрудничать с ФГУП «Космическая связь»

10.04.2024 | Образование

За неполные четыре года Илья Хонин смог реализовать несколько проектов по 3D-визуализации, которые были представлены на международных научно-практических симпозиумах и фестивалях

Дедлайн, фича и Рюриково городище

Для чего нужны виртуальные миры, созданные разработчиком НовГУ Ильёй Хониным

10.04.2024 | Образование

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года