Воскресенье, 28 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Инвестиции в интеллект

Концепция «Город-университет» включена в стратегию социально-экономического развития Новгородской области.

Концепция «Город-университет» включена в стратегию социально-экономического развития Новгородской области.

Фото: пресс-центра правительства Новгородской области

Ведущее деловое издание России «Ведомости» накануне открытия Чемпионата высоких технологий в Великом Новгороде опубликовало колонку губернатора Новгородской области, главы комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика» Андрея Никитина о развитии образования в регионе: как ставка на интеллект развивает новые механизмы экономики области. Материал приводим с небольшими сокращениями, с полной версией можно ознакомиться на сайте «Ведомостей».

Как образование может стать драйвером развития экономики регионов

За год до смерти Петр Великий распорядился посадить на Карельском перешейке корабельную рощу, которая в будущем должна была стать источником первоклассного материала для кронштадтских верфей. Тогда же, в 1724-м, император издал указ об основании Санкт-Петербургского университета. Лиственницы растут долго — несколько столетий, и в середине XIX века начавшаяся эра железных пароходов поставила крест на задумке императора. Но в год, когда, по планам Петра, в Линдуловской роще должна была начаться рубка первых деревьев, на кронштадтском рейде бросил якорь первый в мире арктический ледокол «Ермак», над концепцией которого работал выпускник и профессор Санкт-Петербургского университета Дмитрий Менделеев.

Эта история о том, что мы не можем предугадать всех деталей технологического развития, но в любом случае способны создать для него базу, воспитав тех, кто обеспечит движение вперёд.

Опыт руководства небольшим по населению историческим регионом, где нет никакой значимой добывающей промышленности, подталкивает меня к мысли, что драйвером роста для таких территорий, причём роста инновационного, должно быть именно образование. (…)

В 2017 году в Новгородской области началась перезагрузка региональной системы профессионального образования. Работодателей включили в состав конкурсных комиссий по установлению контрольных цифр приёма в колледжи и техникумы, спросили их о реальных кадровых потребностях. Ежегодно перечень направлений обучения актуализируется с учётом потребностей рынка труда.

Сейчас Новгородская область входит в топ-5 субъектов РФ по синхронизации подготовки кадров с запросами рынка труда. Сегодня доля трудоустроенных выпускников новгородских колледжей и техникумов составляет 79,3% при плановом общероссийском значении 62,5%. В 2022 г. систему профобразования для дальнейшего обучения выбрали 86,3% выпускников наших школ, что наглядно говорит о росте востребованности и престижа среднего профессионального образования.

Что мы для этого сделали? Была проведена реновация учебной базы, создано 100 высокотехнологичных мастерских. В том числе не без помощи предприятий-партнёров, которые вошли в созданные при каждой образовательной организации попечительские советы.

Ключевое здесь — как раз связка с производством. У каждого региона есть своя промышленная специализация, есть предприятия, хорошо известные ещё с советских времен. Для Новгородской области, например, это микроэлектроника и химия. В 2024 г. в Новгородской области будет создано три образовательно-производственных кластера для таких отраслей, как строительство, радиоэлектроника и химическая промышленность, что позволит в более короткие сроки подготовить востребованные экономикой кадры. (…)

Есть и ещё один аспект — развитие региональной системы образования. За последние пять лет отток молодёжи из региона сократился на 15%. По данным Росстата, с 2021 г. перестала расти общая убыль населения. С прошлого года наметился миграционный прирост. Задача, чтобы к нам ехали для поступления на конкретные специальности в определённые учебные заведения со всей страны, выполнима. В принципе, так было в Советском Союзе, где молодёжь проявляла гораздо большую мобильность, чем сейчас. (…)

Спрашивая работодателя, чему и как учить, государство, безусловно, не должно снимать с себя стратегическую роль: формирование стандартов и стимулов. Много качественных инструментов уже создано, ими надо пользоваться. Опыт работы АСИ помог региону активно включиться в чемпионатное движение WorldSkills. В 2017 г. в финале соревнования наши ребята стартовали с одной компетенции, а в 2022 г. Новгородская область заняла 11-е место в рейтинге регионов-участников. Развито 89 компетенций по различным направлениям подготовки. Только в финалах чемпионата приняли участие более 800 новгородских студентов и школьников, завоевав 32 награды.

Эта работа даёт результат. Вот молодой парень Никита Павлов из небольшого районного центра Холм в этом году окончил Новгородский строительный колледж. Студентом второго курса он принимал участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» и занял 1-е место. Уже на производственной практике Никита получил предложение о трудоустройстве. В следующем региональном этапе всероссийского чемпионата «Профессионалы» он участвовал в качестве эксперта. Сегодня Павлов работает на крупном промышленном предприятии, его заработная плата составляет более 50 000 руб. Для молодого, начинающего специалиста в небольшом регионе это совсем не плохо.

Не стоит также забывать, что система образования — не вещь в себе. Это серьёзная отрасль, сама создающая рабочие места, это большое количество людей, формирующее спрос. Поясню мысль на примере Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Основой развития региона и самого вуза является концепция «Город-университет». Она включена в стратегию социально-экономического развития Новгородской области. Что это значит? В частности, совместное с университетом строительство комфортного для студентов, молодых специалистов кампуса. Великий Новгород станет кузницей кадров, перспективным и выгодным местом для самореализации и проживания.

Сейчас университет занимает 1-е место в стране по приросту совокупного приёма. А ведь всего пять лет назад он был на грани закрытия. С 2017 по 2022 г. число обучающихся в университете выросло вдвое — с 7000 до 14 000 человек. Сегодня более 90% выпускников университета трудоустраиваются по специальности. По нашим прогнозам, к 2030 г. в системе высшего образования региона будет учиться почти 27 000 студентов, а после того как мы построим кампус и отремонтируем все университетские общежития, их число вырастет до 30 000.

Для Великого Новгорода с сегодняшним населением в 223 000 — серьёзная доля. Новгород помолодеет. Молодёжь будет формировать запрос на изменение городской среды, развитие сферы услуг, культуры, спорта. Появятся новые возможности для инновационных стартапов. Многие останутся здесь...

Но главное — концентрация образовательных учреждений создаёт ту самую интеллектуальную среду, без которой невозможно устойчивое технологическое развитие. (…) Так что, инвестируя в образование сегодня, мы обеспечиваем инвестиции в экономику территорий завтра.

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Дарья КИСЛИЦЫНА, политолог, член Общественной палаты РФ:

— Хочу отметить региональную стратегию, основанную на образовательном процессе. Задача по мотивированию молодёжи остаться в регионе никуда не исчезнет, но перестанет быть первоочередной. Если будет сильная образовательная база, она сама по себе привлечёт людей. Будут заточенные на развитие предприятия и бизнес, будет сильная экономика. Это довольно инновационная стратегия. И очень смелая. Советское прошлое даёт нам примеры городов, у которых реализовать её получилось, — Новосибирск, Томск. Но контекст был иным. Сильная промышленная база, к примеру.

В общем, статья — must-read для тех, кто интересуется региональным развитием. Мне — как политологу и, с недавнего времени, специалисту в госуправлении — интересно будет наблюдать за тем, как Новгородская область развивает систему образования и как будет меняться экономическая ситуация.

Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор АПЭК:

— Статья Андрея Никитина о развитии образования — на самом деле о реальных драйверах и стимулах развития вообще. Больше студентов — больше молодых жителей региона, больше его население. Больше студентов — развиваются инновации и высокотехнологичные производства. Больше студентов, создана реальная образовательная экосистема — больше инвестиций и выше темпы роста. «Не нужно золота ему, когда простой продукт имеет», — сказал классик. Самый ценный «простой продукт» сегодня — это качественное образование. На него и делает ставку Никитин. Доля образованного населения способна изменить и уже меняет уровень и качество жизни всего региона. Именно так произошло в Новгородской области. Это и есть тот самый образ будущего, которого мы хотим.

Теги: Новгородская область, образование, кампус, Андрей Никитин

РЕКЛАМА

Еще статьи

Заданием для конкурсантов в компетенции «Разработчик мобильных игр» стало создание мини-игры «Ферма».

Своим умом

Новгородские студенты и школьники борются за путёвки в финал Чемпионата высоких технологий

24.04.2024 | Образование

Классы и лаборатории для занятий будут оснащены высоко-технологичным оборудованием. Дизайн-проект

Наука и техника

Студенты Новгородского строительного колледжа будут учиться на ультрасовременном оборудовании

24.04.2024 | Образование

На Тотальный диктант пришли три поколения выпускников новгородской школы  № 4. Справа в первом ряду — Маргарита Лихачёва.

Тотальный диктант поженил новгородцев

В субботу, 20 апреля, прошёл юбилейный 20-й Тотальный диктант. В ежегодной проверке грамотности приняли участие писатель, депутат, 88-летняя новгородка и другие…

24.04.2024 | Образование

Сергей Чеботарёв: «В Школу обращаются, потому что её сотрудники завершают свои проекты продуктовым результатом».

Школа для инженеров

Как в Новгородской области готовят кадры для высокотехнологичных отраслей промышленности

17.04.2024 | Образование

В рамках мероприятия было подписано соглашение между правительством региона, ФГУП «Космическая связь» и НовГУ о совместной работе.

Для нас это важно

Новгородский университет будет сотрудничать с ФГУП «Космическая связь»

10.04.2024 | Образование

За неполные четыре года Илья Хонин смог реализовать несколько проектов по 3D-визуализации, которые были представлены на международных научно-практических симпозиумах и фестивалях

Дедлайн, фича и Рюриково городище

Для чего нужны виртуальные миры, созданные разработчиком НовГУ Ильёй Хониным

10.04.2024 | Образование

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года