Среда, 08 января 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Воспоминание о будущем

{thumbimage 150px 1}Корреспонденты «НВ» провели один день в Парфинском районе
 До Парфина мы добирались гораздо дольше, чем рассчитывали. Расчищенные грейдером дороги через минуты вновь оказывались в снежном плену, и стрелка спидометра редакционных «Жигулей» никак не могла перевалить за отметку в 60 километров.
В райцентре нас встретила привычная картина провинциального поселка: неспешно идущие по своим делам прохожие, молодые мамы с детскими колясками, пенсионеры с авоськами, бредущие из магазина, да хозяева с большими лопатами, разгребающие снег возле своих домов. Населенный пункт, каких в области немало. Но после банкротства фанерного комбината за судьбой поселка пристально следила вся область.
Не было бы счастья, но несчастье помогло. Сегодня в районе любят повторять эту пословицу. Два с небольшим года назад за воротами градообразующего предприятия осталось около 1600 человек, и уровень безработицы в районе просто зашкаливал.
Десятки совещаний, многочисленные встречи руководителей области с отчаявшимся населением преследовали одну цель: сделать все для трудоустройства людей, лишившихся работы, и помочь району преодолеть кризисную ситуацию. В федеральный список моногородов Парфино не попало, и выход был один — выбираться из трудностей самостоятельно.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что начало этому уже положено, так как именно благодаря кризису здесь стремительно стали развиваться малый бизнес и индивидуальное предпринимательство. За два нелегких года в районе зарегистрировано более ста индивидуальных предпринимателей, появилось более десяти новых предприятий. В одно из них, занимающееся поставкой каминных дров в страны Европы, мы и отправились.
Деревообрабатывающее предприятие Михаила ИВАНОВА расположилось на окраине райцентра, на бывших площадях местного ПАТП. Эту площадку отставной главный инженер ОАО «Парфинский фанерный комбинат» выкупил и построил на ней ангар, чтобы начать свое дело.
— Еще работая на комбинате, я хотел воплотить эту идею, но руководство меня не поддержало, — рассказывает он. — Но когда комбинат развалился, я знал, что делать, и уже в марте 2009 года в Норвегию ушел первый грузовик с березовыми дровами для каминов. Тогда у меня работали 16 человек, и мы могли отправлять в Норвегию, Германию, Данию, Финляндию ежемесячно 16 машин с продукцией. Постепенно расширил производство, число рабочих выросло до 47, а в Европу каждый месяц отгружаем около двух тысяч кубометров дров.
Как признался Михаил, и такие объемы — не предел. Только ведь любой бизнес, по его словам, — это не только доходы, но и большая головная боль. Сейчас большая часть прибыли уходит на всевозможные налоги, зарплату, развитие производства и кредиты, а впереди — новые траты:
— К качеству товара мои партнеры предъявляют строгие требования: влажность, вес, геометрия — пришлось купить новое оборудование. Чтобы не было проблем с сырьем, а основания для беспокойства есть, решил взять в аренду лесосеку на 1 200 кубометров порубок в год. Так спокойнее. Правда, придется обзавестись техникой для заготовки леса. Возникли проблемы и с балансом, которым мы топим котельную. Раньше я его закупал, а сейчас из-за роста цен вынужден заготавливать сам. Ездить приходится за 80 километров, в Крестецкий район, через болота. Растут цены на горючее. Поэтому все чаще возникает мысль: а надо ли мне все это?

Дело мастера боится

Кризис дал толчок и развитию сельскохозяйственной отрасли. Отмечено заметное увеличение посевных площадей, Парфинский район стал одним из лидеров в области по откорму скота. В прошлом году по программе самозанятости населения и в рамках договора с облпотребсоюзом в район было завезено 1035 голов свиней. Рекордсмены в этом плане — жители деревни Лажины, у которых в личных хозяйствах откармливается порой до 40 свиней!
Как рассказала заместитель главы Парфинского района, начальник управления сельского хозяйства Наталья МОКИНА, сегодня бывшие безработные парфинцы (в 2010 году таких было 164 человека) занимаются не только разведением и откормом животных, но и пчеловодством, выращиванием картофеля, овощей в теплицах, заготовкой дров для населения, предлагают услуги как таксисты и парикмахеры. Именно благодаря кризису долгожданный цирюльник появился и в поселке Пола.
Вывеска «Парикмахерская» красуется на здании местной больницы. Здесь в небольшом помещении создала рабочее место индивидуальный предприниматель Елена ВЕЛИКОТРАВ. Она признается, что было боязно начинать свое дело. Тех 58 тысяч рублей, которые в Центре занятости выдали на открытие бизнеса, явно не хватало. Но сидеть без работы было еще хуже, и она решилась:
— Взяла кредит, сняла в аренду небольшое помещение и не жалею. Клиентов хватает: стригу, брею и причесываю весь поселок. Еще и с Домом ветеранов договор заключила, старикам скидку, конечно же, делаю. Три месяца назад разобралась со всеми долгами и теперь работаю только на себя. Не скажу, что заработок большой, но зато стабильный. Да и землякам не надо в Парфино ездить стричься. Теперь вот уговариваю подруг на маникюрш выучиться — работали бы вместе. Но они чего-то боятся. А зря, у меня же получилось!
Не так давно рядом с вывеской «Парикмахерская» появилась еще одна — «Сапожная мастерская». Там ремонтируют не только обувь, но и телеаппаратуру. Так что те самые бытовые услуги, которых в районе за последнее десятилетие стало заметно меньше, потихоньку возрождаются.

Братцы-кролики

Несмотря на то, что времени было в обрез, мы все-таки решили встретиться с еще одной новоявленной предпринимательницей из деревни Сергеево Людмилой ЕМЕЛЬЯНОВОЙ. Основное ее место работы — Парфинская средняя школа, педагог-организатор, а свободное время занимают кролики, поголовье которых в прошлом году выросло до ста штук. Сейчас время забоя, и в клетках мы увидели лишь около двух десятков пушистых зверьков. Несмотря на то, что всему пришлось учиться с нуля, Людмила полна надежд:
— На рынке в Парфине выгодно мясо продавать, уходит по 280—310 рублей за килограмм. Причем прибыль в кролиководстве вполне реальна. Мы и за корма расплатились, и себе тушенки наделали, и косилку купили. Есть корм — проблем с кроликами никаких. Планируем с мужем еще больше развести. Хочу сказать, что для тех, кто хочет, работа всегда есть. Я и сторожем работала до этого, но дома не сидела.
Наш разговор прервала вернувшаяся из школы дочка Ульяна. Она рассказала, что учится в шестом классе и мечтает поступить в институт, стать модельером. Но в свою деревню после учебы ни за что не вернется:
— Что я здесь буду делать? Какая здесь для меня будет работа?
А что по этому поводу думают другие выпускники и их родители? Мы решили пуститься в свободное плавание и, пока не стемнело, погулять по райцентру и пообщаться с прохожими.

Бывает обидно

Первой навстречу попалась женщина с девочкой лет десяти. На вопрос, хотите ли вы, чтобы ваша дочь жила и работала в родном поселке, наша собеседница, представившаяся Татьяной, ответила резко и решительно: «Ни за что! Своей судьбы я ей не хочу желать. Каждый день ждешь, что без работы останешься!».
В Парфинской средней школе занятия уже закончились, но в кабинете директора Надежды ЕФИМОВОЙ горел свет. Она рассказала, что в вузы поступает около 70% выпускников, и только один из пяти по окончании учебы возвращается домой:
— Конечно, обидно, что лучшая молодежь уезжает, но некоторые года два-три спустя возвращаются. В городе еще сложнее жизнь устроить. А вообще, если вспомнить годы перестройки и вседозволенности, дети гораздо лучше стали, спокойнее, вдумчивее, что ли.
Уходить из школы не хотелось, но мы решили вновь пойти в народ и побродить по парфинским улицам. «Добрый вечер, скажите, пожалуйста, что больше всего вас волнует в данный момент?» — с таким вопросом мы приставали к прохожим. Вот некоторые из ответов:
— Наталья, мне 23 года, работа есть, но меня беспокоит другое: в поселке вообще нет детских площадок, негде с малышами погулять и позаниматься!
— Я — Ольга, секретарь. У всех сейчас состояние настороженное. То тут, то там закрываются предприятия. У меня мужа сократили, два месяца искал работу. У нас двое детей, денег не хватает. И медицинское обслуживание требует денег, это на словах все бесплатно. Отношение медперсонала тоже оставляет желать лучшего.
— Валерий, учитель. Жизнь, как волна, — то вверх, то вниз.
— Людмила, работаю на фанерном комбинате. С тем, что раньше, не сравнишь. Боимся, как бы и оставшееся производство не закрыли. Скорее бы хозяин настоящий появился.
— Наталья. Год назад вышла на пенсию. Болею, на тяжелую работу теперь не могу устроиться, спасает мамина пенсия. А так все очень дорого, на лекарства и квартиру вся моя пенсия уходит.
— Лилия Алексеевна! Вы телевидение, что ли? Приезжают, снимают нас, а нам и не посмотреть — всего две программы телевизоры принимают. А на тарелку, как у соседей, денег нет!
— Ирина, 35 лет. Знаете, что обидно: людей недобрых много. Ладно бы просто среди посторонних, но когда тебе в больнице грубят — обидно! Вроде бы и оборудование сегодня современное, но такое отношение иногда, что со слезами домой идешь!

Послесловие

Верить или не верить случайным прохожим? Мы пошли в местную газету — куда как не к журналистам стекается весь поток жалоб!
Наши районные коллеги подтвердили, что больше всего парфинцы жалуются на отношение врачей и медицинских работников как в больницах, так и на «Скорой помощи», рассказывая о неправильных диагнозах и о грубости. Затем, по убывающей, идут недовольство состоянием дорог в районе, бедным ассортиментом промтоваров, особенно обуви, неоправданно высокими ценами в магазинах, плохой уборкой мусора.
Вот такие контрасты. С одной стороны — жизнь налаживается, с другой — сами парфинцы в это до конца не верят. Так что нынешний год обещает быть решающим как в экономике района, так и в сознании его жителей, мечтающих о стабильном будущем…
 
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сервал — одна из самых редких пород домашних котов. Длина тела — от 90 до 135 см, рост — до 70 см. Вес кустарниковой кошки — 13–18 кг.

Орион и его команда

Чтобы жить под одной крышей с сервалом, нужно думать, как сервал

25.12.2024 | Общество

Лэпбук — книжка с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков.

Краеведение по-особенному

В Великом Новгороде дети с аутизмом изучают историю родного края с помощью лэпбуков

25.12.2024 | Общество

Когда люди счастливы

Участники опроса «НВ» предложили свои варианты лучшего подарка на Новый год.

25.12.2024 | Общество

Девять финансовых привычек для нового года

Многие откладывают перемены на начало месяца или года. А значит, самое время обзавестись новыми финансовыми привычками, которые точно пригодятся в новом году

25.12.2024 | Общество

В чём риски употребления спиртных напитков?

Главный внештатный специалист психиатр-нарколог министерства здравоохранения Новгородской области о вреде злоупотребление алкоголем

25.12.2024 | Общество

С памятниками «жертвам войны», установленными в начале 90-х, в России нынешней готовы мириться далеко не все.

Кувалда как аргумент

В Боровичском районе пострадал мемориальный комплекс, посвящённый интернированным полякам из Армии Крайовой

18.12.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА