Недавно администрации Большевишерского городского поселения предлагали выгодно купить… пустое место
Длинная полоска земли — всё, что осталось от узкоколейки, связывавшей местный завод с железнодорожной станцией. Это очень похоже на широкую лесную тропу, ведущую невесть куда.
С заводом связана судьба самой Большой Вишеры. Градообразующее предприятие, на котором при советской власти трудилось три тысячи человек. При этом от основания завода братьями Курженковыми почти 100 лет он был стекольным. Но в 1990-е его продукция стала вроде как не нужна. Предприниматель Сергей Пущин открыл на «исторических» площадях деревообработку. После его преждевременного ухода из жизни и это дело тоже не пошло.
ООО «Домострой» — под эту марку завод стал банкротом. Несколько лет тянется процедура продажи актива (или пассива) в новые руки. «НВ» рассказывали об этом («Когда станет нечего красть», 13.01.2021).
Тамара КИТАЕВА, глава Большевишерской администрации, когда-то начинавшая свою трудовую биографию на заводе, попросила тогда не говорить про узкоколейку: «Растащат ведь и её!» Будто эти рельсы и шпалы могли ещё вывести цеха-развалины на широкую, ясную дорогу.
— Я в отпуске была, когда люди стали звонить: «Разбирают!» — рассказывает Тамара Александровна. — Выяснилось, что узкоколейку выставили отдельным лотом на аукцион и успешно продали.
Естественно, покупателя интересовал только металл. Что ему за дело, что в Большой Вишере кто-то ещё надеется на перезапуск экономики и возвращение людей, разъехавшихся на заработки?
Он от этого не просто далёк, а так, что дальше и некуда. Потому как разбиратель дорог — аж с Дальнего Востока.
И всё по закону. Кроме формальностей, бизнес как бы постарался соблюсти и приличия. Было же предложено поселению приобрести «свою долю» — хотя бы шпалы. Это же замечательная вещь, если надо где-нибудь мостик перекинуть через ручей — у вас же есть ручьи? Ну а потом было предложено купить землю, на которой эти шпалы лежали. Ну не нужна она бизнесу. Налоги платить? Глупость какая.
Говорят, предприниматель очень интересовался планами газификации поселения. А вдруг удастся сбыть вакантную землю под трубу? Не выгорело вроде. В таком случае не остаётся ничего иного, как отказаться от этой земли, попытаться передать её в муниципальную собственность. Но таких намёков пока нет. Ни от продавца узкоколеек, ни от ликвидаторов «Домостроя». За ними по-прежнему числится большая территория разрухи (и, к слову, большой долг по налогам).
Зато у Большой Вишеры есть теперь свой маленький прикол: дорога в никуда. Своим всё ясно до скуки, а вот приезжим, возможно, будет интересно, откуда берутся стальные пути, протяжённость которых ограничивается их пересечением с асфальтом? Не следует примитивно рассуждать о какой-то там хитрости, когда перед нами эффективный бизнес.
Вообще-то, бизнес бывает и другим. Как у братьев Курженковых. Как у Пущина. Кстати, разобранную ныне узкоколейку он когда-то восстанавливал с нуля. А вдруг на Большую Вишеру обратит внимание некий состоятельный инвестор-альтруист? Всегда хочется надеяться на лучшее. Даже когда к нему отрезают пути…