Суббота, 27 апреля 2024

Василий Дубовский

Так полетим!

Фото: Алексея ПАВЛУЦКИХ

В Великом Новгороде побывал космический десант

На минувшей неделе к нам приезжали представители Центра подготовки космонавтов имени Гагарина.

Буквально на глазах красивая идея о том, чтобы и у нашей области появился свой космонавт, начинает приобретать какие-то реальные очертания. Сотрудничество с Роскосмосом, подписание с ним договора о создании в НовГУ базовой кафедры, планы об открытии космоклассов в Великом Новгороде и Боровичах — давно ли губернатор Андрей НИКИТИН ввёл всё это в новостную повестку?

На сей раз в областном центре прошли информационные встречи: представители ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» побывали на нескольких предприятиях. Состоялись встречи с возможными кандидатами в космонавты из «ОКБ-Планета», НПК «СПП», НПО «Квант». Всё это — организации с большим техническим потенциалом и соответствующими кадрами. Однако, и это было подчёркнуто не раз, дорога в космос открыта не только инженерам, технологам, конструкторам — людям точных профессий и наук. Знаний можно и добрать, можно сделать какие-то коррекции по здоровью и физподготовке. Но должны быть характер и, конечно, мечта.

— Я обычный парень, — говорил о себе космонавт № 111, Герой России Антон ШКАПЛЕРОВ. — Не супермен, не олимпийский чемпион. И в школе учился не на одни пятёрки.

Антон Николаевич четырежды летал в космос. За плечами у него — длительные экспедиции. В общей сложности он прожил в невесомости два года. Был командиром экипажа, вместе с которым совершила полёт съёмочная группа кинофильма «Вызов» — режиссёр Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд.

Сегодня Шкаплеров — заместитель руководителя ЦПК имени Гагарина, космонавт-инструктор высшей категории. Наверное, Антон Николаевич немножко скромничает насчёт обычного парня. Уже в 16 лет он впервые самостоятельно управлял самолётом. А после военного училища его, молодого лейтенанта, отправили в Академию. Попал в элитную группу талантливой молодёжи, отобранной со всей страны. Время было непростое, постперестроечное. Молодому лётчику надо было не только учиться, но и заботиться о семье. Не хватало средств — ночами разгружал вагоны. Он точно знал, что так будет не всегда. И что раньше или позже попадёт в отряд космонавтов.

Обо всём этом он рассказал на встрече с молодёжью в мультимедийном центре «Россия» перед показом фильма «Вызов». Вопросы звучали самые разные. Например: являются ли врождёнными или приобретёнными присущие космонавтам душевность, искренность, общительность? И Антон Николаевич объяснял, что многое тут действительно от природы. Интроверты среди космонавтов — большая редкость. Существует, конечно, определённый психологический отбор. Полгода на орбитальной станции в маленьком неизменном коллективе — не у каждого для этого достаточно уживчивости.

Тема на встрече в мультимедийном центре «Россия» была одна, но зато совершенно космическая. Фото Алексея ПАВЛУЦКИХ

От будущих педагогов ему поступил вопрос как преподавателю, инструктору, отцу двоих дочерей.

— Мне думается, что воспитывать нужно прежде всего себя самого, — ответил Антон Шкаплеров. — Потому что дети смотрят на нас, как мы себя ведём, какие отношения в семье. Надо стараться быть хорошим примером для них.

К слову, космонавтов в его семье больше не предвидится у дочерей иные приоритеты.

— У нас в Звёздном городке плотность космонавтов и Героев России на квадратный метр выше, чем где-либо на свете, — улыбнулся Антон Николаевич. — Наших детей космонавтами не удивишь.

А у нас эту плотность ещё создавать и создавать. И нашей молодёжи всё интересно. Про то, что до невесомости — всего восемь минут лёта, а до первого полёта — восемь лет. И про то, что самым трудным из многочисленных испытаний сперва были прыжки с парашютом — лётчики вообще их не любят. И просто, как оно там, на орбите? Ну, своими глазами.

— Наша планета действительно голубая. Никакие современные камеры не могут передать её красоту так, как это видишь сам.

Поэтому в свободное время, по словам Антона Николаевича, в основном смотришь и без конца фотографируешь. Да, выходные в конце недели как бы есть. Но кто будет делать уборку на станции? Между прочим, она размером с футбольное поле. Отлично, про космическую пыль нам тоже надо. И про особенный космический стаж: как так вышло, что Шкаплеров к 50 годам успел выработать 60 лет?

Несколько слов про кино. Первый же такой опыт в отечественной космонавтике. Всё было по-честному, заверил командир экипажа. Юлия Пересильд полетела, пройдя отбор. Надо было с первого дня в космосе приступать к съёмкам. Между тем даже у профессиональных космонавтов в первые дни бывает не всё гладко с адаптацией. Что ни говори, космос человеческому организму — не товарищ и друг. Так вот, и Шипенко, и Пересильд ко всем их талантам ещё и вестибулярно одарены.

— А вот с нами им пришлось попотеть, — заметил командир. — Мы же не актёры. Надо не смотреть в камеру, говорить слова, которые в обычной жизни не говоришь…

В завершение встречи Антон Шкаплеров расписался на звёздном глобусе НовГУ, оставив на память краткое напутствие: «Если быть, то быть первым».

Творческий вечер в мультимедийном центре назывался «Ближе к звёздам». Это не только символично, это просто-напросто очень точно. Да, они стали ближе. В «ОКБ-Планета» я пообщался с молодыми инженерами предприятия Александром Фёдоровым и Вадимом Гребой, заинтересовавшимися космической перспективой. По их общему мнению, это не так уж и недостижимо. Когда заходишь на сайт Центра подготовки космонавтов и знакомишься с условиями — это одно впечатление. А когда тебе рассказывают вживую — уже несколько другая картина получается. Так что посмотрим, поборемся. Если всё срастётся, взлетим. Значит, удачи, ребята. Тем более что конкуренция предстоит нешуточная. Это только с самыми первыми и общими требованиями просто: возраст до 35 лет, гражданство РФ, отсутствие судимости.

Герой России Антон Шкаплеров с инженерами «ОКБ-Планета» Александром Фёдоровым (слева) и Вадимом Гребой. Фото Василия ДУБОВСКОГО

Как раз сейчас Роскосмос принимает заявки, проводя открытый отбор во многих регионах России. Компания предлагает, разъясняет, дальнейшая инициатива — в руках самих претендентов на кандидатов в космонавты. Кандидат — это уже очень серьёзно. И довольно надолго — на два года, которые будут наполнены общекосмической подготовкой с изучением основ техники, тренингами, испытаниями — например, на выживание в экстремальных условиях в разных широтах. Выдержавшие все экзамены будут зачислены в отряд космонавтов. До назначения в экипаж в среднем проходит 5–7 лет.

Было время, отечественные интеллектуалы рефлексировали по поводу национальной идеи. Отчаялись искать, кажется. Вряд ли искомым может быть космос. Но это точно о высоком. Хватит уже буравить взглядом землю. Ведь самое интересное ещё впереди. А пока, как пожелал космонавт Шкаплеров, всем мира, добра и космического здоровья.

Антон ШКАПЛЕРОВ, космонавт, Герой России:

— С 2012 года в России существует открытый набор в космонавты. Но реклама этого всё ещё не развита. Люди просто не знают о том, что «если очень захотеть, можно в космос полететь». Отсюда задача — мотивировать нашу молодёжь. В частности, на примере Великого Новгорода. Я верю, что у вашего замечательного города обязательно появится свой космонавт!