Огненный меч упадает;
От древа жизни Херувим отступает;
И райских плодов приобщаемся мы,
Некогда изгнанные за преслушание.
(Рождественская стихира
на «Господи воззвах»).
братья и сестры!
«Нас бо ради родися Отроча младо —
Превечный Бог».
«Он родился; но и прежде был рождён, — родился от жены, но и от Девы, — родился человечески, рождён Божески; здесь без отца, но и там без матери; а всё сие есть знак Божества. Он носим был во чреве, но узнан Пророком... Он повит был пеленами; но воскресши сложил с Себя гробные пелены. Положен был в яслях; но прославлен Ангелами, указан звездою, почтен поклонением от волхвов. Как же ты находишь преткновение в видимом, не обращая внимания на умосозерцание?». Так восклицает святитель Григорий Богослов, полемизируя с теми, кто не хотел принять истину о вочеловечившемся Боге. И действительно, чтобы услышать небеса, восхваляющие Славу Божию, нужно не только глазами узреть вековую радость верующих человеческих сердец, не только умом проникнуть бездну Божественного милосердия, но и приложив ухо к бытию — услышать тишину неизреченной небесной радости, умиряющей уставший от беспредметного веселья народ. Рождество — это не просто проповедь о мире, это — сам Мир, сошедший на землю в Богомладенце Христе. Мир, умиряющий сердца, вовлекающий людей в любовь к Богу и ближним.
Святой Иоанн Златоуст, живший в конце IV — начале V веков в уже христиански устоявшемся мире Римской империи, восклицал: «Ибо с того времени, как пришёл родившийся от Девы, род человеческий узнал этот путь к добродетели. Он просветил нас, сидевших во мраке, Он освободил нас, бывших в плену, Он сделал близкими нас, бывших далеко, Он усвоил нас, бывших чужими, Он сделал гражданами неба нас, бывших странниками, Он прекратил у нас войны, Он сделался для нас опорою мира». Но этот путь добродетели оказался для человечества слишком трудным. Оглядываясь назад в историческое прошлое европейской цивилизации, мы видим и вражду, и ненависть, и религиозные войны, и межнациональные раздоры. Сталкиваемся с запредельной жестокостью и очевидной несправедливостью. Причина всех этих грядущих бед была очевидна и для самого святителя Иоанна. Уже в те времена, казалось бы, очевидного торжества христианства, он с сожалением говорил: «Никто не остался бы язычником, если бы мы были такими христианами, как следует. Если бы соблюдали заповеди Христовы, если бы благодушно переносили обиды и хищения, если бы мы, будучи укоряемы, благословляли, если бы, терпя обиды, воздавали добром». За тысячелетия своего существования человек мало в чём изменился, всегда оставаясь рабом своих страстей и дурных привычек. Но с приходом Христа для каждого, кто имел мужество увидеть светлый лик вочеловечившийся Истины, свет Правды Божией, возвещающей о спасении, уже не мог померкнуть. Тьма человеческого безумства и бессмысленности целей не рассеивается, но и не способна уже никогда угасить этот свет, некогда разгоревшийся в Вифлиемской пещере.
Общественные проблемы, так беспокоящие нас сегодня, существовали и в то далёкое время, которое мы называем святоотеческим. Святой Василий Великий дерзновенно укорял «сильных мира сего» в несправедливости и безответственности. «Ибо достигающие начальства человеческим усердием, — писал святитель, — в благодарность за сие самое усердие воздают тем, что всё дозволяют в угоду грешащим, и сбережённое для бедных непрестанно тратят на свои удовольствия.
Погиб праведный суд, всякий ходит по воле сердца своего, порок не знает себе меры, народ не слушает увещаний, в предстоятелях не достаёт дерзновения, потому что приобретшие себе власть через людей стали рабами оказавших им милость. У иных придумано уже и оружие для междоусобной брани, именно защита православия, и прикрывая частные свои вражды, выставляют напоказ, что враждуют за благочестие. А другие, отклоняя от себя обличение в самых гнусных делах, доводят народ до неистовства, поощряя к взаимным спорам, чтобы общими бедствиями прикрыть своё худое состояние. Поэтому брань сия непримирима: сделавшие худое, страшатся общего мира, потому что он обнаружит «тайная» их «срама».
И сегодня мы являемся свидетелями, как безумные страсти молодых людей используют в своих интересах взрослые безответственные люди для достижения своих низменных интересов. Кто бы они ни были, они первые понесут Божие наказание уже при жизни, ибо «Господь поругаем не бывает». Разжигание ненависти между людьми — страшный грех. Национальная ли это вражда, классовая или религиозная — не важно, ибо «к миру призвал нас Господь». В нашей большой стране, где проживают такие часто не похожие друг на друга люди, говорящие на разных языках своих культур и религий, трудно найти объединяющий их стержень, трудно выстроить объединяющее всех равно успешное экономическое пространство. Но у всех у нас есть одна земля; есть довольно длительная, хоть и сложная, но совместная историческая память, один язык и одни законы. И ещё у нас есть культура, выросшая на христианских идеалах, которая является нашим общим достоянием, и мы должны повсеместно — именно теперь — напоминать друг другу притчу о «Милосердном самарянине», которую подарил нам Христос в ответ на вопрошание: «Кто мой ближний, чтобы любить его?». В этом драгоценном для нас поучении человек другой национальности и религии с нравственной точки зрения оказывается более состоятельным, чем соплеменники Христа: священник и служитель храма. И Господь указывает на иноверца, проявившего милосердие, с которого нужно брать пример, обращая к каждому из нас слова: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10,37). Конечно, люди, приезжающие к нам в гости, должны уважать нашу культуру, но ведь весь вопрос заключается в том, любим ли мы её сами, свою культуру, знакомы ли мы с ней, с её великими традициями. Принимаем ли мы её ценности, как свои?
Пусть льётся Рождественский мир в сердца всех людей, согревая их светом тихой невечерней радости. Пусть в дом к бедному и скорбящему придут добрые люди. Пусть по всему миру разольётся свет любви и веры, ибо «Днесь вся тварь веселится и радуется, яко Христос родися от Девы — Отроковицы».
И СТАРОРУССКИЙ
Великий Новгород
Рождество Христово
2011 год