В парфинском ТОСе думают о благоустройстве деревни и о том, как противостоять затоплению
Деревня Юрьево давно облюбована дачниками из Санкт-Петербурга. Природа этого места, где Ловать встречается с Ильменем, очаровывает. Поэтому неудивительно, что по обоим берегам реки растут и развиваются туристические базы.
Ради общего дела
Для развития самого Юрьева, в котором проживают около 200 человек, условий немного: работает медпункт, Дом культуры, магазин. Действует завод по производству древесного угля. А вот что касается власти официальной, то больше года назад ставку специалиста, курирующего эту деревню и ещё несколько в округе, в администрации Федорковского сельского поселения сократили. Чтобы деревне не остаться совсем без контроля, и было организовано территориальное общественное самоуправление (ТОС) «Юрьево». Его председателем выбрали местную жительницу Светлану ГАНИЧЕВУ — должность её общественная, труд соответственно не оплачивается.
— Мой муж до сих пор не знает, что я руковожу ТОСом. Я ведь прежде старостой была, так он меня ругал: «Что, тебе больше всех надо?». А я вот считаю, кто, если не я? — призналась Светлана Александровна. — Ячейку в ТОСе составляют люди, которые хотят, чтобы в деревне были чистота и порядок. Хочется, чтобы люди дружнее стали. Никто не хочет жить как попало, при этом мало кто прикладывает усилия ради общего дела.
Активисты ТОСа проводят субботники. Если видят, что взрослые жгут мусор, а детвора фантики разбрасывает, сделают замечание, к совести призовут. Вроде, прислушиваются к ним. Недавно в ТОСе подготовили проект по благоустройству Юрьева. Благодаря сарафанному радио выяснилось, что односельчанам ближе идея с постройкой игрового комплекса для детей, чем с установкой беседки со скамейками.
Спорная вода
Юрьево — один из населённых пунктов области, который, по прогнозу гидрологов, при сильном паводке может войти в зону подтопления. Хочешь не хочешь, а держать руку на пульсе придётся не только ТОСу, но и всему населению. Наступать на дома вода будет не из реки, а из ручьёв, что текут по деревне. Выражение «спорная вода», то есть вода, скопившаяся перед плотиной на реке, старожилы хорошо знают. Только вместо плотины подразумевается образовавшийся ледовый затор.
В последние несколько лет наводнения Юрьево обходят стороной. Ожидали, что прошлой весной разыграется стихия, но вода тихо ушла в Ильмень, никого особо не потревожив. По словам Светланы Александровны, плавала деревня в 1999 году. Тогда люди по деревне перемещались на лодках. Впрочем, жители прекрасно знают, что река ведёт себя непредсказуемо. Начнётся быстрое таяние снега и льда — вода зальёт улицы.
Народ указаний сверху не ждёт, тут — одна команда. Наступит неспокойное время, люди сами организуют дежурства по деревне, будут проверять освещение, следить за настроением Ловати. «Кто, как не сами хозяева, должен думать, как уберечь свою собственность и личное хозяйство», — объясняет председатель ТОСа.
— С учётом того, что вода может подняться, настилы во дворах для скотины делаются выше. А как по-другому? Корова для её владельцев даёт уверенность в завтрашнем дне, поскольку молоко всегда пользуется спросом. Зарплаты у многих — мизерные. В случае если всё-таки наводнение будет, администрация обещала привезти доски для настилов. Да и у самого ТОСа в запасе 15 тысяч рублей имеется — премия за третье место в конкурсе на лучший ТОС в районе. Возникнут непредвиденные расходы — пригодятся, — рассказала Ганичева.
Между тем Ловать ещё не вскрылась, пока здесь спокойно.
Фото Анны МЕЛЬНИКОВОЙ