Сегодня четверг, 17 января 2019 года

Газета издавалась с 1838 года по 1918 год.
Издание возобновлено 29 декабря 1990 года.

Василий Дубовский

Здесь Русью пахнет

В руках у русичей любой смартфон выглядит крайне живописно

В руках у русичей любой смартфон выглядит крайне живописно

Фото: Сергея СУФТИНА

В сериале «Рюриковичи» Великий Новгород сыграет и себя, и Киев, и даже Константинополь

«Ребятушки, взяли икону. Понесли!»

И ребятушки — два митрополита — совершают выход из Софии.

Веселая штука — кино. Смешение эпох, персонажей. Здесь же — случайные зрители. Иностранные туристы, посещающие кремль. Новгородцы. А как же: не проходите мимо! Массовка, одетая в древнерусский люд, в паузе делает мобильную съемку самой себя: память, однако. В руках у русичей любой смартфон выглядит крайне живописно. Тут же по соседству гримируют князя.

В гриме — даже дорожка, ведущая в собор. Все-таки плиты, которыми вымощена территория детинца, с исторической точки зрения не убеждают. Как же замаскировать XXI век? Очень просто — сеном.

Снова ступают по мягкому настилу митрополиты. Достаточно подготовив слуг Божиих, съемочная группа усложняет задачу. Вынос иконы встречает народ, встав на колени, склонившись ниц.

Дубль за дублем, сцена за сценой рождается история государства Российского. Какой ее видят создатели фильма — творческая группа кинокомпании Star Media. И увидим мы, зрители. Премьера сериала «Рюриковичи» ожидается в следующем году на Первом канале.

ХХI век хорошо маскировать сеном Фото Василия ДУБОВСКОГО

Дом, который построил Рюрик

8 серий по 52 минуты каждая. От начала — с Рюриком и до царствования Ивана IV. Всего 21 исторический портрет, включая царевича Федора, убиенного, как долго внушалось нашим соотечественникам, собственным отцом. Но был ли Иван IV сыноубийцей? Для современной исторической науки все далеко не так очевидно.

За далью лет и к самому Рюрику имеются желающие приставить знак вопроса. Чем намерены ответить создатели фильма? «Мы никогда не узнаем, кем на самом деле был легендарный варяг Рюрик и был ли он реальным историческим лицом. Зато мы знаем, кем были его потомки. Поэты и воины, святые и разбойники, законодатели и братоубийцы — все они принадлежали к династии, правившей на протяжении 740 лет».

Этой кузницей ковались нация и страна. Не без пафоса слова, а почему нет? «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, — писал Александр Сергеевич Пушкин. — Не уважать оной есть постыдное малодушие».
Рюриковичи построили самую большую державу Европы. Собирание земель продолжили Романовы.

В истории съемок Star Media исторических документальных драм — все наоборот: сначала были «Романовы». 2013 год, те же 8 серий. Впечатляющий успех. Проект был удостоен российской национальной премии «ТЭФИ». Но главное — интерес к картине у публики. За шесть лет, прошедших после премьеры, по просьбам зрителей фильм на Первом был повторен уже несколько раз.

Разумеется, такая тяга россиян к своей истории не могла не сподвигнуть авторский коллектив к движению в глубь времен. Нынешняя задача — сложнее. В силу гораздо большей былинности изображаемых исторических отрезков. Что же, тем интереснее будет посмотреть фильм.

Князь Игорь, сентябрь 2018 г. Фото Василия ДУБОВСКОГО

Осеннее настроение

Оставленный наконец гримерами Владимир Мономах (актер Денис Беспалый) был так любезен, что согласился побеседовать с корреспондентом «НВ».

— Денис Александрович, что планируете совершить?
— Да ничего особенного, без подвигов. (Это — чистая правда. По сюжету Мономах поднимется на авансцену в третьем фильме, будучи уже человеком пожилым, растратившим свою внутреннюю мощь на удержание двух вагонов, едущих в разные стороны, — это режиссер Максим Беспалый, брат актера, прибег к такому образу княжеских усобиц. — Прим. автора).

— Но знаете, — продолжает Денис Беспалый, — мой герой сам по себе — личность, глубина которой до сих пор не познана. Духовность его потрясает. Очень разносторонний, глубокий, почти нереальный человек. Безусловно, созидатель, сильно повлиявший на историю Руси.

— Духовность — это вообще черта наших предков в те времена.
— Это даже не обсуждается. Нас нынешних слишком многое отвлекает от главного. Всякое, конечно, бывало и раньше. Но то наследство, которое они нам оставили, подсказывает мне, что их мир был гораздо духовнее и чище.

— Ваш герой княжил в нескольких русских городах, был на киевском столе, но Новгород миновал, а вам доводилось бывать тут прежде?
— Да, — смеется, — неделей раньше. Но в кремле я впервые. Что сказать, благодать. Я очень полюбил ваш город, он такой теплый, домашний...

Бухта Золотой Рог

Князь Игорь, как оказалось, был также полон приятных впечатлений. И задумчив — что, впрочем, было данью настроения молодого актера Владимира Кузнецова, играющего одного из начальных наших князей.

— Владимир, каким вам представляется персонаж?
— Судя по поступкам, а я прочел об Игоре, кажется, всё, что только мог найти, это был человек дерзкий, заносчивый, задиристый, часто действовавший скорее по наитию, чем по рассуждению.

— Вы не такой?
— Совсем не такой!

— Трудно примерить характер?
— Нет, всё просто. Дело не только в том, что я актер. У нас очень комфортные условия на площадке. Четкая постановка задач, четкая организация.

Тем временем ладья с надписью «Волхов» (да кто ее, надпись, в кино увидит?), войдя в бухту Золотой Рог, устремилась на Константинополь. Снимался эпизод похода Игоря летом 41 года (кто забыл, пусть сам припоминает столетие!). Поход, кстати, так себе оказался. Досталось тогда «задире», флот его был рассеян. Впервые русичи познакомились с «греческим огнем». Поэтому каскадер, заботливо политый горючей смесью и подожженный, сигает в «море». В день съемок у Рюрикова городища Волхов и впрямь чем-то напоминал море: сильный ветер, плеск волн...

По признанию режиссёра Максима Беспалого, «даже воздух в этой церкви можно потрогать руками. Чувствуешь саму историю» Фото Star Media

Здесь будет город заложен

Что касается ассоциаций, то есть та интересная подробность, что по окончании съемок окрестности городища будут напоминать нам об эпических временах.

— В ближайшее время начнется строительство масштабной декорации, — поясняет креативный продюсер компании Star Media Евгения ДОРОНКИНА. — Планируется построить древнерусский городок IX–XI веков. Причем декорация будет неразборной. Это значит, что появится новая точка показа для туристов и самих новгородцев. А также для киносъемок. Может, мы сами снова к вам приедем.

Стройку планируется завершить уже в ноябре. Проект разрабатывался во взаимодействии с новгородскими специалистами.

— Всё под присмотром и в надежных руках, — уверяет Евгения Доронкина.

Летний этап съемок фильма «Рюриковичи» в Великом Новгороде завершен. Но вскоре кино к нам вернется. Трепещи, Новгород Великий, с первым снежком здесь будет царь Иван!

«Мы хотим влюбить зрителя в нашу историю» — точка сборки кинорежиссёра Максима БЕСПАЛОГО

На Рюриковом городище нашлось лишь одно укромное место, чтобы спокойно поспрашивать главного человека на съемочной площадке. За стенами храма Благовещения тихо и безветренно. Поодаль, за разнотравьем, на холме виднеется церковь Спаса на Нередице.

— Мы вчера там снимали, — говорит Максим Александрович. — Это потрясающее ощущение. У кинематографистов есть понятие киногении. Когда глазами ты еще не всё понял, а включаешь камеру – и такая красота! Не надо ничего выдумывать, удивительный храм будто всё делает сам. Я не любитель мистики, но точно знаю, что есть энергия стен. Кажется, что даже воздух в этой церкви можно потрогать руками. Чувствуешь саму историю.

— И что она началась именно здесь, в Новгороде.
— Конечно! Одно дело — читать, размышлять. Но вот приехал, и ты чувствуешь, что это точка сборки, которая до сих пор аккумулирует в себе энергию. Есть города с гораздо большим населением, где сразу возникает ощущение провинциальности. Здесь же присутствует самостоятельное самосознание, столичное. Общаясь с людьми, нельзя не заметить этого.

— Какую задачу вы ставите перед собой, обращаясь к древнерусским страницам?
— Фильм «Рюриковичи» — это доку-драма. Для России — довольно свежий жанр, а на Западе — давно популярный. Мы хотим сухим цифрам, датам, фактам — это со школы набивает оскомину — дать пульсацию. Никакому драматургу и в голову не придет так сплести сюжет, придумать такие трагические обстоятельства, какими изобилует наше прошлое. Шекспир мог бы позавидовать. Хотим влюбить зрителя в нашу историю. Так что у меня — большие надежды. И прежде всего — на молодую аудиторию. Фильм после показа Первым каналом, безусловно, будет и в Интернете.

— Вы считаете, в наше время зрительский интерес к истории велик?
— Я считаю, что еще не так давно он сильно недооценивался. Казалось бы, на телевидении трудно конкурировать с программами, как у Малахова. Нет, можно. Но надо снимать популярно и увлекательно. Такова дань за возможность общения с большой аудиторией.

Сейчас — огромное количество информации, к сожалению, люди не всегда понимают ее достоверность. Даже на съемочной площадке иногда подходят и начинают доказывать, что всё было совсем не так, как мы пытаемся представить.

— На съемках в кремле один наблюдательный новгородец обратил мое внимание на то, что из Софийского собора выносят Владимирскую икону. То есть не «нашу».
— Человек просто не знает контекста. Мы новгородскую Софию снимали как киевскую. И в ту сюжетную эпоху, когда икона еще не называлась Владимирской.

— Кем еще будет Новгород в вашем фильме?
— У него много ролей. Мы так привязались к вашему городу, что решили снять здесь большую часть фильма. Частично Новгородский кремль заменит нам Московский. А Волхов, выход в Ильмень — где еще найти озеро с таким тревожным небом? Здесь можно снимать почти все. Мы сняли прекрасную натуру в Коростыни, у нас там татаро-монгольское иго в степи. Если не знать, то по фильму можно и не догадаться, что это — Новгородчина.

Трюк с «греческим огнём» кинооператор снимает по пояс в воде Фото Василия ДУБОВСКОГО

— Так все-таки о правде истории...
— Мы привлекали очень много исторических консультантов. С нами работает доктор исторических наук Дмитрий Володихин — известный, уважаемый специалист. Консультант по предметной культуре Клим Жуков точно знает, в какое седло следует садиться князю.

— Ваши консультанты не спорят между собой?
— Иногда спорят. Где два историка, там минимум три мнения. Но это же — творческий процесс. При этом мы не занимаемся конспирологией, категорически настаиваем на этом. Мы излагаем ту базу, которую должен знать любой человек, считающий себя русским. То, что трудно оспорить. При этом никто не собирается взять и пересказать, тем более по учебнику. Фильм должен учитывать современные подходы и оценки. «Рюриковичами» после «Романовых» закрываем дилогию. Стилистически эти фильмы связаны, зритель почувствует, что они сделаны одними и теми же людьми.

— А дальше?
— Сейчас мы делаем портреты князей, а потом надо идти вглубь. Мне интересны те люди, которые составляли народ, массу. Это же не просто толпа для того, чтобы снимать шапки перед сильными мира сего. Кто они? Как жили?

— Ваши планы приведут вас снова в Великий Новгород?
— Почему нет? Но мы еще с «Рюриковичами» к вам вернемся. Честно говоря, я очень буду этого ждать. Особенно новгородской поздней осени. Хочу увидеть первый снежок, замерзающий Волхов. Живопись этих мест невероятная. Новгород — это благословенное место. Просто не хочется уезжать. Должен сказать, нам сильно помогли в этой съемке. Я благодарен всем — губернатору, митрополиту, сотрудникам музеев, новгородцам — за то внимательное и доверительное отношение, какое мало где доводилось встречать. Очень благодарен вашему земляку писателю Виктору Григорьевичу Смирнову. Чувствуем его плечо. Спасибо, что помогаете делать нам то, что мы любим.

— Возможно, ваш фильм тоже поможет Великому Новгороду — с точки зрения узнаваемости и т.д.?
— Я думал об этом. Если нам удастся дать какой-то толчок, то для меня самого это будет как подарок.

Кинокомпания Star Media благодарит за сотрудничество и помощь в организации съёмок правительство и министерство культуры Новгородской области, Новгородскую митрополию РПЦ, Новгородский музей-заповедник и отдел кинокомиссии по Новгородской области.

РЕКЛАМА

Еще статьи

В период снегопадов вечерняя смена у дорожников начинается на два часа раньше

Снежная «битва»

Новгородцы ведут вечную борьбу со стихией

16.01.2019 / Репортер

Символом быть нелегко

Домашние карликовые хрюшки всё чаще оказываются выброшенными на улицу. В том числе благодаря собственной популярности

26.12.2018 / Репортер

Шар новогоднего настроения

Настоящие ёлочные игрушки появляются на одном дыхании

26.12.2018 / Репортер

Для всей семьи

Новгородский Киномузей на пять дней превратится в страну приключений

26.12.2018 / Репортер

Воробьиный сычик

Наблюдаем за птицами,не отходя от дома

Уникальные кадры могут получиться в любой момент, и ради этого необязательно совершать кругосветное путешествие

19.12.2018 / Репортер

Из Великого в Нижний

теперь можно добраться за 12 часов

12.12.2018 / Репортер

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 16.01.2019 года
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

ФОТОГАЛЕРЕЯ